Где находится этот мост? С чем связано его необычное название? Как выглядело дореволюционное сооружение? Почему и когда его решили перестраивать? Правда ли, что от замысла до его воплощения в жизнь действительно прошло почти 20 лет? А также - когда появился мост, который мы видим сегодня? И как сложилась его судьба за прошедшие десятилетия? Об этом и не только расскажу сегодня.
Историческая память
Сейчас это довольно крупный мост по меркам реки Яузы. Он соединяет две улицы: Стромынку и Преображенскую. Кроме шести полос для автомобилей, здесь имеются трамвайные рельсы. Последнее для Москвы - редкое явление. Особенно, если мы говорим именно про мосты через реки. Официальное название у него, кстати, "Матросский". Давайте сразу разберёмся, откуда оно взялось. Всё дело в одноимённой слободе. Она появилась в районе современной Русаковской набережной во времена правления Петра I.
В Матросской слободе жили люди, которые трудились на парусной фабрике. Два её корпуса располагались примерно там, где сейчас находится здание Российского технологического университета МИРЭА. Раньше это был МГУПИ (университет приборостроения и информатики). На предприятии, как вы поняли, делали паруса для петровского флота. Просуществовала фабрика до 1771 года. Потом её перевели в Великий Новгород. Вскоре, по указу Екатерины II, в бывших производственных зданиях организовали богадельню. В конце 1780-х, также по велению императрицы, корпуса перестроили. Появилось единое здание (правда высотой лишь в два этажа), которое мы видим сегодня.
Сначала в богадельне жили престарелые матросы-ветераны. В начале 19 века здесь был госпиталь, потом убежище для пострадавших при пожаре 1812 года. В общем, тут принимали нуждающихся в помощи людей вплоть до установления советской власти. Хотя и при ней по началу богадельня просто превратилась в инвалидный дом. Ну а в начале 1930-х годов тут организовали студенческий городок. Потом здание надстроили ещё двумя этажами. Таким образом, название Матросского моста не случайное. Оно отражает интересную историю этих мест.
Незавершённое строительство
Трудно сказать, с какого времени здесь существовала переправа через Яузу. На плане 1739 года она уже имеется. Но, скорее всего, такая конструкция была тут и намного раньше. То есть ещё в конце 17 века. Считается, что полноценные деревянный мост появился в 1790-х годах. А вот каменную конструкцию построили только в 1910-м. Поскольку русло реки тут было довольно скромным по размерам, то и сооружение вышло небольшим. Но с очень красивыми плетёными металлическими парапетами. Уже в те времена по мосту ездили трамваи.
В таком виде Матросский мост простоял до середины 1930-х годов. Тогда его, вместе с другими такими же сооружениями на Яузе, решили перестроить. Связано это было с тем, что реку планировали расширить. Сделать более полноводной. Также хотели благоустроить набережные. В том числе и для этого требовалось возводить более крупные мосты. В 1938 году проект нового сооружения разработал архитектор Игорь Ткаченко. Главной проблемой местности оказалась разная высота берегов Яузы на этом участке. Со стороны Преображенской улицы он был выше. Из-за этого требовалось строить новый мост под небольшим уклоном.
Чтобы решить проблему перепада рельефа, Ткаченко придумал интересную штуку. Движение транспорта по набережным должно было происходить на одном уровне с мостом. А пешеходы проходили бы уже под сооружением. На эскизе, который вы увидите ниже, это хорошо заметно. Тут же вдоль одного из берегов планировали разместить пристань. Чтобы сделать мост более живописным, откосы берегов хотели покрыть сплошным зелёным газоном.
Однако начать строительство Матросского моста смогли только в марте 1941 года. Кроме разной высоты берегов, тут была ещё одна проблема - русло реки с большим количеством изгибов и поворотов. Поэтому Яузу на этом участке решили выпрямить. Для этого, кстати, пришлось вынуть больше 300 тысяч кубометров земли. В мае 1941 года работы уже шли довольно активно. Но к сооружению самого моста пока не приступали. К сожалению, начать его строительство так и не успели. Помешала Великая Отечественная. Поэтому все работы пришлось остановить и отложить на неопределённый срок.
Почти два десятилетия
Вновь о строительстве Матросского моста заговорили только в мае 1946 года. Но и тогда к работам так и не приступили. По каким причинам, точно сказать сложно. Однако про обновление моста вообще замолчали на 8 лет. К работам приступили только осенью 1954 года. Но проект сооружения был уже иным. Его создавали архитектор Г.Г. Шахова, а также инженер Б.Г. Наумов. Пока рядом строили новое сооружение, старый Матросский мост продолжал функционировать. Завершили все работы в 1956 году. То есть от момента приятия решения о строительстве до воплощения этого плана в жизнь прошло практически 20 лет. В специальной литературе имеются данные, что первый проект Матросского моста вообще создали ещё в 1936-1937 годах.
Конструктивно обновлённый мост чем-то напоминал Электрозаводский. Его строили примерно в то же время. Общая длина составила 206 метров. Ширина - 34. С художественной точки зрения говорить тут особо не о чем. Но в целом конструкция вышла красивой и лаконичной. Из интересных деталей можно отметить парапеты и симпатичные фонари. В таком виде мост простоял до начала 21 века. В 2004 году в газетах появились сообщения, что столичные власти планирует капитальный ремонт сооружения. Однако, по всей видимости, работы так и не начали.
Начали капитальный ремонт лишь в 2009 году. Тогда все работы заняли около 5 месяцев. Последняя реконструкция Матросского моста проходила в 2024-м. Она продолжалась примерно три месяца. Сегодня сооружение по-прежнему является очень важным для Москвы. Оно обеспечивает автомобильное, трамвайное и автобусное (электробусное) движение. Загруженность тут приличная. В сторону Преображенской площади нередко случаются небольшие пробки. На одноимённой улице не очень удачно организовали работу светофоров. Но в целом это хороший мост, который до сих пор справляется со своей задачей.
Если вам интересна эта тема, можете прочитать мою статью про историю Электрозаводского моста. В ней очень много любопытных фактов и фотографий:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!