Когда здесь появился мост? Правда ли, что раньше тут сливались в одну сразу три реки? Как выглядела дореволюционная переправа? На что конструкции хотели заменить в 1930-х годах? Почему проект архитектора так не понравился проверяющей комиссии? А также - почему через полтора десятилетия новый мост всё-таки решили строить? И как он изменился за прошедшее время? Об этом и не только расскажу сегодня.
Старый и компактный
Электрозаводский мост располагается над рекой Яузой. Он соединяет улицу Гастелло (а также Бакунинскую) с Большой Семёновской. Конструкция, которую мы видим сегодня, появилась в 1950-х годах. Однако переправа находилась тут задолго до этого. Её можно увидеть аж на картах второй половины 18 века. Скорее всего, в те времена мост был деревянным. Кроме того, называли его по-другому: Покровский. Возможно, это было связано с тем, что здесь находилось одноимённое село. Правда у него имелась и вторая часть названия - Рубцово. Тут очень любили бывать царь Михаил Фёдорович, а также императрица Елизавета Петровна.
Когда-то здесь находилось слияние сразу трёх весьма крупных по тем временам рек. Яузы, Рыбинки и Хапиловки. Это можно хорошо рассмотреть на карте 1800 года. Но потом две последние водные артерии заключили в подземные коллекторы. А Яуза постепенно всё больше становилась похожей на канаву из-за сильных загрязнений. Любопытно, что, несмотря на это, местные жители всё равно продолжали стирать в мутной воде свои вещи. Есть даже фотографии.
Уже на снимках 20 века мы видим каменный мост. Однако его габариты были совсем не большими. Однопролётная, довольно низкая конструкция среди не облагороженных берегов Яузы. Тем не менее, у сооружения имелся свой шарм. За счёт красивых кованых металлических ограждений-решёток. Позже вдоль проезжей части установили оригинальные уличные фонари. Уже в конце 19 столетия мост приобрёл важную транспортную роль. Здесь проложили маршрут конки, которая ходила до Преображенской заставы. В 1906 году вагоны на лошадиной тяге заменили электрическим трамваем.
Самый большой на Яузе
Во второй половине 1930-х годов шла масштабная реконструкция реки Яузы. Её воды хотели очистить, а берега облачить в гранитные "одежды". Также требовалось заменить многие мосты. Были планы и на Покровский. Его к тому времени на картах указывали, как Рубцовский. Однако в специальной литературе этого периода уже встречался Электрозаводский мост. Возможно, потому что рядом с 1928 года работал Электрозавод. А после реконструкции мосту хотели дать новое имя.
Проект нового сооружения в 1938 году разработал архитектор И.В. Ткаченко. Мост должен был стать самым большим среди всех, которые перекинулись бы через Яузу. Поскольку рельеф у двух берегов тут оказался разным, то конструкцию решили приподнять на 5 метров над будущими набережными. Конструкция должна была стать трёхпролётной. И в целом эскизы очень походили на современный мост, который в итоге появился спустя полтора десятилетия. Однако в 1938-м идеи Ткаченко не пришлись по вкусу проверяющей комиссии.
По мнению специалистов, мост хоть и был масштабным по размерам, но вышел уж очень скучным по оформлению. Внимание заслуживали только лишь кованые металлические решётки с интересным орнаментом. Остальные же части конструкций, особенно снизу, выглядели посредственно. В любом случае, возводить новый мост даже не начинали. Помешала Великая Отечественная. Вернулись к идеям о строительстве нового сооружения только в начале 1950-х.
Над водой
Причина была не столько эстетическая, сколько практическая. Хотя размеры и полноводность Яузы в целом отличались тут скромностью, это не мешало реке мучить местных жителей по весне. Она разливалась так, что затапливала все близлежащие улицы. А в 1926, 1928 и 1947 годах случались самые мощные наводнения. Последнее из них стало причиной, почему реконструкцию Яузы всё-таки решили продолжить. Чтобы выровнять русло и сделать гранитные берега. Но для начала сосредоточились на сооружении новых мостов.
В 1954 году появился современный Электрозаводский мост. Его создавали по проекту инженеров Ю.Ф. Вернера и С.М. Замятина, а также архитектора С.П. Леонтовича. Интересно, что внешний облик очень походил на эскизы, которые вы видели ранее, в 1930-х. Даже фонари практически такие же. Однако в новые времена к архитектуре уже не предъявляли высоких художественных требований, поэтому вид Электрозаводского моста всех устроил. Вскоре после строительства сооружения начали облагораживать берега Яузы в сторону севера.
Трамваи по новому мосту не ходили. Вместо них тут ездили автобусы и троллейбусы. В целом, конструкция получилась очень важной. По ней можно было весьма быстро добраться из Сокольников до Семёновской площади, а дальше в Измайлово. В конце 2010-х годов конструкции уже начали приходить в негодность, поэтому им потребовался ремонт. Специалисты уделили много внимания техническим аспектам, чтобы увеличить прочность моста и сделать его более безопасным. Завершили работы в декабре 2020. Интересно, что движение транспорта на время реконструкции не закрывали. Хотя, конечно, ездить там тогда было неудобно.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!