Найти тему
О Москве нескучно

История Электрозаводского моста: таким его вы ещё никогда не видели

Оглавление

Когда здесь появился мост? Правда ли, что раньше тут сливались в одну сразу три реки? Как выглядела дореволюционная переправа? На что конструкции хотели заменить в 1930-х годах? Почему проект архитектора так не понравился проверяющей комиссии? А также - почему через полтора десятилетия новый мост всё-таки решили строить? И как он изменился за прошедшее время? Об этом и не только расскажу сегодня.

Старый и компактный

Электрозаводский мост располагается над рекой Яузой. Он соединяет улицу Гастелло (а также Бакунинскую) с Большой Семёновской. Конструкция, которую мы видим сегодня, появилась в 1950-х годах. Однако переправа находилась тут задолго до этого. Её можно увидеть аж на картах второй половины 18 века. Скорее всего, в те времена мост был деревянным. Кроме того, называли его по-другому: Покровский. Возможно, это было связано с тем, что здесь находилось одноимённое село. Правда у него имелась и вторая часть названия - Рубцово. Тут очень любили бывать царь Михаил Фёдорович, а также императрица Елизавета Петровна.

Когда-то здесь находилось слияние сразу трёх весьма крупных по тем временам рек. Яузы, Рыбинки и Хапиловки. Это можно хорошо рассмотреть на карте 1800 года. Но потом две последние водные артерии заключили в подземные коллекторы. А Яуза постепенно всё больше становилась похожей на канаву из-за сильных загрязнений. Любопытно, что, несмотря на это, местные жители всё равно продолжали стирать в мутной воде свои вещи. Есть даже фотографии.

Стирка белья в Яузе около моста Казанской железной дороги, 1912. С сайта www.pastvu.com.
Стирка белья в Яузе около моста Казанской железной дороги, 1912. С сайта www.pastvu.com.

Уже на снимках 20 века мы видим каменный мост. Однако его габариты были совсем не большими. Однопролётная, довольно низкая конструкция среди не облагороженных берегов Яузы. Тем не менее, у сооружения имелся свой шарм. За счёт красивых кованых металлических ограждений-решёток. Позже вдоль проезжей части установили оригинальные уличные фонари. Уже в конце 19 столетия мост приобрёл важную транспортную роль. Здесь проложили маршрут конки, которая ходила до Преображенской заставы. В 1906 году вагоны на лошадиной тяге заменили электрическим трамваем.

Самый большой на Яузе

Во второй половине 1930-х годов шла масштабная реконструкция реки Яузы. Её воды хотели очистить, а берега облачить в гранитные "одежды". Также требовалось заменить многие мосты. Были планы и на Покровский. Его к тому времени на картах указывали, как Рубцовский. Однако в специальной литературе этого периода уже встречался Электрозаводский мост. Возможно, потому что рядом с 1928 года работал Электрозавод. А после реконструкции мосту хотели дать новое имя.

Проект нового сооружения в 1938 году разработал архитектор И.В. Ткаченко. Мост должен был стать самым большим среди всех, которые перекинулись бы через Яузу. Поскольку рельеф у двух берегов тут оказался разным, то конструкцию решили приподнять на 5 метров над будущими набережными. Конструкция должна была стать трёхпролётной. И в целом эскизы очень походили на современный мост, который в итоге появился спустя полтора десятилетия. Однако в 1938-м идеи Ткаченко не пришлись по вкусу проверяющей комиссии.

По мнению специалистов, мост хоть и был масштабным по размерам, но вышел уж очень скучным по оформлению. Внимание заслуживали только лишь кованые металлические решётки с интересным орнаментом. Остальные же части конструкций, особенно снизу, выглядели посредственно. В любом случае, возводить новый мост даже не начинали. Помешала Великая Отечественная. Вернулись к идеям о строительстве нового сооружения только в начале 1950-х.

Над водой

Причина была не столько эстетическая, сколько практическая. Хотя размеры и полноводность Яузы в целом отличались тут скромностью, это не мешало реке мучить местных жителей по весне. Она разливалась так, что затапливала все близлежащие улицы. А в 1926, 1928 и 1947 годах случались самые мощные наводнения. Последнее из них стало причиной, почему реконструкцию Яузы всё-таки решили продолжить. Чтобы выровнять русло и сделать гранитные берега. Но для начала сосредоточились на сооружении новых мостов.

В 1954 году появился современный Электрозаводский мост. Его создавали по проекту инженеров Ю.Ф. Вернера и С.М. Замятина, а также архитектора С.П. Леонтовича. Интересно, что внешний облик очень походил на эскизы, которые вы видели ранее, в 1930-х. Даже фонари практически такие же. Однако в новые времена к архитектуре уже не предъявляли высоких художественных требований, поэтому вид Электрозаводского моста всех устроил. Вскоре после строительства сооружения начали облагораживать берега Яузы в сторону севера.

Трамваи по новому мосту не ходили. Вместо них тут ездили автобусы и троллейбусы. В целом, конструкция получилась очень важной. По ней можно было весьма быстро добраться из Сокольников до Семёновской площади, а дальше в Измайлово. В конце 2010-х годов конструкции уже начали приходить в негодность, поэтому им потребовался ремонт. Специалисты уделили много внимания техническим аспектам, чтобы увеличить прочность моста и сделать его более безопасным. Завершили работы в декабре 2020. Интересно, что движение транспорта на время реконструкции не закрывали. Хотя, конечно, ездить там тогда было неудобно.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!