Найти в Дзене

Скука – точка роста ребёнка.

Родители часто стремятся заполнить каждый момент жизни ребёнка чем-то полезным или интересным. Кружки, игры, гаджеты, занятия… Скука воспринимается как тревожный сигнал: «Он мается – значит, нужно срочно что-то придумать».
 
Но правда в том, что скука - важнейшая эмоция. Именно она запускает внутренние процессы: внимание поворачивается внутрь, появляется время на размышления, воображение начинает работать, а ребёнок учится быть с собой.
 
Скука – это пространство, в котором рождаются идеи, желания, самостоятельные интересы. Это первый шаг к внутренней мотивации, инициативе и к умению проживать «пустоту» без тревоги.
 
И если ребёнку всё время подсовывают «антискучные» развлечения, он так и не научится слушать себя и опираться на собственные импульсы.
 
Учить выдерживать скуку – значит, развивать опору на себя.
 
Когда ребёнок скучает, его мозг не отключается – наоборот, включаются важнейшие структуры.
 
В это время: Это особенно важно для детей с трудностями в концентрации, импульсивно

Родители часто стремятся заполнить каждый момент жизни ребёнка чем-то полезным или интересным. Кружки, игры, гаджеты, занятия… Скука воспринимается как тревожный сигнал: «Он мается – значит, нужно срочно что-то придумать».

Но правда в том, что
скука - важнейшая эмоция. Именно она запускает внутренние процессы: внимание поворачивается внутрь, появляется время на размышления, воображение начинает работать, а ребёнок учится быть с собой.

Скука – это пространство, в котором рождаются идеи, желания, самостоятельные интересы. Это первый шаг к внутренней мотивации, инициативе и к умению проживать «пустоту» без тревоги.

И если ребёнку всё время подсовывают «антискучные» развлечения, он так и не научится слушать себя и опираться на собственные импульсы.

Учить выдерживать скуку – значит, развивать опору на себя.

Когда ребёнок скучает, его мозг не отключается – наоборот, включаются важнейшие структуры.

В это время:

  • активизируется лобная кора, отвечающая за контроль, планирование и саморегуляцию;
  • формируются внутренние формы действия — основа мышления и самостоятельности;
  • развивается произвольность — умение не действовать сиюминутно, а осознанно выбирать.

Это особенно важно для детей с трудностями в концентрации, импульсивностью или гиперактивностью. Способность «быть в скуке» — это своего рода нейропсихологический фундамент будущей эффективности.

Навык выдерживать скуку – это база для успешного обучения, взросления, развития критического мышления и профилактики зависимостей.

Он помогает выстраивать внутренние опоры и быть устойчивым без постоянной внешней стимуляции.

Что можно сделать уже сегодня:

  • Не бойтесь фразы «мне скучно». Она говорит о том, что ребёнок вышел из внешнего потока и ищет внутреннюю опору.
  • Не спешите развлекать. Иногда лучше сказать: «Поскучай немного. Посмотри, что ты сам придумаешь».
  • Наблюдайте, как ребёнок выходит из скуки. Это окно в его воображение и мир идей.

Выдерживать скуку — это навык, который делает ребёнка сильнее, взрослее и свободнее.

Как мягко учить скуке: 

  • Выдержите первую волну недовольства.

Не спешите развлекать — скука не опасна, она не требует немедленного вмешательства.

  • Говорите с уважением к чувству.

«Понимаю, тебе скучно. Это бывает. Посмотри, что ты сам захочешь сделать».

  • Создайте "пространство ничегонеделания".

Иногда просто уберите игрушки и гаджеты — оставьте время для свободного блуждания ума.

  • Ограничьте "автоматические развлечения".

Особенно важно регулировать пассивный просмотр видео и бесконечную прокрутку.

  • Будьте примером.

Покажите, что можно отдыхать без телефона, просто смотря в окно или листая книгу.

Идеи игр “из скуки” — без особых материалов:

  • Придумай нового зверя.

Как он выглядит, как говорит, где живёт, что ест? 

  • Игрушка из подручного.

Дай ребёнку 3 случайных предмета (скрепка, носок, коробка) и предложите придумать игру.

  • История наоборот.

Придумайте сказку, где всё наоборот: злой колобок, добрая Баба Яга, дом вверх ногами.

  • Мир в тишине.

Минуту сидим молча и потом делимся, о чём думали и что услышали вокруг.

  • Мозговая пауза.

Просто посидеть, уставившись в потолок. Это тоже игра — для мозга.

Автор текста: детский нейропсихолог, руководитель нейромастерской "Азбука мозга", специалист по сопровождению детей СДВГ Шевченко Ольга Григорьевна