Найти в Дзене

Шаг 3 по Крэчмеру

На третьем шаге Крэчмер делает то, что сам же называет «философской догадкой». Это уже не научный факт, который можно проверить, а скорее его наблюдение, взгляд на природу человека. С ним можно соглашаться, можно спорить, но слушать интересно. К этому моменту у нас уже есть два круга: 1. В центре — психические заболевания. 2. Чуть шире — аномалии характера (то есть выраженные черты, которые могут осложнять жизнь, но не являются болезнью). И вот теперь Крэчмер делает ещё один шаг наружу — к нормальным людям, к нам с вами. Два биотипа среди психической нормы Он говорит: даже среди абсолютно здоровых людей можно увидеть два больших психологических типа. Он называет их: • шизотимик, • циклотимик. Звучит страшно, но это не диагнозы. Это просто два способа быть нормальным человеком. Почему именно два? Потому что изначально он изучал два психических заболевания, и его логика «отражалась» наружу: от болезни → к аномалии → к норме. То есть название осталось, а смысл стал мягче. ⸻

На третьем шаге Крэчмер делает то, что сам же называет «философской догадкой». Это уже не научный факт, который можно проверить, а скорее его наблюдение, взгляд на природу человека. С ним можно соглашаться, можно спорить, но слушать интересно.

К этому моменту у нас уже есть два круга:

1. В центре — психические заболевания.

2. Чуть шире — аномалии характера (то есть выраженные черты, которые могут осложнять жизнь, но не являются болезнью).

И вот теперь Крэчмер делает ещё один шаг наружу — к нормальным людям, к нам с вами.

Два биотипа среди психической нормы

Он говорит: даже среди абсолютно здоровых людей можно увидеть два больших психологических типа. Он называет их:

• шизотимик,

• циклотимик.

Звучит страшно, но это не диагнозы. Это просто два способа быть нормальным человеком.

Почему именно два? Потому что изначально он изучал два психических заболевания, и его логика «отражалась» наружу: от болезни → к аномалии → к норме. То есть название осталось, а смысл стал мягче.

Кто такие шизотимики?

Если кратко — это люди идей, систем, моделей и логики.

Им проще работать с тем, что можно выстроить, вычислить, упорядочить.

Где их найти?

По Крэчмеру — среди:

• математиков,

• философов,

• физиков,

• астрономов,

• учёных, которые любят «смоделировать мир», прежде чем с ним взаимодействовать.

Он приводит таких фигур как Коперник, Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Кант.

Шизотимик — человек, который любит «думать на расстоянии от мира».

Он как будто стоит чуть в стороне, чтобы лучше всё рассмотреть.

В политике

Крэчмер приводит пример Робеспьера — человека строгой идеи, принципиального, последовательного и, как он пишет, «пламенного революционера».

Кто такие циклотимики?

Это люди наблюдательные, чувствующие и живущие ближе к реальности.

Они мир не моделируют, а описывают, ощущают, чувствуют.

Где их найти?

Среди наук, где важно описание и внимание к деталям:

• география,

• этнография,

• ботаника,

• любые дисциплины, где нужно увидеть «мир таким, какой он есть».

Циклотимик опирается не только на логику, но и на чувства.

Его девиз Крэчмер выразил словами Гёте:

«Верь своим чувствам — они не обманут».

В политике

Пример Крэчмера — Мирабо.

Циклотимик — это человек компромисса, гибкости, учёта реальности, готовности менять мнение, если ситуация изменилась.

Итог трёх шагов Крэчмера

Крэчмер идёт от фактов к интерпретациям:

1. Заболевания — это область, где у него твёрдая база данных.

2. Аномалии характера — уже больше наблюдений и описаний.

3. Психическая норма — здесь он размышляет философски, опираясь на анализ известных личностей.

Есть важный момент:

он называл нормальных людей терминами, которые исходно были связаны с психиатрией. Поэтому его неправильно понимали: казалось, что он «клеймит» великих людей диагнозами. Но он подчёркивал — в норме эти названия обозначают не болезнь, а стиль личности.

И самое интересное — Крэчмер фактически заметил противоположность, которая потом повторится во многих теориях:

• одни люди склонны к замкнутости, анализу, системе,

• другие — к открытости, принятию, чувственному восприятию мира.

От Крэчмера к Шелдону — что изменилось?

Следующий автор, которого обязательно упоминают рядом с Крэчмером, — Уильям Шелдон.

И проблема у них одна: как связаны тело и психика?

Но метод разный.

Крэчмер — типы целиком

Он выделяет готовые типы людей. Например, астеник — это конкретная группа людей.

Шелдон — набор показателей

Шелдон делает шаг в сторону детализации:

Он говорит, что каждого человека можно описать с помощью нескольких индексов телосложения и нескольких индексов темперамента.

Как в тестах интеллекта:

• ранние исследователи видели «общий интеллект»,

• поздние — много отдельных способностей.

Шелдон делает то же самое с личностью:

он «разбивает» человека на параметры, каждому присваивает баллы (от 1 до 7) и затем статистически сопоставляет тело и темперамент.

И — что интересно —

его данные подтвердили идеи Крэчмера, хотя метод был совсем другой.

И последнее — взгляд типичного «циклотимика» и «шизотимика» на всё это

Крэчмер шутил так:

• циклотимик скажет: «Ну почему людей всего два типа? Жизнь же богаче!»

И будет прав.

• шизотимик будет доволен чёткой схемой.

И действительно — дальше появляется тема:

«Основные виды психопатий и акцентуаций».

(продолжение следует)