Как меняется роль директора школы в современных условиях постоянного
ускорения и оптимизации образовательного процесса? Какие функции по осуществлению государственно-общественного управления могут быть делегированы в ведение Управляющего совета? Что нового несет в себе усиление позиции «тройственного союза» между администрацией образовательного учреждения, родительской общественностью и непосредственно учащимися школы? Об этих и других тенденциях, явно или неявно проявляющихся в многоликой школьной жизни, наш специальный корреспондент беседует с директором ГБОУ «Школа № 1797 «Богородская» Алексеем Андреевичем Нефёдовым.
– Алексей Андреевич, будьте добры, скажите для начала несколько слов о своем жизненном пути, который, собственно, и привел вас (на егодняшний день) к руководству школой №1797. Все так и было задумано или..?
– Наверное, следует начать с того, что происходило задолго до моего назначения директором образовательного учреждения «Школа №1797». Сам я родом из семьи военнослужащего и учительницы. И еще в детском возрасте получил мамино напутствие, которое сыграло в моей жизни определяющую роль. Мама очень хотела, чтобы я пошел в педагогику, стал учителем.
Я проработал учителем физической культуры в течение пяти лет и стал заместителем директора школы по безопасности. Вскоре после этого появилась в штатном расписании должность заместителя директора школы по ресурсам, и я ее занял. На этой ступени я пробыл несколько лет, посещал различные мероприятия в нашем Департаменте образования и науки города Москвы. Набирался опыта. И в 2018 году меня позвали в департамент на собеседование и по его итогам предложили работать директором в школе №1797. То есть здесь я тружусь уже восьмой год.
– Давайте плавно перейдем к разговору о возглавляемой вами школе.
– Школа ведет свою историю с 1965 года, хотя, конечно, в то время номер был у школы другой, да и здание тогда действовало только одно. Но мы ведем отсчет
школьной биографии с того момента, как ее первое учебное здание было сдано в эксплуатацию и открыло свои двери для детей. В те далекие уже от нас времена школа наша славилась тем, что считалась «немецкой». Здесь целый ряд предметов преподавался на иностранном языке. Традиции сильного обучения иностранным языкам у нас сохранились по сей день – вот уже на протяжении 60
лет (мы в декабре как раз собираемся праздновать юбилей школы). Разумеется, за минувшие шесть десятилетий школа выросла, превратившись в образовательный комплекс: теперь в ее состав входят пять дошкольных
учреждений и четыре школьных. В девяти зданиях – почти три тысячи обучающихся, более ста пятидесяти педагогов. Я всегда повторяю: школа – это живой организм, стремящийся к знаниям и свершениям. Без преувеличений
скажу – у нас много талантливых детей, которые имеют возможность проявить себя интеллектуально, спортивно, творчески на широчайшем и разнообразном обучающем пространстве – участвуя в многочисленных проектах. В том числе – городских, таких как «Инженерный класс в московской школе», Математическая вертикаль», «Профессиональное обучение без границ» и целом ряде других направлений. Все эти возможности предоставляет нам сегодня город Москва и
его система образования.
– В последние, наверное, лет десять перемены в московском образовании совершаются стремительно. За период вашего директорства случился и ковид, обусловивший появление дистанционного обучения, и бурная цифровизация образовательного процесса, и появление новых предметов в школьной программе. В общем, много нового пришло в школьную жизнь за минувшее десятилетие. Какими эти годы были для вас?
– Я шучу на эту тему примерно так: мне в первые пару лет моего директорства дали «раскачаться», а потом обрушилась вся та история с ковидом и режимом самоизоляции. Оглядываясь назад, могу сказать, что в целом педагоги достойно справились с проблемами того периода. Дети не утратили тот уровень знаний, который был ими наработан в предковидные времена. Весь большой школьный коллектив работал на одну большую цель – неуклонно продолжать учиться и
работать. Все понимали, что рано или поздно пандемия закончится, вернется нормальный ритм жизни. Родители тоже сумели терпеливо пройти через этот сложный период. Люди показали себя с хорошей стороны. Так что отрезок
времени был весьма интересный.
– Что вам помогало преодолевать трудности на своем директорском поприще?
– В значительной степени – начавшаяся цифровизация системы образования. Во многом благодаря этому новшеству мы – школа, дети, родители – смогли пройти через все испытания пандемией без каких-то серьезных потерь в уровне качества образования. Конечно, никто не мог предвидеть ковида, никто не готовился к пандемии специально. Нежданно все случилось. Что касается цифровизации, она просто была веянием времени. Все педагоги обучились
пользоваться электронными ресурсами – досками, дневниками, программой МЭШ, которая предоставляет доступ к библиотеке качественных учебных материалов. Они в условиях дистанционного обучения, да и в период
повседневного образовательного процесса позволяют выстраивать индивидуальные траектории обучения для каждого ребенка. И в целом, для класса, материалы Московской электронной школы помогают проводить уроки. Навыки преподавателей работать с электронными ресурсами сыграли огромную роль в организации удаленки. Конечно, случались сбои, особенно поначалу. Были задействованы всевозможные методы взаимодействия с преподавателями, а также с родителями и учениками. Если у кого-то что-то не получалось, ему своевременно оказывали помощь.
– А если снова, в связи с некими непредвиденными обстоятельствами, школе придется перейти на дистанционное обучение, то каким, по-вашему, оно может стать в новых условиях ограничений?
– Я очень надеюсь, что ничего подобного больше не случится. Все-таки не придумано ничего эффективнее, чем очное обучение, лицом к лицу, когда педагог чувствует класс вживую. Личное взаимодействие позволяет
проявить все самое лучшее, что есть в преподавателе – и с профессиональной, и с личностной точки зрения. И для самих детей живое общение с учителем,
со сверстниками, со старшими и младшими – безусловно, лучше всего. Но если снова возникнет необходимость прибегнуть к дистанционке, то, уверен, наш педагогический коллектив успешно справится с подобным вызовом.
Конечно, как я уже сказал, очное образование – лучше, но не думаю, что обучение на удаленке, с учетом накопленного опыта и навыков цифрового взаимодействия, будет существенно по своему качеству уступать обычной практике.
– Скажите, в вашей школе еще кто-нибудь пишет мелом на доске? Сохранился такой обычай?
– Сохранился. Педагоги часто просят повесить рядом с электронной доской традиционную, для которой предназначен мел. Начать с того, что чистописание
в начальной школе никто не отменял, дети должны видеть правильные, красивые очертания букв и цифр. Кстати, учащиеся очень любят писать мелом, а не только работать с электронной доской.
– Какие городские проекты наиболее популярны у ребят?
– «Инженерный класс в московской школе», в первую очередь. Он стабильно набирает желающих обучаться по техническому направлению. По итогам ежегодных подсчетов, эта тема среди ребят лидирует в плане популярности. Почему? Видимо, потому, что учеба в инженерном классе позволяет ребятам,
будучи еще за школьной партой, своими руками «пощупать» будущую профессию, освоиться в ней, определиться с выбором специальности и вузом или колледжем, в который они бы хотели поступить для получения дальнейшего профессионального образования. И, по большому счету, настроить себя на предстоящую успешную карьеру. Как правило, инженерный класс идут те, кто
уже сделал свой осознанный выбор жизненного пути, знают, кем они хотят стать в будущем. Что касается предстоящих успехов в работе, то современная система
московского образования дает все шансы на то, чтобы ребенок вырос в успешную, самодостаточную личность. Благодаря городским проектам тысячи наших учеников смогли начать достойную профессиональную карьеру. И еще – в ходе реализации городских проектов ребятам стало проще и легче учиться.
– В каких городских проектах, помимо уже названных вами, участвует школа?
– Мы пытались создать «Медицинский класс в московской школе», набирали группы учащихся, но дальше групп дело у нас не пошло – целый медицинский класс укомплектовать не получилось. И проект покинул нашу школу.
Впрочем, как тут не вспомнить известные слова одного из государственных деятелей прошлого: «Лучше меньше, да лучше». Мы решили не распыляться в погоне за количеством проектов и сосредоточились на том, что хорошо получается и с удовольствием принимается в школьной среде. Мы внимательно изучаем запросы наших учащихся и их родителей, эти запросы не всегда совпадают с моим видением или представлениями других членов школьной администрации. Внимательно следим и за итогами профессиональных диагностик, которые показывают, насколько ребенок готов к участию
в том или ином проекте. Потому что, как вы понимаете, желание то может и наличествовать, а вот возможности может и не быть. Мы проводим большую работу и с родителями, и с детьми, разговариваем с ними, объясняем специфику того или иного проекта, направления обучения, чтобы они получили достаточное представление о том, надо туда идти или нет, получится ли у мальчика или девочки учиться в данном классе. Формирование классов в
рамках городских проектов происходит абсолютно прозрачно и наглядно, что позволяет корректировать образовательную траекторию учащегося.
– И снова – про цифровизацию. Скажите, Алексей Андреевич, все ли педагоги вашей школы сумели «вписаться» в нынешние условия работы, подразумевающие использование МЭШ, искусственного интеллекта и так далее? Приходилось ли вам в последние годы, скажем так, расставаться с преподавателями, которые не смогли соответствовать современным требованиям?
– Нет, мне не довелось увольнять никого из педагогического состава по той причине, что они – люди вчерашнего формата и не способны работать в
нынешних условиях. У нас есть одна учительница, которая работает в школе с советских времен, однако и для нее не составило большого труда освоить компьютерную грамоту, научиться применять МЭШ и прочие нововведения. Тем более, что у нас в школе трудится группа технических специалистов, в задачу которых как раз и входит обучить педагогов всем премудростям
интернет-ресурсов. Они всегда придут на помощь, разъяснят, научат. Да и город предоставляет множество возможностей для повышения педагогами уровня
своей квалификации: тренинги, семинары по самым разным направлениям преподавательской деятельности и так далее.
– Алексей Андреевич, вы сами когда-то заканчивали школу с углубленным изучением английского языка в Лефортово. У вас не было помыслов связать свою профессиональную судьбу с иностранными языками?
– Я тогда профессионально занимался спортом, стал мастером спорта по конькам. Выполнил норматив мастера в 16-летнем возрасте, учась в школе, для
конькобежцев это довольно-таки рано. Меня взяли в юниорскую сборную России. В общем, перспективы вроде бы открывались передо мной на спортивном поприще – так мне тогда представлялось. Но… Потом, как принято говорить, что-то пошло не так – то травма, то иные непредвиденные обстоятельства.
– Вы получили высшее образование по физкультурному профилю?
– Да, я закончил Российский государственный университет спорта и туризма, бывший ГЦОЛИФК, что на Черкизовской. Это было моим первым высшим
образованием. Потом получил управленческое высшее – когда уже начал работать в школе, квалификация – менеджер в сфере образования. А недавно получил высшее юридическое.
– Что ж, современная школа требует от педагога и управленца разносторонних знаний и навыков, причем не только педагогического профиля.
– Именно так. И языковые познания тоже очень пригодились мне в жизни. Помню, еще когда я учился в 11-м классе, меня в составе юниорской сборной России послали на соревнования в Америку. Вышли из самолета, и к нам подбежали иностранные журналисты с просьбой дать интервью. А все – ребята из десятых-одиннадцатых классов, стеснялись и новой обстановки, и непринужденного общения с носителями языка… Никогда еще так далеко мы не выезжали. А я спокойно подошел, пообщался с прессой на чистом английском. Дал интервью, его потом напечатали. Было приятно получить маленькое моральное удовлетворение – не зря нас в школе учили языку.
– И какое место вы на тех соревнованиях заняли?
– Тогда мы очень хорошо выступили, а я в личном зачете занял второе место на дистанции 3 тысячи метров.
– У вас были замечательные школьные годы, Алексей Андреевич. А нынешние выпускники школы №1797 вспоминают родные стены, приходят навестить своих преподавателей и наставников?
– Да, учитель во все времена был и остается центром притяжения для своих учеников – как тех, кто сидит за партой сегодня, так и тех, кто закончил школу в разные годы. Как и для родителей, так и для учителей выпускники – уже взрослые люди! – всегда будут оставаться детьми. Приходят, чтобы поделиться своими успехами, услышать совет, да и просто пообщаться. Помимо всего
названного, у нас есть для выпускников особое мероприятие. Оно появилось в нашем образовательном учреждении, когда я пришел сюда работать, то есть
можно сказать, что эту традицию ввел я. Она спортивная. Мы ежегодно, весной проводим турнир по волейболу и мини-футболу, в нем принимают участие любые наши выпускники: те, которые недавно закончили нашу 1797-ю школу, и те, кто получил аттестат зрелости три десятка лет назад. Ограничений по возрасту и году окончания школы нет никаких. На этот спортивный праздник,
помимо выпускников, приходят педагоги, родители. Мы приглашаем почетных гостей. Составляются команды, а затем все играют друг против друга. На последнем таком турнире, состоявшемся весной 2025 года, только волейбольных команд было девять, получилась большая, дружная тусовка. А начинался турнир восемь лет назад с трех или четырех команд.
– Вы принимали участие в играх?
– Да, я тоже участвовал. Играл в команде учителей. Была теплая и, вместе с тем, азартная атмосфера. Представьте, какая предоставляется возможность – ученикам обыграть педагогов! Все другие команды стремились первыми сыграть против учителей – и выпускники, и родители.
– И кто же занял первое место в турнире 2025 года?
– Победили выпускники прошлых лет. А за год до этого победила команда учителей. Я и мои коллеги ждем весны, чтобы снова побороться за первое место, тренируемся.
– Еще вопрос, Алексей Андреевич. Когда вы утром едете на работу, что вас больше всего волнует? Вы каким-то образом настраиваетесь на предстоящий день, может быть, медитируете?
– Насчет медитации – точно «нет», это не мое. Просто встаю, одеваюсь и выезжаю на работу. Это – мое обычное утро. Мой путь обычно занимает до 30 минут. Да, наверное, мое состояние за рулем можно назвать настройкой на предстоящий день. В первую очередь заботит предстоящая встреча с детьми, с каким видом я буду с ними здороваться, кто из них опять опоздает, кто придет не в школьной форме. Ну, и, конечно, думаю о том, как встречусь с коллегами. И хотя все сказанное происходит год за годом каждый день, все равно по утрам, сидя за рулем, проговариваешь про себя те слова, которые будут сказаны. Ведь раз за разом, при встрече, ты передаешь детям и взрослым свой настрой, свое отношение к учебе и работе. Если я буду здороваться с угрюмым, подавленным видом, то это далеко не та энергетика, которая способствует деловому настрою людей. Особенно это касается учителей, ведь любому из них предстоит нелегкий день, поскольку в школе у преподавателей легких дней практически не
случается. Провести в среднем по пять уроков ежедневно перед разными классами – тяжкий труд. Вот такие мысли приходят по дороге на работу.
– Сейчас, говоря по правде, основные конфликтные ситуации в школьной жизни происходят между учителями и родителями. Как у вас решаются эти проблемы?
– Конечно, бывают ситуации, когда мнения родителей и учителей по какому-то вопросу не совпадают. Отчасти и для таких случаев у нас в школе существует
Управляющий совет. Это структура, созданная внутри школы, позволяет избежать перекосов в ту или иную сторону во время принятия решения в конфликтной ситуации. А также УС часто выступает с разъяснениями в случае
недопонимания кем-то из участников конфликта – учителем или родителем – тех реалий и процессов, в которых мы все живем. Очень важно, что в Управляющем совете представлены выборные члены от родительской общественности. Наряду, конечно же, с представителями учеников и педагогов. И живой, конструктивный диалог между этими тремя сторонами образовательного процесса, тот диалог, который ведется между ними в Управляющем совете, очень заметно способствует тому, что люди находят
общий язык. Ведь мы все – живой школьный организм, который делает одно общее дело. И я всегда всем говорю – и учащимся, и педагогам, и родителям: «Какие бы проблемы вас не заботили, какие бы вопросы не вертелись у
вас в голове, приходите ко мне или в Управляющий совет, делайте это открыто, в доверии. И любые трудности будут совместно преодолены. Чем быстрее проблема будет озвучена, тем скорее мы примемся за ее решение. Я не скрываю свой номер телефона, и многие родители звонят мне по
самым разным наболевшим или, напротив, сиюминутным вопросам – большим и маленьким.
– Не злоупотребляют ли некоторые мамы или папы такой вашей открытостью?
– Я бы не сказал, что мне чрезмерно досаждают, ведь каждый ребенок в школе имеет своего классного руководителя, к которому, как правило, и следует обращаться в первую очередь в случае каких-то затруднений. Но, повторяю, если возникают вопросы, то родители могут напрямую обращаться ко мне в любое время суток. Бывает, назначаем встречу по тому или иному вопросу – всякое случается. Школа год за годом растет, меняется в лучшую сторону. И вместе с ней меняемся мы.
– Алексей Андреевич, спасибо за беседу и – успехов вам на вашем замечательном поприще!
Интервью провела Светлана Аннина
Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"