Найти в Дзене
Память Даурии

Судьба портрета дочери генерала Шепетковского.

В начале XIX века, в 1808 году, в блистательном Санкт‑Петербурге появился на свет Александр Кириллович Шепетковский — человек, чья жизнь стала своеобразным отражением эпохи, где военная доблесть и государственная служба переплелись с предпринимательской хваткой и общественным служением.

Александр Кириллович Шепетковский.
Александр Кириллович Шепетковский.

Александр Кириллович родился в семье майора Первого кадетского корпуса Кирилы Ивановича Шепетковского. С юных лет его судьба была предопределена: в 1821 году он поступил в Первый кадетский корпус, где провёл семь насыщенных лет, впитывая знания и закаляя характер. В 1829 году молодой офицер вступил в ряды лейб‑гвардии Финляндского полка, где прослужил до 1843 года, демонстрируя верность долгу и безупречную дисциплину.
В 1844 году карьера Шепетковского сделала новый поворот — он занял пост архангельского полицмейстера. На этом поприще он проявил себя как деятельный и принципиальный руководитель, заботящийся о порядке и благополучии горожан. Однако уже в 1848 году Александр Кириллович оставил государственную службу, чтобы посвятить себя золотопромышленности в Красноярске. Его прииски в северной и южной системах Енисейского округа принесли ему не только материальное благополучие, но и уважение в обществе. До конца своих дней, вплоть до 1877 года, он оставался активным общественным деятелем, оставив после себя наследие не только в виде добытого золота, но и в сердцах девяти детей, которых он воспитал.

Портрет М.А. Бутиной. 1890-е. Холст, масло. Художественный музей Алтайского края.
Портрет М.А. Бутиной. 1890-е. Холст, масло. Художественный музей Алтайского края.

Среди его потомков особенно выделяется дочь — Мария Александровна Шепетковская, появившаяся на свет в 1855 году в том же величественном Санкт‑Петербурге, где когда‑то начинал свой путь её отец. Её судьба оказалась тесно связана с далёкой и суровой Сибирью.

Нерчинский и иркутский купец и золотопромышленник Бутин Михаил Дмитриевич. Март 1897 года.
Нерчинский и иркутский купец и золотопромышленник Бутин Михаил Дмитриевич. Март 1897 года.

В 1873 году Мария Александровна связала свою жизнь с Михаилом Дмитриевичем Бутиным — зажиточным забайкальским золотопромышленником. Молодожёны отправились в Нерчинск — город, затерянный среди сибирских просторов. Именно здесь их ждал роскошный дворец, ставший настоящей жемчужиной городской архитектуры.
Выстроенный в мавританском стиле, особняк Бутиных поражал воображение современников. Его причудливые формы, изысканные детали и богатство отделки делали его одним из самых роскошных зданий не только в Сибири, но и во всей России. Сегодня в этих стенах располагается краеведческий музей, хранящий память о былом великолепии.
Внутри дворца находилось обширное собрание живописи, среди которого особое место занимал портрет Марии Александровны, созданный кистью знаменитого художника Константина Маковского. Мастер написал несколько изображений супруги золотопромышленника, но наиболее примечательным стал портрет 1874 года. На картине «Урок пряжи» Мария Александровна предстаёт в образе юной девушки, занятой прядением. Это полотно, полное изящества и тонкой психологической глубины, до начала XX века хранилось в нерчинской усадьбе Бутиных.

-4

Как считается по завещанию наследников купеческой семьи, портрет должен был навсегда остаться в Государственной Третьяковской галерее. Однако судьба распорядилась иначе — картина исчезла из поля зрения искусствоведов. Её следы затерялись в лабиринте времени, оставив лишь смутные предположения о возможном местонахождении.
Мария Александровна Бутина навсегда осталась в памяти современников как истинная хозяйка сибирского дома — хлебосольная, радушная, излучающая теплоту и душевное благородство. В её облике сочетались утончённость петербургского воспитания и та особая внутренняя сила, которую дарует суровая сибирская земля.Для Михаила Дмитриевича она была не просто супругой — она стала его верным спутником, мудрым советчиком и самым близким другом. В их доме всегда царила атмосфера гостеприимства: за широким столом собирались купцы, путешественники, чиновники и художники; в залах звучали рояль и оживлённые беседы; а в зимние вечера, когда за окнами кружила метель, дом Бутиных светился тёплыми огнями, маня к себе всех, кто искал приюта и душевного тепла.
Когда Михаил Дмитриевич ушёл из жизни, Мария Александровна не покинула Нерчинск — город, ставший для неё вторым домом. Ещё десять долгих лет она прожила среди знакомых улиц, сохраняя память о супруге и поддерживая традиции их общего дома. Она по‑прежнему принимала гостей, помогала нуждающимся, следила за делами, завещанными мужем, — и каждый, кто встречался с ней в те годы, отмечал неизменную стойкость её духа и благородство манер.
Лишь в 1917 году, когда вихрь исторических потрясений уже накрывал страну, Мария Александровна решилась на отъезд в столицу. Это было непростое решение — оставить город, где прошла большая часть её жизни, где каждый уголок хранил воспоминания о счастливых годах рядом с мужем. Но время требовало перемен, и она, собрав самые дорогие сердцу реликвии, отправилась в путь.

К.Е. Маковский. «Автопортрет», 1860 г. Третьяковская галерея.
К.Е. Маковский. «Автопортрет», 1860 г. Третьяковская галерея.

Среди этих реликвий был и её портрет — тот самый, написанный Константином Маковским. Она взяла его с собой как немую память о молодости, о любви, о доме, который когда‑то сиял среди сибирских просторов. Картина стала для неё не просто художественным произведением — она превратилась в молчаливого свидетеля её судьбы, в нить, связывающую прошлое и настоящее.
И кто знает, может быть, где‑то в тиши музейных запасников или в частной коллекции до сих пор хранится этот портрет — с мягким взглядом, изящным поворотом головы и той особой грацией, что делала Марию Александровну Бутину не просто женой золотопромышленника, а женщиной, оставившей тёплый след в сердцах современников.
В 2016 году заместитель директора Нерчинского краеведческого музея Александр Юрьевич Литвинцев обратился с просьбой: если кому‑либо станет известно о частном хранении или коллекции, где может находиться портрет Марии Александровны Бутиной, сообщить об этом в музей. Сегодня исследователи предполагают, что полотно может скрываться в запасниках одного из региональных музеев России, терпеливо ожидая момента, когда его вновь увидят восхищённые зрители.

-6