ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Евангелие этой Недели представляет нам небольшую, но одну из самых отрезвляющих притч — о безумном богаче. Она является прямым продолжением предупреждения Спасителя: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).
Эта притча — не просто осуждение богатства как такового. Это диагноз, поставленный человеческой душе, которая, получив все от Бога, забывает о Дающем и замыкается в самодовольном диалоге с самой собой. Это откровение о трагической близорукости, которая принимает временное за вечное, а тленное — за истинное благо. Святитель Николай Сербский говорит, что этот богач «считает себя господином времени и жизни», и в этом — вершина его безумия.
Сегодня мы пройдем путем этой притчи, чтобы понять, в чем же состоит подлинное богатство и как нам избежать роковой ошибки, за которую человек был назван Самим Богом «безумным».
ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ (СТ. 16-21)
Текст:
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу ту все хлебы мои и все блага мои,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Параллельные места:
- Лк. 12:15 — Непосредственный контекст и ключ к пониманию притчи: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
- Еккл. 2:18-19 — Суета и тщета труда, когда не знаешь, кому достанется: «И возненавидел я весь труд мой... ибо должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый?»
- 1 Тим. 6:6-10, 17-19 — Опасность любостяжания и призыв уповать на Бога, благодетельствовать и собирать себе сокровище на небе: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем... богатых в настоящем веке увещевай... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами... сокровище себе, доброе основание для будущего».
- Мф. 6:19-21 — Прямая заповедь Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе».
- Иак. 4:13-16 — Осуждение самонадеянного планирования: «Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"».
- Пс. 38:7 — Суета человека, который собирает и не знает, кому достанется: «Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то».
- Мф. 16:26 — Вопрос, обнажающий ложные ценности: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».
[А. Фактические вопросы]
1. Что стало непосредственным поводом для размышлений богача? О чем именно он размышлял с самим собой?
(Комментарий для ведущего: Важно подчеркнуть, что поводом стал не труд или нужда, а избыток, "хороший урожай". Внутренний диалог вертится вокруг проблемы хранения этого избытка.)
- Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Первое действие обильного урожая на богача состояло в том, что он занялся особенными размышлениями. Это почти всегда бывает с обогатившимися внезапно или с получившими внезапно значительное приращение к прежнему богатству. Размышляя сам с собою, богач говорил: Что сотворю? Что мне делать?...»
- Блаженный Феофилакт Болгарский: замечает, что «излишнее богатство похоже на нищету. И то и другое вопиет от затруднительности своего положения: что мне делать? Причина затруднительности при нищете — недостаток в телесных потребностях, при богатстве — излишество в них».
2. Каков был конкретный план действий богача? Перечислите его шаги.
(Комментарий для ведущего: План богача логичен и прагматичен, но он полностью сосредоточен на себе и своем комфорте. Это цепочка: разрушить старое -> построить новое -> собрать все -> провозгласить самодовольный отдых.)
- Из текста притчи: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу ту все хлебы мои и все блага мои, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
3. Какие слова богач обращает к своей душе и что они раскрывают о его жизненных приоритетах?
(Комментарий для ведущего: Это кульминация его безумия. Он обращается к душе, но предлагает ей исключительно телесные, материальные блага. Это смешение категорий, духовное невежество.)
- Блаженный Феофилакт Болгарский: «Прекрасные же блага души! Есть и пить есть благо души неразумной. Впрочем, поскольку ты и сам имеешь такую душу, то справедливо предлагаешь ей такие блага. Но благо души разумной состоит в том, чтобы уразумевать, рассуждать, увеселяться Законом Божиим».
- Святитель Николай Сербский: «Душа не питается пищею тленной, а он ей предлагает такую... Душа насыщается правдой и милостью, а он и не помышляет о том, чтобы с помощью своего богатства сотворить правду и милость».
4. Какой приговор выносит Бог богачу и в какой момент это происходит?
(Комментарий для ведущего: Суд Божий звучит в момент наивысшего человеческого самоуспокоения. Бог не спорит с его логикой, а просто объявляет ему приговор, обнажающий ложь всех его расчетов.)
- Из текста притчи: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
- Святитель Василий Великий: «Такое осмеяние безрассудства тягостнее вечного наказания!»
[Б. Вопросы по смыслу и толкованию]
5. Почему в притче подчеркивается, что богач вел внутренний диалог «сам с собою»? О чем говорит это отсутствие в его картине мира Бога и ближних?
(Комментарий для ведущего: Это ключевой момент. Его монолог — это символ закрытости, эгоцентризма. В его мире нет места ни Богу как Подателю благ, ни ближним как соучастникам в пользовании ими.)
- Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Слепотствующий богач не подумал о Боге, о вечности, о нищей братии своей; он подумал только о себе, подумал гибельно для себя, потому что забыл о назначении души».
- Протоиерей Иоанн Бухарев: «Говоря такие слова, богатый забыл, что у него не одно тело, а еще есть бессмертная душа, и что цель его жизни — не удовольствия плотские, а спасение души; забыл, что богатство дается человеку не для того, чтобы только употреблять его на собственные удовольствия, а чтобы помогать бедным».
6. В чем конкретно состоит «безумие» богача, согласно толкованиям святых отцов? Это безумие греха или неразумия?
(Комментарий для ведущего: Безумие здесь — не медицинское, а духовное. Это помрачение ума, которое принимает иллюзию за реальность. Отцы выделяют несколько аспектов этого безумия.)
- Евфимий Зигабен: «О, человек богатый, ты хоть имеешь много добра, но откуда ты знаешь, что оно отложено на многие годы? Ведь и сами плоды, да и ты с ними, подвержены порче и временны. Потому с полным основанием ты назван безумным.» (Безумие в незнании тленности и непостоянства).
- Святитель Николай Сербский: «Безумие богача не только в том, что он предлагает мясо ягненку, то есть телесную пищу душе, но и в том, что он считает себя господином времени и жизни.» (Безумие в присвоении себе божественных прерогатив).
- Блаженный Феофилакт Болгарский: «Как не безумен тот, кто не знает, что предел жизни нашей во власти Божией и никто не может ни продолжить, ни определить течение своей жизни?» (Безумие в неведении о своем неведении).
7. Что означает фраза «душу твою возьмут у тебя»? Кто эти «они», и почему используется именно это слово?
(Комментарий для ведущего: Это страшные слова, указывающие на насильственное отнятие жизни у того, кто к ней привязан всем своим существом. Форма множественного числа и сам глагол открывают глубокий богословский смысл.)
- Блаженный Феофилакт Болгарский: «Обрати внимание на слово: "возьмут". Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, возьмут у тебя душу твою против воли твоей... У праведника не отнимают душу, но он предает ее Богу... Но грешник, оплотянив душу... чрезвычайно затрудняет отделение оной. Поэтому и говорится, что душу "возьмут" у него, как бы у какого упорного должника».
- Архиепископ Никифор (Феотокис): «Знать же надобно, что истязую душу его разумеются бесы... и потому не сказал: истяжу душу твою, но: истяжут душу твою, то есть, принужденно похитить сию пленившие оную.»
8. Дайте развернутое толкование заключительных слов Христа: «...а не в Бога богатеет». Что значит «богатеть в Бога» на практике?
(Комментарий для ведущего: Это антитеза пути безумного богача. Если тот богател для себя, то христианин призван богатеть в Бога. Это активный процесс стяжания нетленных благ.)
- Святитель Феофан Затворник: «Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть “собирают не себе, а богатеют только в Бога”. А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния».
- Святитель Тихон Задонский: «Христианское сокровище истинное — это добродетели... Тем серебром и золотом, которое у тебя в сундуках напрасно лежит, должно было тебе пленных выкупить. Тем излишеством, которое ты на созидание ненужных строений полагаешь, должно было тебе создать хижины не имущим, где главы приклонить и упокоиться. Что употребляешь на украшение одеяний, тем должно было тебе одеть полунагих и бедных. Что расточаешь на богатые столы, тем должно было питать голодных, нищих и немощных. Этого воля Божия хочет от нас» (Объясняет через конкретные дела милосердия).
- Преподобный Ефрем Сирин: «Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога».
[В. Вопросы на связь с жизнью]
9. «Разорю житницы мои и построю большие...». В каких формах это «строительство больших житниц» проявляется в нашей жизни сегодня, даже если мы не землевладельцы?
(Комментарий для ведущего: "Житницы" — это символ. Важно помочь участникам увидеть современные эквиваленты этой деятельности: бесконечный карьерный рост ради статуса, накопительство, погоня за новыми моделями гаджетов, мания модернизации и пр.)
- Протоиерей Владимир Хулап: «Главным становится не заработать деньги, а потратить. На этом построена современная индустрия развлечений; она выводит на рынок все новые и новые продукты и услуги, которые призваны помочь людям провести сегодняшний день, не задумываясь о завтрашнем».
- Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Какою неверною мечтою льстит себя богач! Он говорит, что имущества его достаточно на многое время, разумея под этим, что жизнь его будет продолжаться так же долго или еще дольше; на этой суетной, зыбкой мечте он основывает свои распоряжения. Какие предположения основывает ослепленный богач на своем обогащении? Он, как выражаются в мире, хочет хорошо пожить. Что значит в этом смысле хорошо пожить? Значит: сладко, много есть и пить, предаваться развлечениям и увеселениям, прелюбодействовать, роскошествовать, тщеславиться, удовлетворять всем своим похотениям и прихотям. Если повнимательнее посмотреть на мир, то найдем, что евангельская притча о богаче может служить зеркалом для всех нас: не все мы постоянно увлечены мечтаниями богача, но все по временам более или менее увлекаемся ими».
10. В чем разница между разумным планированием и попечением о будущем — и тем самонадеянным планированием, которое осудил Христос в этой притче?
(Комментарий для ведущего: Вопрос на различение. Христианство не проповедует безответственность. Ключ — в отношении к своим планам и признании воли Божией.)
- Протоиерей Владимир Хулап: «Не только экономика, но и жизнь любого организованного человека основана на планировании; написано множество пособий по тайм‑менеджменту – научной организации времени. Планы могут быть стратегическими или охватывать ближайшие несколько дней, и в этом нет ничего плохого, более того, планирование означает, что человек серьезно относится к краткому времени своей жизни. Однако чаще всего в них не включается очень важный фактор – воля Божия». Он цитирует Апостола Иакова (4:13-16) и напоминает о молитве «да будет воля Твоя». «...Жизнь коротка независимо от того, сколько лет мы проживем на земле – тридцать, пятьдесят или девяносто. Поэтому апостол Иаков и напоминает нам, что большинство людей, строя планы, забывает приготовиться к жизни вечной. Включаем ли мы эту подготовку в наши планы? Попробуем сделать в верхней строке ежедневника, в разделе «задачи», запись «жизнь вечная» вместо какого‑нибудь срочного дела. Если искренне попытаться переориентировать свои цели, планы и приоритеты, нам откроется совершенно иное понимание бытия. Многое из того, что казалось важным, отпадет само собой, а то, на что постоянно не хватало времени, добавится – прежде всего забота о нашем внутреннем мире». «...Богач был трагически близорук; у него был слишком узкий горизонт планирования по сравнению с вечностью».
- Святитель Николай Сербский: «Не пекись о завтрашнем дне... но более, много более, пекись о том, с какою душою предстанешь пред Богом».
11. Притча говорит о внезапной смерти. Как христианское понятие «память смертная» может не парализовать, а правильно переориентировать нашу жизнь здесь и сейчас?
(Комментарий для ведущего: Память смертная — это не невроз, а духовная практика, обостряющая чувство ответственности и ценности каждого момента.)
- Протоиерей Владимир Хулап: «Память о смерти — никоим образом не фобия, не психоз. Напротив, только смертная память может придать жизни иное качество, наполнить ее важным содержанием и удалить всю ненужную шелуху.» Он приводит слова свт. Феофана Затворника о жизни с мыслью, что каждый час может быть последним.
- Преподобный Антоний Великий: «Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера... Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь... но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное.»
12. «Собирать сокровища для себя» vs «богатеть в Бога». Как мы можем проводить диагностику своей жизни, чтобы понять, по какому из этих двух путей мы идем?
(Комментарий для ведущего: Это вопрос для личной саморефлексии. Ответы святых отцов дают практические критерии для такой диагностики.)
- Критерий мыслей и забот: Святитель Игнатий (Брянчанинов): «О чем человек всего более помышляет, к чему прилепляется сердце его: то и есть бог его.»
- Критерий распоряжения имуществом: Святитель Василий Великий: «Для чего ты богат, а другой беден? Конечно, для того, чтобы ты за благотворительность... получил награду... А ты думаешь, что никому не вредишь, когда... стольких людей лишаешь благ? Ты — тать, потому что присваиваешь себе то, что получил в распоряжение и для раздаяния?»
- Критерий цели: Святитель Феофан Затворник: «Кто собирает сокровища для себя, тот по справедливости называется безумным... Но если бы он собирал для бедных и для Бога, с ним не было бы так поступлено.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО
Притча о безумном богаче — это не только предупреждение, но и мощное напоминание всем нам о важности выстраивания приоритетов в перспективе вечности. Один из главных уроков притчи в том, что наша жизнь, наша личность, наша душа не определяются и не исчерпываются тем, что мы имеем. Подлинная трагедия богача не в том, что он был богат, а в том, что он свел все содержание своей жизни к этому богатству.
Как мы видели из толкований святых отцов, его безумие многогранно:
- Это забвение Бога как Подателя всех благ.
- Это духовная слепота, не видящая вечной души и ее подлинных потребностей.
- Это самонадеянность, присваивающая себе власть над временем и жизнью.
- Это жестокосердие, не находящее места для ближнего в своем замкнутом мире.
Заключительные слова Спасителя: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» — ставят перед нами окончательный выбор. «Богатеть в Бога» — значит уповать на Него, видеть в Нем главное сокровище и использовать все земные ресурсы (время, таланты, имущество) как инструмент для стяжания любви Христовой через служение Ему в лице наших ближних.
Пусть эта притча станет для нас тем спасительным «стоп-сигналом», который заставляет остановиться в нашей ежедневной суете и спросить себя: «А не строю ли и я сейчас свои "большие житницы", забыв о том, что душа моя в эту же ночь может быть потребована у меня?» И тогда призыв Христа «иди, и ты поступай так же» из Недели о милосердном самарянине обретет новый смысл: иди и богатей не для себя, а в Бога, находя Его в молитве, в Таинствах Церкви и в лице каждого нуждающегося человека на твоем пути.