В комментариях к одной из статей кто-то из коллег посетовал что дескать была интересная АИ посвящённая Второй Мировой, которую мы бросили, не переведя до конца. Что же раз есть интерес я возобновляю перевод данной АИ. Однако для начала, так предыдущие части были достаточно давно введу в курс дела и дам краткое содержание предыдущих частей.
Итак, в результате некоторых событий Британии удалось несколько лучше подготовиться к войне. Правда не так что бы очень сильно, но даже этого хватило для того что бы у Германии всё шло как в нашей реальности, но чуть-чуть тяжелее. И на захват Норвегии, а затем Франции немцы потратили чуть больше времени. В результате в этой АИ ВМВ всё идёт с опозданием где-то в 2 месяца. К чему это приведёт пока не знаю. Возможно Гитлеру Барбароссу придётся, или отменить, или начать в августе. В общем посмотрим. А пока ситуация на Ближнем Востоке.
Боевые действия на Балканах, а затем действия на Крите, в Эфиопии и Египте, как правило, затмевают все, что происходило на Ближнем Востоке в 1941 году. Реальность заключалась в том, что обеспечение британских позиций в регионе требовало множественных вмешательств, серии действий, которые категорически противоречили распространенному в Риме и Берлине мнению, что британцы перегружены и не имеют средств для сопротивления. Они были слишком отвлечены событиями на Балканах и в Египте, чтобы понять, насколько они ошибались, пока катастрофа не обрушилась на них напрямую, а те в регионе, кто искал поддержки у стран Оси, были разочарованы и остались лицом к лицу с гневом британцев.
Правительство Ирака в начале 1941 года было номинально пробританским, хотя и со значительным элементом антибританских и прогерманских министров кабинета и старших армейских офицеров. Рашид Али аль-Гайлани дважды занимал пост премьер-министра в период с 1940 по 1941 год, но был вынужден уйти в отставку после операции «Правосудие» из-за своих прогерманских взглядов, вдохновлённых его сильным стремлением к независимости Ирака и надеждой на её достижение при поддержке Германии. Вновь потеряв власть, он начал сотрудничать с так называемым «Золотым квадратом» – кликой ярых антибританских офицеров, которые также искали поддержки у Берлина и Рима.
Страны Оси с радостью поддерживали заговорщиков, хотя практическая поддержка, которую они могли предложить, ограничивалась несколькими истребителями и бомбардировщиками Люфтваффе, неубедительно перекрашенными в иракские цвета, и несколькими самолётами Regia Aeronautica, устаревшими даже по итальянским меркам. Некоторые из этих самолётов должны были пройти через территорию вишистской Франции, включая базы в Сирии. Эти самолёты прибыли только после переворота и не оказали никакого влияния на исход сражения. Помимо предоставления доказательств того, что лидеры переворота сотрудничали со странами Оси, главным результатом этого вмешательства было создание проблем для Виши, поскольку британцы решили разобраться с этим вопиющим нарушением мнимого нейтралитета Виши, как только будет урегулирована ситуация в Ираке.
Британцы прекрасно знали о нестабильной ситуации в Ираке и, хотя не хотели вмешиваться без крайней необходимости, предусмотрели возможность непредвиденных обстоятельств. Именно поэтому генерал Уильям «Билл» Слим, раненный в боях в Восточной Африке и всё ещё восстанавливавшийся, в марте был временно прикомандирован к Генеральному штабу в Ставке в Дели, где сыграл важную роль в разработке планов британского ответа на угрозу британскому контролю над Ираком и со временем оказался в авангарде этих самых планов.
Рашид Али аль-Гайлани и заговорщики не обращали на это внимания и продолжали реализовывать свои планы, подстрекаемые странами Оси и убеждённые, что у британцев не будет иного выбора, кроме как вести переговоры о полной независимости Ирака, вместо того чтобы вести дорогостоящую борьбу за контроль над страной. Они были далеко не единственными, кто разделял подобные настроения на Ближнем Востоке, и судьба заговорщиков стала наглядным примером глупости подобных убеждений.
Переворот начался 1 апреля, и, благодаря поддержке военных, иракскому правительству не оставалось ничего иного, кроме как капитулировать, и Рашид Али аль-Гайлани был восстановлен в должности премьер-министра. После этого внимание переключилось на базу Королевских ВВС Хаббания, которая в то время была единственным значительным британским военным объектом в Ираке. Модернизация авиабазы не была приоритетной ни с точки зрения наземной обороны, ни с точки зрения ее авиационной группы. Авиапарк, базирующийся в Хаббании, состоял примерно из ста пяти самолетов, большинство из которых были либо специально построенными учебными, либо устаревшими истребителями, переоборудованными в учебные. Единственным исключением были девять истребителей «Харрикейн», переброшенных из Палестины за несколько дней до начала переворота. Для защиты самой базы был выделен один батальон Королевского полка (Ланкастер), значительно уступавший штатной численности, несколько рот ассирийских рекрутов и, конечно же, военнослужащие Королевских ВВС. Общая численность составляла около двух тысяч человек, подкрепленных восемнадцатью броневиками.
Иракские силы, отправленные в Хаббанию, были гораздо более многочисленными и имели в своем составе пехотную бригаду и артиллерийскую бригаду, а также бронемашины, танки и поддержку Королевских ВВС Ирака, располагавших множеством современных самолетов, включая несколько британских моделей. Когда они прибыли на равнину перед Хаббанией, иракцы потребовали, чтобы ни самолеты, ни войска не покидали базы Королевских ВВС. В ответ британцы выдвинули свои собственные требования, а именно, чтобы иракцы немедленно покинули этот район. Британские войска зашли так далеко, что предъявили иракцам ультиматум, и когда он истек 2 мая, они начали наносить авиаудары по иракским войскам.
Учебные самолеты, возможно, были легко вооружены, но они оказались более чем достаточным противником для иракских ВВС, которые не смогли даже предотвратить прибытие квартета бомбардировщиков «Бленхейм» 3 мая. Когда «Харрикейны» вступили в бой, они нанесли настолько серьёзные потери, что ВВС Ирака, не просто вышли из боя за Хаббанию, но и фактически полностью отказались от участия в перевороте.
Ещё до окончания событий в Хаббании британские войска выдвинулись на подавление переворота. Однако эти планы были почти сорваны, когда итальянцы начали вторжение в Египет всего через несколько дней после переворота. Было бы неправильно говорить, что Уэйвелл запаниковал, он просто считал Ирак бессмысленным отвлекающим манёвром, угрожающим гораздо более важным стратегическим соображениям. Он даже зашёл так далеко, что предложил отступить из Палестины, что, учитывая политическую ситуацию там, вполне могло привести к ещё одному антибританскому перевороту.
Черчилль и Брук в Лондоне смотрели на вещи совершенно иначе. Уэйвеллу было предоставлено достаточно времени и ресурсов для подготовки к итальянскому наступлению, и генерал О’Коннор, как полевой командир Сил Западной пустыни, казался уверенным в том, что сможет их сдержать, и эта уверенность оправдалась, поскольку итальянское наступление быстро выдохлось. Вместо того, чтобы согласиться на сокращение операций в Ираке, начальство Уэйвелла в Лондоне настояло на том, чтобы он выделил необходимые ресурсы для скорейшего подавления переворота, чтобы сосредоточить усилия на Египте. Это оказалось несколько оптимистичным, как мы увидим, но Уэйвелл сделал все возможное, чтобы выполнить приказ. Доверие к Уэйвеллу резко упало после этого, и, похоже, Черчилль обсуждал с Бруком вопрос о замене Уэйвелла уже 20 апреля, при этом в качестве возможных кандидатов были предложены генерал Клод Окинлек и генерал Гарольд Александер.
17 апреля 1941 года несколько сотен солдат были переброшены по воздуху на базу ВВС Шайба, недалеко от Басры, а на следующий день в Басру была высажена морская пехота при поддержке Королевских военно-морских сил, включая авианосец HMS Glorious., введя несколько дополнительных батальонов и фактически захватив жизненно важный узел в Басре.
Рашид Али, глава государства в правительстве, сформированном в результате переворота, весьма оптимистично призвал британцев не отправлять в Басру больше войск, пока те, кто уже там находился, не покинут страну. Эта просьба была передана по дипломатическим каналам в Лондон, где она, естественно, была отклонена, поскольку войска были там для обеспечения британского контроля в Ираке, хотя эта информация не была предоставлена Рашиду Али. Цель быстрого наращивания численности войск в Басре была и так ясно обозначена в их названии «Силы Ирака». Операции из Басры были немного отложены из-за болезни командира 10-й индийской пехотной дивизии генерал-майора Фрейзера. К счастью, генерал Слим был отправлен на штабную должность, и теперь ему было поручено командование 10-й индийской дивизией. Это стало началом длительных отношений между генерал-майорами. Он не только командовал ими на протяжении большей части 1941 года, но также и когда их перевели в Бирму в 1942 году, и продолжал служить там после того, как Слим принял на себя общее командование операциями в Бирме до завершения бирманской кампании в 1943 году. Слим создал себе репутацию одного из самых способных британских генералов во время своего пребывания в Бирме, хотя он так и не достиг уровня известности своего более дружественного по отношению к связям с общественностью коллеги в Малайе [5].
Басра была не единственным направлением, откуда направлялись войска. Генерал Уэйвелл, командующий войсками на Ближнем Востоке, изначально был обеспокоен перспективой отправки сил из Палестины, но, получив разведданные, подтверждавшие маловероятность возобновления итальянского наступления в Египте, разработал план отправки двух подразделений в Ирак.
Первым была колонна Арабского легиона, направленная к форту Рутба. Она была захвачена подразделениями иракской пустынной полиции, открывшими огонь по британским рабочим в самой Рутбе. Колонну Арабского легиона поддерживала 2-я бронетанковая рота Королевских ВВС, отправленная впереди основной британской колонны, в составе трёх танков Cruiser Mk II. Точное происхождение этих танков до сих пор остаётся загадкой, но некоторое количество этих старых моделей находилось в Палестине для обеспечения внутренней безопасности, а эти три, похоже, просто были перехвачены каким-то местным офицером и отправлены в Ирак без какого-либо официального приказа.
Тем не менее, они были весьма полезны, поскольку колонна Арабского легиона остановилась возле форта 8 мая и ждала, когда его разбомбят Королевские ВВС. Эта попытка была менее чем успешной, но она все же напугала защитников, и пробная атака с танками во главе, при поддержке бронеавтомобиля № 2, оказалась ошеломляющей для защитников форта, которые пришли к выводу, что бронеавтомобильные силы на самом деле состоят из танков, и сдались до наступления темноты 8-го апреля.
Колонна из примерно сорока грузовиков с пулеметами, предназначенных для подкрепления иракских защитников форта, прибыла после наступления темноты и, не зная о сдаче форта, оказалась в запутанной схватке, где обе стороны понесли потери от дружественного огня, хотя грузовики оказались в наибольшем положении, и едва ли дюжина из них выжила и отступила.
Второе и гораздо более мощное соединение, отправленное из Палестины, называлось Habforce, сокращённо от Habbania Force, поскольку одной из его основных задач была помощь базе Королевских ВВС. Группа Habforce, с некоторыми небольшими дополнениями и изъятиями, была по сути 1-й кавалерийской дивизией, которая действительно была кавалерийским, а не бронетанковым соединением. Её операции, по сути, стали последними кавалерийскими действиями, предпринятыми британцами. Некоторая критика была высказана в адрес Уэйвелла за то, что он не использовал её для формирования мобильной колонны ранее, однако приданная дивизиям артиллерия и механизированный транспорт постоянно предназначались для выделения для других операций, и к тому времени, когда стало ясно, что от этих планов отказались, было уже довольно поздно для создания такого формирования. Тем не менее, 1-я кавалерийская дивизия была в полном составе, когда она вошла в Ирак 10 мая, и ей были предоставлены некоторые современные эквиваленты кавалерии в виде четырёх отрядов лёгких танков Vickers Mk VI B.
Как и крейсерские танки, эти танки были отправлены в Палестину для обеспечения безопасности, для чего были оснащены гораздо лучше, чем для боевых действий во Франции. Ни машины, ни их экипажи не были лучшими из тех, что могли предложить британцы; на фоне ограниченных ресурсов иракской армии они оказались вполне достаточными.
Генерал-майор Джордж Кларк, командующий 1-й дивизией, вскоре решил воспользоваться преимуществом более механизированных подразделений, создав «летучую колонну», названную «Кингкол» в честь её командира, бригадного генерала Джеймса Кингстона. В состав этой колонны входили несколько кавалерийских подразделений, а также все танки и большая часть бронемашин, имевшихся в распоряжении генерала Кларка.
Соединится с войсками Арабского легиона оказалось сложнее, чем ожидалось, и обе колонны соединились только 15 мая 1941 года, когда Кингкол прибыл в Хаббанию. Узнав, что осада уже снята и что войска 1-го батальона Эссекского полка уже перебрасываются по воздуху в Кингкол, они быстро двинулись дальше.
В течение следующих нескольких недель в Фаллудже и Басре, а также вокруг них, состоялось несколько сражений между британскими, арабскими легионами и индийскими войсками. К этому моменту исход боевых действий уже не вызывал сомнений. Даже там, где иракцы имели численное преимущество на земле, скорость британского наступления и господство Королевских ВВС в воздухе выбили их из колеи и подорвали их боевой дух.
Наступление на Багдад началось в ночь на 25 мая 1941 года, и хотя продвижение было затруднено разрушенными мостами и наводнениями. Тем не менее, Национальное правительство обороны пало и бежало в Персию уже 27-го мая, хотя некоторые его члены погибли в результате обстрела истребителями «Харрикейны» Королевских ВВС, прежде чем отправиться в Германию, чтобы укрыться.
28-го мая мэр Багдада организовал сдачу города, и к концу мая пробританское правительство вернуло контроль над Ираком. Это могло быть концом боевых действий в Ираке, однако многие из участвовавших в них британских сил вскоре оказались развернуты для борьбы с французскими силами режимама Виши в Леванте а так же для совместной с Красной Армией оккупацией Ирана.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉