Найти в Дзене
С Богом по жизни

Церковь, нуждающаяся в том, чтобы в собрании был порядок

В 1 Кор. 12—14 Павел говорил о духовных дарах — чудесных дарах Святого Духа. Он высказывает свои замечания относительно их правильного и неправильного использования. В главе 12 он утверждал, что разные члены тела имеют разные духовные дары и что нет среди них более важных и менее важных. Напротив, все они (включая дары, которые кажутся важными и которые кажутся незначительными) были в равной степени необходимы для функционирования тела, церкви. В главе 13 апостол показал «путь ещё превосходнейший» — путь любви. Он постарался внушить коринфянам, что любовь важнее духовных даров и что им нужно больше сосредоточиться на любви друг к другу, чем на духовных дарах. После этого в главе 14 демонстрируется, как некоторые из этих духовных даров — особенно дары говорения на иных языках и пророчества — должны использоваться в собрания церкви. В стихе 23 Павел говорит: «Если вся церковь сойдётся вместе…», а в стихе 26 пишет коринфянам о времени: «Когда вы сходитесь…» Таким образом, можно сказать, ч
Оглавление

В 1 Кор. 12—14 Павел говорил о духовных дарах — чудесных дарах Святого Духа. Он высказывает свои замечания относительно их правильного и неправильного использования.

В главе 12 он утверждал, что разные члены тела имеют разные духовные дары и что нет среди них более важных и менее важных. Напротив, все они (включая дары, которые кажутся важными и которые кажутся незначительными) были в равной степени необходимы для функционирования тела, церкви. В главе 13 апостол показал «путь ещё превосходнейший» — путь любви. Он постарался внушить коринфянам, что любовь важнее духовных даров и что им нужно больше сосредоточиться на любви друг к другу, чем на духовных дарах.

После этого в главе 14 демонстрируется, как некоторые из этих духовных даров — особенно дары говорения на иных языках и пророчества — должны использоваться в собрания церкви. В стихе 23 Павел говорит: «Если вся церковь сойдётся вместе…», а в стихе 26 пишет коринфянам о времени: «Когда вы сходитесь…»

Таким образом, можно сказать, что глава 12 посвящена роли духовных даров в теле Христовом; глава 13 говорит о второстепенной роли духовных даров, а глава 14 — об использовании духовных даров в церковных собраниях. Наверное, следует отметить, что, хотя Павел утверждает, что любовь есть «путь ещё превосходнейший» и объясняет, что духовные дары занимают положение намного ниже любви и прекратятся, он не запрещает их использование, а наоборот, поощряет его (см. 14:1, 12, 39). Однако главная мысль, которую он хочет донести до этих братьев, — что каждый дар нужно использовать правильно.

ЦЕРКОВЬ ТОГДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАРОВ В СОБРАНИИ

Необходимость понимать

Для начала Павел говорит, что дар языков нужно использовать в собрании, только если слушатели понимают, что говорится. Без понимания не будет назидания. Подводя итог, Павел указывает на три момента:

1. Так как пророчество можно понять, то оно — лучший дар, нежели говорение на незнакомых языках:

«Стремитесь к любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его — он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий больше того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1 Кор. 14:1-5).

Языки, которые без толкования звучали как нечто бессмысленное, могли быть полезны для говорившего, но — если не было перевода — для слушателей они ничего не значили. А пророчество для слушателей всегда могло быть полезным.

2. Для слушателей говорение на незнакомых языках не представляло никакой ценности, если не сопровождалось другими дарами, например даром пророчества или даром учения. Павел спрашивает:

«Теперь, если я приду к вам, братья, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор. 14:6).

3. Понимание того, что говорилось, было крайне важно, и это Павел иллюстрирует на примере звуков свирели, гуслей и трубы:

«И бездушные вещи, издающие звук: будь то свирель или гусли, — если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так и вы: если языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14:7-9).

Без сообщения духовных истин говорение языками не приносило никакой пользы.

4. Если человек говорил на незнакомом для слушателей языке, его речь для них ничего не значила. Каждый говоривший должен был назидать церковь. Павел пишет:

«Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня — чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:10-12).

5. Чтобы назидать церковь, говоривший иными языками должен был молитвенно просить о даре толкования. Тогда он смог бы толковать собственные слова к назиданию церкви. Павел дал и объяснил это наставление:

«А потому, говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода» (1 Кор. 14:13, 14).

6. Важно было не только, чтобы в поклонении участвовал дух этих братьев, — необходимо было, чтобы в нем участвовал и разум. Все, что происходило во время богослужения, должно было быть понятным. Павел делает вывод:

«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15).

7. Следствием говорения на иных языках без толкования было то, что другие не знали, что говорилось, и потому не могли сказать «Аминь» на эти молитвы:

«Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте непосвящённый как скажет «Аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1 Кор. 14:16, 17).

8. Так как необходимо было понимание, то, хотя сам Павел и мог говорить на иных языках, в собрании он предпочитал говорить таким образом, чтобы другие знали, что он говорит. Он подводит итог:

«Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:18, 19).

Необходимость порядка во время богослужения

Сказав о необходимости понимания, Павел далее делает более конкретные указания. Он говорит о важности соблюдения порядка во время богослужений.

Этот раздел главы, 14:20-40, Павел начинает с обоснования того, что должно последовать дальше:

«Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними. В законе написано: «Иными языками и иными устами буду говорить народу этому; но и тогда не послушают Меня, — говорит Господь». Итак, языки — знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдётся вместе и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «Истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:20-25).

Христианская зрелость коринфян должна была проявиться в уразумении того, что иные языки следовало использовать для неверующих, тогда как пророчество предназначалось для пользы верующих (14:21, 22). Если незнакомые языки использовать в собрании без толкования и беспорядочно, то в результате будет хаос. На неверующих такая картина не произведет хорошего впечатления. А пророчество в собрании может тронуть сердца даже неверующих (14:23-25).

Основываясь на необходимости стимулировать духовный рост и избегать беспорядка, Павел формулирует некоторые конкретные правила:

«Итак, что же, братья? Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё это да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много — трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» (1 Кор. 14:26-36).

Для поддержания порядка во время церковного собрания братья должны были выполнять следующие инструкции. (1) Иными языками в собрании можно говорить только двоим или троим, и то при условии, что кто-то из присутствующих способен будет истолковать то, что они говорили (14:26-28). (2) Пророкам разрешается говорить двоим или троим; при этом если кому-то дается откровение в то время, когда другой говорит, то говорящий должен замолчать и позволить тому огласить свое откровение. Пророки должны говорить по очереди (14:29-33). (3) Женщины в собрании должны молчать (14:34-36).

Завершает Павел заявлением о своем праве давать такие указания. Он пишет:

«Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (1 Кор. 14:37, 38).

И снова он отмечает, что не считает духовные дары бесполезными. Напротив, он говорит:

«Итак, братья, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» (1 Кор. 14:39).

Он хотел, чтобы братья желали иметь эти духовные дары, но чтобы не придавали им слишком большого значения.

И, наконец, он излагает принцип, которым коринфяне должны были руководствоваться в проведении богослужений:

«Только всё должно быть благопристойно и как подобает» (1 Кор. 14:40).

Те чудесные дары, о которых идет речь в 1 Кор. 12—14, нам недоступны. Поэтому многое из того, что Павел говорит в главе 14, напрямую к нам не относится. Но все же косвенным образом мы можем применить к себе его учение. Те же принципы, которые регулировали поведение коринфян в их собраниях, должны регулировать и наше поведение в наших собраниях. Поэтому если мы желаем определить принципы, которыми должна руководствоваться церковь во время своих общих собраний, то разумно с этой целью обратиться к данной главе.

ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ: ЧТО УГОДНО БОГУ В СОБРАНИИ

Необходимость регулярных собраний

Эта глава утверждает факт собраний; она указывает, что церковь собиралась, причем явно на регулярной основе. Да и само слово «церковь» означает нечто вроде «собрания». В этой главе собрания упоминаются довольно часто:

• В стихе 19 Павел говорит: «Но в церкви [в собрании] хочу лучше пять слов сказать умом».

• В стихе 23 он говорит: «Если вся церковь [все собрание] сойдётся вместе»

• В стихе 26 он уточняет, что говорит о том случае, когда они собираются вместе: «когда вы сходитесь».

• В стихе 28 он велит, чтобы в определенных условиях говорящий на ином языке замолчал «в церкви [в собрании]».

• В стихе 34 он говорит, что женщины «в церквах в [собраниях]» должны молчать.

• В стихе 35 он добавляет, что женщине «неприлично… говорить в церкви [в собрании]».

Дополнительные свидетельства регулярных собраний церкви можно найти в других Писаниях (см., например, Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2), а также в исторических источниках. Да и вообще было бы странно, если бы церковь I века не собиралась для поклонения, поскольку это делали и язычники и иудеи.

Итак, мы знаем, что церковь собиралась вместе. Что это значит для нас с вами? Во-первых, это говорит о том, что и сегодня Господней церкви нужно собираться. Нам нужно встречаться регулярно. Это также означает, что, когда церковь собирается, на этих собраниях должны присутствовать все члены (Евр. 10:25). Мы не должны пропускать собраний церкви. Бог не хочет, чтобы мы были независимыми христианами, которые стараются жить по заповедям Христовым самостоятельно, без помощи других христиан в церкви.

Необходимость достижения конкретных целей

Глава 14 также говорит нам о цели церковных собраний — зачем они нужны и что ими достигается. Нам нужно внимательно присмотреться к цели этих собраний, так как некоторые считают, что наши собрания должны быть только для церкви и для поклонения Богу. Собрания I века они связывают с назиданием и поклонением, но при этом заявляют, что их целью никогда не было привлечение неверующих.

Несомненно, всегда было важно поклоняться Богу, но это не было единственной целью собраний церкви I века. К примеру, собрание, упоминаемое в 1 Кор. 14, имело несколько целей.

Назидание. Павел особый упор делает на назидании. Он ясно говорит: «всё это да будет к назиданию» (14:26; см. 14:3, 4, 5, 12, 17, 19). Тем не менее, помимо назидания, эти собрания служили и другим целям.

Научение неверующих. В стихах 23-25 Павел говорит о «неверующих», которые могут прийти в собрание и получить либо благоприятное, либо неблагоприятное впечатление от того, что они там увидят и услышат. Этот отрывок утверждает, что неверующие посещали такие собрания. Следовательно, эти собрания были не только для назидания. Христиане не «назидают» неверующих; мы стараемся «евангелизировать» их.

Поклонение. В стихе 26 Павел, рассуждая о том, что может случиться в церковном собрании, среди прочего, говорит: «у каждого из вас есть псалом». Псалмы использовались для восхваления Бога; их пели во время богослужения. Павел заявляет, что, когда неверующие проникнутся тем, что услышали, они поклонятся Богу (14:25).

Таким образом, мы находим свидетельства того, что в собраниях, о которых идет речь в 1 Кор. 14, поклонялись Богу, назидали святых и научали неверующих. У этих собраний была смешанная природа: (1) они были для верующих и неверующих; (2) они были для назидания и евангелизации; (3) они были для научения и поклонения.

Необходимость следовать конкретным правилам

Наш текст также учит нас некоторым правилам проведения собраний. Да, были правила! Бог оставил много деталей церковных собраний на усмотрение человека, но мы отнюдь не полностью самостоятельны в определении, что и как делать, когда церковь собирается вместе. Данная глава содержит, по меньшей мере, три правила.

1. Главное — понимание. Одно правило, которое мы извлекаем из учения Павла в этой главе, — это то, что публичные выступления в собрании должны быть понятными. Павел говорит, что если говорящего нельзя понять (если, например, он будет говорить на незнакомом языке без перевода), то пусть он лучше молчит. Все, что непонятно, не может принести пользу присутствующим. Это правило требует от церковных руководителей принять меры к тому, чтобы ведущих в поклонении было слышно и чтобы присутствующие знали, что происходит на богослужении. Оно также требует от проповедников и учителей говорить достаточно громко и внятно, чтобы все в собрании слышали их. Кроме того, учение Павла подразумевает, что, хотя богослужения должны возбуждать эмоции, это не должно быть их единственной целью. Разум — понимание — должен тоже быть задействован, когда мы собираемся для изучения Божьего Слова и восхваления Господа.

2. Женщины должны молчать. Павел учит, что ведущую роль в собраниях должны играть мужчины, а не женщины. Правило для женщин «да молчат» (14:34, 35) в этом контексте относится к церквам (буквально к «собраниям»). Оно не запрещает женщинам говорить в других ситуациях, например когда они проводят библейские занятия с детьми или другими женщинами.

Этот текст запрещает женщинам говорить так же, как в определенных ситуациях запрещает говорить пророку и говорящему на незнакомых языках (14:28, 30). Женщина не должна говорить в том смысле, что не должна вести собрание, властвовать над мужчинами.

3. В собрании «всё должно быть благопристойно и как подобает». Павел хочет, чтобы эти братья следовали главному правилу, — делать все «благопристойно и как подобает» (14:40; «как должно и с соблюдением порядка»; Совр. пер.).

Что значит «благопристойно и как подобает»? Если не соблюдать благопристойность, то будет беспорядок — ситуация, которая может навести посторонних на мысль, что участвующие в собрании «беснуются»! (14:23). В Коринфе «благопристойно и как подобает» подразумевало, что говорить нужно было по очереди, а на незнакомых языках можно было говорить только в том случае, если кто-то их мог изъяснить. В нашей ситуации проведение собраний «благопристойно и как подобает» должно означать соблюдение порядка во время богослужения. Собрания должны оказывать благоприятное впечатление на наших гостей, а поклонение и научение должны быть понятными и назидательными.

Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что в разных культурах благопристойными и подобающими могут считаться разные вещи. В некоторых общинах говорят «Аминь!» и иными способами подбадривают проповедника во время его проповеди. Общины, которые не привыкли к этому, могут расценить это как беспорядок. Однако те церкви, в которых такая обстановка считается нормальной, не видят в этом никакого беспорядка. Поэтому мы должны внимательно следить за тем, чтобы не навязывать свои выводы относительно благопристойности и порядка другой культуре.

В то же время каждой церкви, где бы она ни находилась, нужно принять все меры к тому, чтобы в своей культуре она все делала благопристойно, как должно и с соблюдением порядка. Почему? Во-первых, потому что Бог хочет, чтобы именно так проходили наши богослужения. Порядок во время поклонения согласуется с Его природой, ибо Он — «Бог не беспорядка, а мира» (14:33; РБО). Во-вторых, порядок на собраниях более вероятно укрепит святых и произведет благоприятное впечатление на гостей. Согласно высказываниям Павла в этой главе, нам должно быть небезразлично, что думают наши гости!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы можем угодить Богу нашими собраниями? Мы должны собираться, — а это значит, что на собраниях нужно присутствовать всем христианам. В собраниях мы должны осуществлять библейские цели: поклоняться Богу и/или назидать святых и/или благовествовать неверующим. Мы должны исполнять Божьи требования для этих собраний: заботиться о том, чтобы публичные выступления были понятными, чтобы собраниями руководили мужчины и чтобы все делалось «благопристойно и как подобает».

Даже если мы будем очень стараться следовать этим наставлениям и делать наши собрания полезными для каждого, это необязательно решит все церковные проблемы. Но многое все же поправит. Большинство проблем в общине задевает и церковные собрания. По тому, как проходят в общине богослужения, можно сразу же почувствовать, что в данной церкви раскол. Поэтому совершенствование общецерковных собраний — стремление сделать их возвышающими и назидающими — поможет исцелить церковь от болезней, лишающих ее плодотворности.

Совесть | С Богом по жизни | Дзен