Найти в Дзене

Когда ребёнок «не слышит»: причины и решения

«Мы говорим на одном языке, но не слышим друг друга». Почему ребёнок не реагирует на ваши слова и как понять друг друга? Что делать в такой ситуации? За такими проявлениями зачастую стоят психологические причины, связанные с травмой привязанности. Важно понять, что такое поведение ребёнка — не каприз или упрямство, а отражение внутренней защиты. Например, ребёнок, который вырос в условиях постоянного недоверия или эмоциональной нестабильности, может проявлять чрезмерную осторожность, избегать близости или демонстрировать агрессию, чтобы защитить себя от возможной боли или разочарования. Большинство приёмных детей или детей из сложных семейных условий сталкиваются с нарушениями в формировании доверия. Их психика запомнила такие послания: «Я не могу доверять окружающим», «Меня могут предать или оставить», «Мои чувства не важны». Эти внутренние послания формируют их поведение, делая их более замкнутыми, настороженными. Их психика работает в режиме выживания, они воспринимают окружающую р
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Мы говорим на одном языке, но не слышим друг друга». Почему ребёнок не реагирует на ваши слова и как понять друг друга? Что делать в такой ситуации?

За такими проявлениями зачастую стоят психологические причины, связанные с травмой привязанности. Важно понять, что такое поведение ребёнка — не каприз или упрямство, а отражение внутренней защиты. Например, ребёнок, который вырос в условиях постоянного недоверия или эмоциональной нестабильности, может проявлять чрезмерную осторожность, избегать близости или демонстрировать агрессию, чтобы защитить себя от возможной боли или разочарования.

Большинство приёмных детей или детей из сложных семейных условий сталкиваются с нарушениями в формировании доверия. Их психика запомнила такие послания: «Я не могу доверять окружающим», «Меня могут предать или оставить», «Мои чувства не важны». Эти внутренние послания формируют их поведение, делая их более замкнутыми, настороженными. Их психика работает в режиме выживания, они воспринимают окружающую реальность через призму страха и опасности. Понимание этих причин помогает взрослым более чутко и терпеливо относиться детям, создавая условия для восстановления доверия и эмоциональной безопасности.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Что делать, чтобы наладить коммуникацию?

Говорите не только словами. Когда ребёнок не реагирует на речь, используйте невербальные инструменты:
• присядьте на его уровень: делая видимым ваше уважение и важность момента, вы помогаете убрать дистанцию;
• лёгкое прикосновение руки или мягкий взгляд передадут тепло и безопасность;
• измените интонацию голоса, сделайте её мягкой
и спокойной — это способствует расслаблению.

Используйте короткие чёткие фразы. Многословные просьбы вызывают у ребёнка путаницу и недоразумения:
• вместо длинных фраз — короткие и чёткие, которые легче «услышать»: «Сядь рядом, пожалуйста», «Сейчас время делать уроки»;
• это помогает ребёнку быстрее понять, что от него ожидается, снижает внутреннее сопротивление.

Покажите связь между действиями и результатами. Демонстрация причинно-следственных связей — важный элемент обучения:
• например: «Если ты оденешься быстро — успеем поиграть во дворе»;
• важно, чтобы последствия были логичны и понятны. Это учит ребёнка связывать свои действия с результатами, снижая тревогу.

Повторяйте. Некоторые дети требуют большей терпеливости:
• повторение — это способ учиться доверять. Родители могут повторять одни и те же фразы и жесты много раз.
• в момент повторения ребёнок понимает, что мир продолжает реагировать, что не всё опасно и он может на вас положиться.

Когда ребёнок чувствует, что его принимают даже в гневе или слезах, он постепенно учится говорить словами и выражать свои чувства. Понимать, что за сопротивлением скрыта защита и страх, — уже большая победа. Покажите терпение и поддержку. Это помогает ребёнку почувствовать, что он не один — и со временем он научится доверять. Правильный подход помогает не только наладить коммуникацию, но и создать основание для эмоционального восстановления и доверия.

Какие фразы или методы помогают вам «достучаться» до ребёнка в трудные моменты? Поделитесь в комментариях!