Найти в Дзене
Журнал "Город Женщин"

Соблюдайте это правило и вы защитите ребенка от опасности в интернете

"Раз ребенок дома, он в безопасности" - так думать большая ошибка. Находясь физически даже рядом с родителями, ребенок может оказываться в опасной ситуации онлайн. Он может столкнуться с кибербуллингом, мошенниками, нежелательным или даже опасным для него контентом или просто прямо сейчас впадать в психологическую зависимость от телефона. Опасностей множество, и с каждой из них — свои методы борьбы. Но все они базируются на одном важном компоненте — психологическом аспекте. Вместе с А1 мы поговорили с психологом и блогером Сергеем Янгибаевым, как обезопасить ребенка и при этом сохранить его личные границы. — Телефон для современного человека — продолжение руки. Особенно это заметно у подростков. Расскажите с точки зрения психолога, почему так происходит? 
— Психологические причины могут быть разными. Когда в жизни много трудностей, человек чувствует определенное облегчение, уйдя от реальности в виртуальный мир. В онлайне можно быть другим, не нужно ничего решать. Телефон помогает от

"Раз ребенок дома, он в безопасности" - так думать большая ошибка. Находясь физически даже рядом с родителями, ребенок может оказываться в опасной ситуации онлайн. Он может столкнуться с кибербуллингом, мошенниками, нежелательным или даже опасным для него контентом или просто прямо сейчас впадать в психологическую зависимость от телефона. Опасностей множество, и с каждой из них — свои методы борьбы. Но все они базируются на одном важном компоненте — психологическом аспекте.

Вместе с А1 мы поговорили с психологом и блогером Сергеем Янгибаевым, как обезопасить ребенка и при этом сохранить его личные границы.

Сергей Янгибаев, психолог, блогер
Сергей Янгибаев, психолог, блогер

— Телефон для современного человека — продолжение руки. Особенно это заметно у подростков. Расскажите с точки зрения психолога, почему так происходит? 
— Психологические причины могут быть разными. Когда в жизни много трудностей, человек чувствует определенное облегчение, уйдя от реальности в виртуальный мир. В онлайне можно быть другим, не нужно ничего решать. Телефон помогает отвлечься от мыслей, которые тревожат и не дают покоя. Также телефон дает ощущение силы и значимости: мы можем быть быть сразу во многих местах, общаться с кем угодно, получать лайки, комментарии, реакции. Кроме того, мы можем мгновенно узнать, что происходит с близкими, знакомыми или просто с людьми, которые нам интересны. От этого кажется, что мы все контролируем, все успеваем. И последнее: в соцсетях мы неосознанно ищем либо подтверждение своих страхов, либо, наоборот, информацию, что все хорошо. Тревожным людям это особенно важно.

Получить все эти ощущения в реальном мире сложнее. Потому все мы — и взрослые, и дети, и подростки, тянемся к телефону.

— Но ведь это все иллюзия. Проблемы не решатся от того, что мы проведем полдня в телефоне. Наоборот, мы часто просто теряем время. Как помочь себе и ребенку выбраться из этого порочного круга? 
— В первую очередь нужно  понять, что скрывается за тягой к телефону. Если вы наблюдаете, что ваш ребенок постоянно «уходит» в него, попробуйте поговорить с ним.

Задайте ему несколько вопросов: «Что ты чувствуешь сейчас?»,  «Что ты хочешь узнать в телефоне?»,  «Что происходит в твоей жизни, что заставляет тебя искать утешение в телефоне?». Это поможет понять, от чего бежит ребенок или жажду чего он пытается уталить в нем.

Телефон — не враг, а лишь инструмент. Но если он становится эмоциональной опорой, значит, у человека есть незаполненная потребность: в отдыхе, уверенности, покое, общении. Попробуйте помочь ребенку разобраться сначала со своими эмоциями, а потом — с корнем проблемы. Тогда стремление  «убежать в экран» снизится само собой. Но важно действовать не через запреты и конфликты, а мягко, спокойно и очень аккуратно. Родителям здесь важно дать ребенку эмоциональную опору. В случае необходимости за помощью можно обратиться к специалистам.

Когда Алиса перешла в 11 класс, родители стали замечать, что она — постоянно уставшая и сонная. Врачи и анализы говорили, что со здоровьем все в порядке. Причина обнаружилась случайно: однажды ночью мама обнаружила, что Алиса играет в телефоне. Ссоры и разговоры не помогли, попытки забрать телефон — тоже. Успеваемость стремительно падала, а предстоящее поступление и выпускные экзамены усиливали напряжение.
В конце концов родители решили, что отношения важнее. Они стали мягче, перестали критиковать и ругать, больше не говорили о будущем,  «которое ты разрушаешь». Однажды во время семейной поездки выходного дня Алиса вдруг призналась, что очень переживает по поводу поступления, что боится провалить экзамены, не оправдать ожидания родных.
Родители поддержали и успокоили девочку, рассказали, как сильно они ее любят. А дома они вместе составили план дальнейших действий, придумали план А, Б, В. Алиса успокоилась, перестала бояться будущего.
Постепенно игры по ночам сошли на нет, а успеваемость выросла.

-3

— Конфликты по поводу гаджетов возникают во многих семьях. Как их избежать?
— Телефон не должен становиться предметом торга или игрушкой, которой ребенка просто отвлекают, пока родители заняты. Если заранее сформировать здоровые отношения с телефоном как с предметом и инструментом работы, то конфликты не произойдут.

Если в семье работают правила использования гаджетов, то жизнь становится намного проще! Если родители раз за разом устанавливают правила, а ребенок все равно их нарушает, значит, родителям стоит задуматься о том, что именно работает не так.
Во-первых, правила нужно не устанавливать — о них нужно договариваться. Особенно, если речь идет уже о ребенке подросткового и предподросткового возраста. Да, это сложнее, требует времени, усилий и, возможно, вам придется искать компромисс. Но решение тут одно — правила должны установить вы вместе с ребенком. При этом ребенок должен играть здесь активную роль, а его голос должен учитываться наравне с вашим. Если ребенок будет участвовать в создании правил, он будет их выполнять. В противном случае можно сколько угодно говорить о правилах и наказывать за их невыполнение — ничего работать не будет.
Второй важный момент — правила должны быть установлены для всей семьи. Нет смысла запрещать ребенку отдыхать, сидя в соцсетях, если вы сами так делаете постоянно. Одно дело, если с телефоном связана ваша работа: тогда стоит объяснить ребенку, откуда такая «несправедливость». Но в ситуации досуга все равны. И взрослые должны подавать личный пример.
Еще не стоит забывать о том, что правила должны быть гибкими. Конечно, в идеальном мире вы всей семьей отложите телефоны в 19.00 и не будете в них заглядывать до завтрашнего утра. А в реальном придется посмотреть в электронный дневник, ответить на сообщение от учителя, поздравить с днем рождения подругу и многое другое. Потому не стоит расстраиваться, что правило нарушили: его можно трансформировать или начинать с малого.
Даже правила, ограничения могут сплотить родителей и ребенка, если вы будете в одной команде, действовать сообща, признавать свои ошибки и обсуждать трудности!

— Сейчас дети, особенно подростки, смотрят разный контент: как «пустой»,  но и вредный для них. Как это все влияет на психику и развитие ребёнка? Надо ли физически и директивно запрещать такой контент? 
— Мы и сами стали любить подобного рода контент. Он помогает отвлечься от сложности многих наших процессов. Важно не запрещать его, а разъяснять, что жизнь не должна наполняться только такими вещами. Будет здорово, если вы вместе будете смотреть еще и хороший контент. Например, в моей ленте TikTok попадаются не только видео с котятами, но и отрывки контентов классической музыки или разборы шахматных турниров. Покажите ребенку, что контент бывает разным.

Не менее важно показать полезность и другого взаимодействия с материалами. Например, чтение больших книг или просмотры кино без телефона. Чтобы мозг развивался полноценно нужно учить его и большим материалам. Так мозг обучается фокусировке и развитию обьема памяти.

-4

— И все же невозможно  полностью проконтролировать  поведение ребенка в интернете: он играет в игры, общается со сверстниками, смотрит ролики. В онлайн проходит большая часть его жизни, и везде он может встретить опасность. Как уберечь ребёнка? 
— Хорошая практика — пероидически вместе просматривать контент и делиться от него впечатлениями. Попробуйте расспросить, почему этот контент понравился ребенку и расскажите о своих чувствах: почему вам нравится или не нравится то, что вы вместе посмотрели.

Если замечаете спорные аккаунты или встречаете информацию в СМИ о действиях мошенников, покажите это ребенку, тщательно вместе изучите примеры таких аккаунтов и действий. Это поможет не просто знать, что такие случаи есть, но и прочувствовать ситуацию. Так опыт быстрее усвоится и поможет уберечь ребенка от нежелательных контактов.

Мама с Даником возвращались домой из магазина, когда на двери подъезда мама заметила объявление: «Подработка. Подходит для всех. Простые задания». Чтобы связаться с работодателем, нужно было войти в телеграм-канал через qr-код, телефонов в объявлении не было. Мама обратила внимание сына на это объявление: объяснила, что в нем ее настрожило, почему это — скорее всего объявление от мошенников. Казалось, это была лекция, которую ребенок не особо и слушает.
Но через несколько недель он рассказал, что в одном игровом чате появилось объявление о подработке с  «простыми заданиями и большими деньгами». Даник пожаловался администратору на этот аккаунт, заблокировал его сам и написал в чате другим ребятам, что  это скорее всего мошенники.

Иногда родители думают, что проще — запретить пользование телефоном. Но это не решит проблему. Это примерно то же самое, что не давать ребенку переходить дорогу, вместо того, чтобы учить его правилам дорожного движения. Онлайн-пространство — неотъемлемая часть жизни современного ребенка. В сети он общается, учится, отдыхает. Кроме того, детям, особенно подросткам, очень важно чувствовать принадлежность к сообществу. Каждый подросток будет стремиться играть в те же игры и смотреть те же ролики, что и его друзья. Потому так важно учить ребенка размышлять, критически мыслить и доверять родителям.

Еще один важный вопрос, который волнует многих родителей — стоит ли читать переписку ребенка. Ведь в сети он может познакомиться с опасными людьми или оказаться в конфликтной ситуации. Но пытаясь обезопасить ребенка таким образом, родители волей-неволей создают ситуацию, которую психика ребенка считывает как угрозу. Такое серьезное нарушение личных границ подрывает чувство защищенности, разрушает доверие. А современные дети — технически подкованные и наблюдательные. Рано или поздно они обнаружат, что родители читают их переписку и заведут себе новый аккаунт или придумают что-то другое, чтобы обойти вас. Они преуспеют, а вы потеряете доверие ребенка.

-5

— Нужны ли современным детям дополнительные навыки эмоциональной регуляции по сравнению с нами — родителями, которые росли без этого?
— Дополнительные точно нет. Нужны те же базовые вещи, о которых мы вещаем уже тысячелетиями — доверие, уважение, любовь. В отношениях важны чувства, прозрачность коммуникации, искренность. Если нет сформированных отношений между членами семьи, то именно над этим и нужно работать, чтобы семья стала действовать сообща, доверять друг другу. Тогда трудности будут переживаться проще.

С недавних пор 11-летнего Сашу стал злить родительский контроль и приложение, которое позволяло родителями видеть, где он находится в данный момент. Родители говорили, что так им спокойнее: они всегда видят, где Саша, когда он не отвечает на их звонок, и знают, что он не увидит в интернете то, что навредит его психике. Саша говорил, что все это нарушает его личные границы.
Чтобы не портить отношения с сыном, родители предложили мальчику сесть за стол переговоров. Компромисс нашли: родительский контроль оставили — чтобы исключить поток нежелательного контента. А приложение, которое позволяло родителям видеть местонахождение ребенка и слушать то, что происходит вокруг него в данный момент, удалили. Но попросили, чтобы Саша всегда отвечал на звонки.
Уговор работает уже полгода. Саша понял, что родители переживают за него, а не просто пытаются проконтролировать. А родители учатся потихоньку увеличивать дистанцию между собой и взрослеющим ребенком.

Ни один из способов защиты в сети не будет работать без доверительных и близких отношений. Если родители внимательны к ребенку, они быстрее заметят, что с ребенком что-то происходит: по его поведению, настроению. А если ребенок доверяет родителям, он быстрее придет за помощью, спросит совет, поделится тем, что его беспокоит. Доверительные отношения — тот фундамент, на котором строится безопасность.

Ко Всемирному дню ребенка, который отмечается 20 ноября, А1 совместно с Белорусским детским фондом и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) запустили второй сезон Клуба ответственных инфлюенсеров «Ты в сети» – инициативы, направленной на повышение информированности об ответственном влиянии в социальных сетях и создании безопасной онлайн-среды. Клуб обратит внимание на развитие культуры цифрового родительства и формирование взаимного доверия между родителями и детьми в онлайн-пространстве.
-6