Найти в Дзене
Дмитрий Ребяков

Свобода или порядок? Или Почему Россия не Швейцария

Как разорванный общественный договор между властью, элитами и народом мешает нам стать успешной страной. Есть в мировой политике два соблазнительных мифа. Первый — что главное в обществе — это порядок. Железная рука, ясные правила, субординация. Второй — что главное — это свобода. Права человека, инициатива снизу, минимум вмешательства государства. Россия веками металась между ними, как между Сциллой и Харибдой. Но что, если сама эта дилемма — ложная? Что если проблема не в выборе между свободой и порядком, а в том, что они у нас эти две крайности никак не встретятся? Мы привыкли думать о государстве как о вертикали. Но вертикаль — не одна. Их — две. Первая вертикаль — это вертикаль Ответственности. Она растёт снизу вверх. От гражданина, который платит налоги не из-под палки, а потому что видит, куда его налоги идут. От предпринимателя, который создаёт бизнес, а не уходит в тень. От учителя, который искренне учит детей, а не просто отрабатывает часы. Это — лёгкое Свободы, дыхание общес
Оглавление

Как разорванный общественный договор между властью, элитами и народом мешает нам стать успешной страной.

Может ли Россия быть как Швейцария?
Может ли Россия быть как Швейцария?

Есть в мировой политике два соблазнительных мифа. Первый — что главное в обществе — это порядок. Железная рука, ясные правила, субординация. Второй — что главное — это свобода. Права человека, инициатива снизу, минимум вмешательства государства.

Россия веками металась между ними, как между Сциллой и Харибдой. Но что, если сама эта дилемма — ложная? Что если проблема не в выборе между свободой и порядком, а в том, что они у нас эти две крайности никак не встретятся?

Мы привыкли думать о государстве как о вертикали. Но вертикаль — не одна. Их — две.

Первая вертикаль — это вертикаль Ответственности. Она растёт снизу вверх. От гражданина, который платит налоги не из-под палки, а потому что видит, куда его налоги идут. От предпринимателя, который создаёт бизнес, а не уходит в тень. От учителя, который искренне учит детей, а не просто отрабатывает часы. Это — лёгкое Свободы, дыхание общества.

Вторая вертикаль — это вертикаль Закона и Справедливости. Она идёт сверху вниз. Это не «диктат», а создание чётких, понятных и равных для всех правил. Это суд, в который верят. Это полиция, которую не боятся, а уважают. Это — лёгкое Порядка, каркас государства.

-3

Швейцария, Сингапур, скандинавские страны — они не «свободнее» или «порядковитее» нас. Они просто добились того, чтобы эти две вертикали друг с другом встретились. Их общественный договор — это не бумага, а живая ткань повседневности.

В России же этот договор разорван. Власть подменяет Закон — диктатом. Народ отвечает на это уходом от Ответственности. Итог — страна, которая дышит одним лёгким. Поэтому она задыхается. Задыхается от застоя. От безынициативности. От всеобщего недоверия.

Анатомия разрыва: уроки истории

Мы часто слышим: «России нужна жёсткая рука» или «России не хватает свободы». Оба тезиса уводят от сути. Суть не в силе руки, а в её направлении; не в объёме свобод, а в их качестве. Наш исторический путь — это не поиск баланса, а хроническая болезнь разорванных вертикалей.

Смутное время (1598-1613): когда рухнули обе вертикали.

Классический пример полного коллапса. Вертикаль власти (порядка) исчезла вместе с законной династией. Вертикаль ответственности (свободы) оказалась слишком слаба — вместо того чтобы сплотиться, элиты погрузились в хаос междоусобиц. И здесь — ключевой момент! — снизу родилось то, что могло стать началом настоящего общественного договора: Народное ополчение 1612 года. Минин и Пожарский — это ведь не приказ сверху, а всплеск народной воли, та самая «вертикаль ответственности» в её чистом виде. Они спасли страну, когда государственности не существовало. Но этот росток не дал побегов. Вывод из Смуты был сделан лишь частично: да, мы восстановили вертикаль порядка (самодержавие Романовых), но вертикаль ответственности была снова подавлена в угоду единоличной власти. Договор не сросся. И веками этот раскол аукался нам отчуждением между властью и обществом.

Имперский период: порядок без доверия.

Петровские реформы — грандиозная попытка модернизации исключительно сверху. «Вертикаль порядка» была выстроена с железной последовательностью. Но её трагедия в том, что она рассматривала народ как материал, а не как соучастника. Ответственность была не добровольным долгом, а принудительной повинностью. Результат? Формальный порядок при полном отсутствии социального доверия. Государственная машина работала, но любая трещина в механизме (как в 1917 году) сразу привела к тотальному обрушению.

СССР это порядок, но при разгильдяйстве. Свобода, но при диктатуре. Здесь тоже общественного договора не получилось. Капитализм и буржуазию извели, однако, новый "дракон" в виде партийной номенклатуры замечательно уселся на шеи народа. Когда доминирует порядок, свобода подавляется, а власть имущие прикрываясь лозунгами равенства и справедливости, становятся тем, против кого выступают (эксплуататорами), получается не здоровое, а гипертрофированное общество.

Разумеется, так бесконечно продолжаться не могло.

1990-е: свобода без рамок.

Крах СССР — это обратный пример. «Вертикаль порядка» рухнула. На короткий момент «вертикаль ответственности» (инициатива, предпринимательство) получила невиданный простор. Но что произошло? Свобода, не ограниченная правовыми и этическими рамками, выродилась в хаос и право сильного. Отсутствие сильного, но справедливого Закона привело не к расцвету, а к криминализации и утрате каких-либо общих целей.

Что общего?

Во всех случаях не было связи между двумя вертикалями. Власть либо подавляла общество (Империя, СССР), либо безвольничала (Смута, 1990-е). Общество либо слепо подчинялось (Империя, СССР), либо расползалось в анархии (Смута, 1990-е), а в свой звёздный час (1612) — не было услышано и включено в государственное строительство.

Это — наша родная, историческая «лакуна». Трещина в фундаменте. Мы — не Швейцария не только потому, что у нас другой менталитет, а потому, что нам никогда не удавалось скрепить свободу гражданина с силой закона в единый и непрерывный общественный договор.

Диагноз нашего времени: замороженный разрыв

Сегодняшняя Россия — не новая империя и не либеральная республика. Она — лаборатория незавершённого эксперимента. Разрыв между вертикалями не преодолён, а законсервирован. И эта консервация порождает три системных симптома.

Нет моста между двумя столпами успешного развития.
Нет моста между двумя столпами успешного развития.

1. Симптом патернализма: «Вертикаль порядка» без «Вертикали доверия».

Государство по-прежнему действует как строгий попечитель, а не как партнёр. Оно декларирует заботу, но не доверяет. Оно ждёт лояльности, но не поощряет инициативу. Ответом становится инфантилизм общества: «Пусть начальство думает». Власть, желая контроля, получает апатию. Народ, ожидая указаний, теряет способность к самоорганизации. Это — порочный круг безответственности.

2. Симптом имитации: «Вертикаль ответственности» в подполье.

Когда честный диалог с государством затруднён,энергия уходит в тень. Бизнес осваивает серые схемы. Талантливые люди строят карьеру по принципу «выживаю сам, о стране не думаю». Гражданская активность либо маргинализируется, либо превращается в ритуал, лишённый реального влияния. Мы научились мастерски симулировать исполнение правил и симулировать лояльность. Но симулякр — не договор. Он хрупок, как карточный домик.

3. Симптом правового нигилизма: разрыв в самой основе.

Закон должен быть мостом между двумя вертикалями.У нас же он часто воспринимается либо как оружие сильного, либо как препятствие для выживания. Когда суд зависит от телефонного права, а чиновник трактует правила как ему удобно — рушится сама возможность договора. Нет веры в закон — нет и доверия к тому, кто его олицетворяет.

Итог: страна в состоянии социальной гибернации. Мы не в хаосе 90-х, но и не в динамичном развитии. Мы — в паузе. И эта пауза опаснее бури, потому что создаёт иллюзию стабильности, маскируя постепенное ослабление и общества, и государства.

Протокол исцеления: как сшить разорванные вертикали

Мы подошли к главному. Диагноз ясен: хронический разрыв между волей к порядку и волей к свободе. Лечение — не в поиске волшебной таблетки, а в долгой, системной сборке доверия. Это — не политический проект, а культурный. И начинается он не в кремлёвских кабинетах, а в головах каждого из нас.

1. Реанимация снизу: этика малых дел.

Ждать, что государство одним указом создаст общественный договор — утопия. Договор строится снизу. Взгляните на Швейцарию: её уникальная модель — результат не дарованной свыше мудрости, а многовековой борьбы и договорённостей. Кантоны, разные по культуре и языку, объединились в XIII веке против общего врага — Габсбургов, и затем веками оттачивали искусство нахождения компромисса. Их сила — в добровольном союзе, а не в принудительном подчинении.

Так же и у нас. Каждый раз, когда мы не даем взятку, а платим по счёту; когда чиновник не «решает вопрос», а действует по регламенту; когда бизнесмен платит налоги, видя в этом вклад, а не потерю — мы не просто соблюдаем правила. Мы строим мост между вертикалями. Но начинается это ещё проще — с взаимного уважения в быту. С того, что мы перестаём подрезать друг друга на дороге, пропускаем пешехода, не мусорим в подъезде. Пока мы сами не научимся соблюдать «договор» в мелочах, бессмысленно требовать его от власти. Люди должны взять на себя ответственность, а не только требовать её от других.

2. Требование к верху: сила — в прозрачности.

Государство должно сделать первый и самый трудный шаг — демонтировать стену недоверия. Это значит:

· Понятные правила, а не гибкие указания. Закон должен быть стабильным и предсказуемым, а не инструментом ситуативного контроля.

· Неотвратимость наказания для сильных. Пока элиты безнаказанно нарушают законы, вера в справедливость невозможна.

· Легитимность обратной связи. Критика не должна быть приравнена к предательству. Она — единственный способ вовремя заметить ошибки.

Власть, которая боится диалога с народом, — не сильная власть. Она — хрупкая.

Нам нужен новый культурный код.
Нам нужен новый культурный код.

3. Новая русская соборность: договор как культурный код.

Нам нужна не новая идеология, а новая этика взаимоотношений. Этика, в которой:

· Ответственность становится синонимом свободы (я свободен строить свою жизнь, потому что несу за неё ответственность).

· Сила государства измеряется не способностью подавлять, а способностью договариваться и вдохновлять на свершения.

· Патриотизм — это не лояльность начальству, а активная работа на благо своей страны и сограждан.

Это и будет наш «общественный договор 2.0» — не юридический акт, а живая, дышащая ткань повседневности.

Заключение

Россия не станет Швейцарией. И не должна. Наш путь — не копирование, а синтез. Мы должны взять свою волю к порядку и, не ломая её, наполнить доверием и свободой. Преодолеть роковую дихотомию «или/или».

И этот путь начался не вчера. Его истоки — в вечевых традициях Новгородской и Псковской республик, где рождались первые ростки русского самоуправления. Яркой, но, увы, не развитой вспышкой народной воли стало Ополчение 1612 года. Собирание земель вокруг Москвы дало нам мощную государственность, но на столетия отодвинуло идею договора.

Пора вернуться к этой прерванной традиции, но на новом витке. Пора перестать метаться между Сциллой тотального контроля и Харибдой тотальной анархии. Наш курс — в золотой середине, где сильное государство — это слуга Закона, а свободный народ — это ответственный созидатель.

Этот путь продолжим мы, если начнем с малого — с честного диалога с самими собой и друг с другом.

Время собирать вертикали.

-6