У людей с РАС социальная адаптация происходит очень тяжело, в отличие от нейротипичного человека. Это не просто сложность, а расхождение в способе восприятия реальности.
У нейротипичного, социальный механизм встроен автоматически, и начинают им пользоваться неосознанно уже с детства.
Ребенок с раннего возраста интуитивно считывает невербальные сигналы, понимает интонацию, с которой к нему обращаются, считывает мимику лица, жесты.
Его мозг обрабатывает это как единый, цельный поток социальной информации и выдает нужную, адекватную реакцию, не требующую осмысления.
Становясь старше, ребенок продолжает наблюдать и понимать реакции своего окружения: что и как делают другие, как разговаривают взрослые и дети, начинает повторять, смотрит, как оценивают окружающие его жесты, слова и поступки, и корректирует свое поведение, подстраивается под текущую ситуацию. Происходит неосознанное, обучение социальным нормам и правилам поведения в обществе.
Дальше нормотипичные люди начинают понимать смысл высказываний и что одно и то же высказывание может иметь разное смысловое значение, т.е. контекст, также понимают скрытый смысл, который отображается через мимику, интонацию, язык тела, подбор слов, т.е. подтекст, понимает шутки и адекватно на них реагирует.
У человека с РАС нет такого встроенного механизма социальной подстройки. Он не распознает и не понимает невербальных сигналов, мимики, жестов, интонаций, языка тела, текущего смысла высказывания и скрытого подтекста, что же на самом деле имеется в виду, не понимает шуток, все слова и действия он воспринимает буквально.
Не понимает, зачем нужно делать так, а не иначе и соответственно не повторяет, в отличие от нейротипичного. Для него каждое социальное правило- не является очевидным
Не понимает социальные правила вежливости. При встрече обычно люди здоровываются и спрашивают у другого как дела? Это элементарные правила вежливости.
Человек с РАС не понимает, зачем ему здороваться и спрашивать у другого как дела, если он только что его увидел и не интересуется его состоянием в данный момент. Он не видит эмоционального смысла ритуала.
Также нормотипичные понимают, что где-то можно и промолчать, где-то похвалить, даже если видишь, что не за что, не хочется человека обижать.
Например, по вашему мнению, девушке не идет цвет волос, прическа, фасон или цвет платья, но не всегда вы будете это комментировать или постараетесь подобрать слова так, чтобы не обидеть. Вы считываете эмоциональные последствия правды.
А человек с РАС скажет прямо, в лоб, не подбирая слов, скажет, как думает. Со стороны это будет выглядеть как неприкрытое хамство, и общаться с таким человеком дальше вы вряд ли захотите.
А он не поймет этого, ведь он же, по его мнению, сказал правду, и почему с ним не захотели общаться, так и не понял. Он мыслит логически, но в мире есть еще и эмоции, которых он может не понимать.
Много проблем бывает в школьный период. Ребенок с РАС может поправлять учителя, спорить с ним, если, по его мнению, учитель излагает материал не точно или не правильно.
Конечно, не всякому учителю это понравится, и вряд ли он будет любимым учеником. Ребенок с РАС будет упирается в истину, не понимая социальную иерархию.
Со сверстниками тоже у них разные интересы, ребенок с РАС их не понимает, не понимает их увлечений и ему с ними не интересно, не интересны их разговоры, потому что, по его мнению, он знает гораздо больше, чем они, потому что он больше читал и увлекался какой-то темой, которая не интересна его сверстникам, он будет больше тянуться к людям старшим по возрасту, которые будут умиляться такой начитанности. Его внутренний мир часто глубже и уже, чем у сверстников.
А сверстники будут или игнорировать «чудика», или издеваться, потому что не такой, как они, какой-то непонятный.
Поэтому отношения со сверстниками обычно не складываются и с детства ребенок с РАС подвергается игнору или травле. У них разное восприятие.
Непонимание намеков, иронии и сарказма, шуток и преувеличений также не добавляет понимания с обществом, где говорится одно, а имеется в виду другое. Непонимание смысла поговорок и пословиц, восприятие их буквально. Для него коммуникация это минное поле, где каждый шаг грозит социальным взрывом, причину которого он не может предугадать.
Сам человек с РАС ощущает в этом мире себя инопланетянином, или иностранцем, которого не понимают и который сам не понимает ни себя, ни других. Это ведет к одиночеству.
Родственники, кстати, тоже не всегда поддерживают, могут гнобить за неподобающее поведение или высказывания и пытаться переделать в «нормального».
Возникает глубокая травма непринятия и отвержения в начале своего пути, в собственной семье.
Также поступающие извне сенсорные раздражители, к которым люди с РАС могут быть чувствительны: свет, фоновый шум, запахи, они обрушиваются сплошным потоком, и сложно их отфильтровать. Мир не просто непонятен, он физически враждебен и болезнен.
И от всего этого наступает сенсорная и когнитивная перегрузка, что негативно сказывается на психическом и физическом состоянии. Могут быть срывы, истерики, депрессии, попытки суицида, скачки давления.
Это не капризы, а физиологическая реакция организма на перегрев.
И вот в такой атмосфере человеку с РАС приходится учиться взаимодействовать с обществом. Как вы уже поняли, обучение это долгое, сложное, изматывающее. Это не учеба, а ежедневная борьба за выживание.
Проходить приходится через разное, ведь если сказанное не понравится тому, кто сильнее, можно и по голове получить, и даже в прямом смысле.
В процессе жизни люди с РАС стараются заранее заготовить сценарии беседы, надеть соответствующую событию маску, чтобы не показаться невежливым или некультурным, хамом, бесчувственным.
Стараться выдать адекватную событию реакцию. Они вынуждены становиться актерами, играющими в чужом театре по непонятным им правилам.
И так как приходится все понимать методом проб, ошибок и анализа, это очень энергозатратно, пытаться понять то, что обычным людям дается от природы. Они тратят много усилий на то, что другие понимают интуитивно
В итоге социальная интуиция заменяется социальным опытом, и человек с РАС может более-менее (у всех по-разному) функционировать в обществе.
Иногда это взаимодействие можно сравнить с криво пришитой заплаткой, которая все равно будет выделяться на общем фоне, и человек с РАС так и будет считаться «чудиком».
Автор: Калмыкова О.К.
Психолог, Нейропсихолог, Логопед
Больше о РАС, Синдроме Аспергера и других читайте в подборке (подборка пополняется)