Найти в Дзене
Мир чудес

Вертолёт на Эвересте. Как Дидье Дельсаль посадил машину на крыше мира

Без преувеличения можно сказать, что разработка вертолета Airbus Helicopters AS350 B3 изменила возможности вертолетных операций в Непале. Достаточно мощный, чтобы садиться и взлетать на ранее недоступных высотах в Гималаях, и при этом сохраняющий универсальность и экономичность, модель B3 быстро стала самым популярным гражданским вертолетом в Непале. Сегодня этот рынок завоевал его преемник, AS350 B3e (H125). Учитывая важность этой модели для работы на заоблачных высотах, закономерно, что AS350 B3 доказал свою крутость, приземлившись на высочайшую из всех вершин — Сагарматху, более известную за пределами Непала как Эверест. «Идея была в том, чтобы доказать нашим клиентам, какие запасы прочности у них есть при использовании вертолета в обычных режимах, по сравнению с тем, на что способен вертолет во время летных испытаний», — пояснил летчик-испытатель Дидье Дельсаль, который совершил этот рекордный полет на облегченном серийном вертолете 14 мая 2005 года. Поскольку максимальная сертифиц
Оглавление

Летчик-испытатель экстра-класса вспоминает полет на вершину Эвереста в 2005 году.

Без преувеличения можно сказать, что разработка вертолета Airbus Helicopters AS350 B3 изменила возможности вертолетных операций в Непале. Достаточно мощный, чтобы садиться и взлетать на ранее недоступных высотах в Гималаях, и при этом сохраняющий универсальность и экономичность, модель B3 быстро стала самым популярным гражданским вертолетом в Непале. Сегодня этот рынок завоевал его преемник, AS350 B3e (H125).

Учитывая важность этой модели для работы на заоблачных высотах, закономерно, что AS350 B3 доказал свою крутость, приземлившись на высочайшую из всех вершин — Сагарматху, более известную за пределами Непала как Эверест.

«Идея была в том, чтобы доказать нашим клиентам, какие запасы прочности у них есть при использовании вертолета в обычных режимах, по сравнению с тем, на что способен вертолет во время летных испытаний», — пояснил летчик-испытатель Дидье Дельсаль, который совершил этот рекордный полет на облегченном серийном вертолете 14 мая 2005 года. Поскольку максимальная сертифицированная высота эксплуатации AS350 B3 составляла 7000 метров, было очевидно, что полет на вершину Эвереста (8 848 метров) продемонстрирует солидный запас прочности.

Вертолет Airbus в полете. Прошло уже более 20 лет с тех пор, как летчик-испытатель Airbus Helicopters Дидье Дельсаль установил мировой рекорд, взлетев с вершины Эвереста, но, как и большинство хороших историй, ее стоит рассказать снова. Фото Airbus Helicopters.
Вертолет Airbus в полете. Прошло уже более 20 лет с тех пор, как летчик-испытатель Airbus Helicopters Дидье Дельсаль установил мировой рекорд, взлетев с вершины Эвереста, но, как и большинство хороших историй, ее стоит рассказать снова. Фото Airbus Helicopters.

Созревавший десятилетиями

Дельсаль начал свой рассказ с того, что углубился в прошлое, в 1972 год. Именно тогда легендарный французский авиатор Жан Буле, пилотируя Aérospatiale SA 315 «Лама», установил мировой рекорд высоты полета на вертолете — 12 442 м. По словам Дельсаля, это достижение посеяло зерно идеи, которое было реализовано лишь три десятилетия спустя.

«В то время я думал о посадке на Эверест. Но компания не была слишком настроена на это, и тип вертолета был довольно чувствителен к перепадам мощности на большой высоте [из-за] способа регулирования двигателя», — объяснил Дельсаль. «Так что это был не тот вертолет, чтобы летать в очень турбулентных условиях на большой высоте».

Два года спустя, в 1974 году, Aérospatiale провела первый полет прототипа AS350. В течение следующих 30 лет AS350 «Экюрёй» или «Белка» — известный в Северной Америке как «AStar» — эволюционировал через последовательно более мощные модификации. В начале 2000-х Дельсаль был назначен летчиком-испытателем самой мощной на тот момент версии, AS350 B3, когда ему пришло в голову, что он, возможно, нашел вертолет с потенциалом для посадки на Эверест.

«Это было что-то вроде личного ощущения у меня и моего бортинженера в то время, Бернара Сертана, что у нас есть возможность это сделать», — вспоминал он. «Это вообще не планировалось в то время, но мало-помалу идея возникла...»

К тому моменту Aérospatiale уже слилась в Eurocopter, и компания изначально отговаривала от этой идеи. Но в 2004 году Дельсаль снова поднял этот вопрос. «Я снова обратился к компании и сказал, что мы должны это сделать, у нас есть возможности, и я докажу с помощью некоторых местных испытаний здесь, на юге Франции, что у нас есть возможность сделать это с приемлемым уровнем безопасности», — сказал он.

-3

Местные испытания начались в апреле 2004 года с экспериментального полета на высоту 8 992 м. Они продолжались год и завершились в апреле 2005 года еще одним экспериментальным полетом на высоту 10 211 м, плюс рекордами «времени набора высоты» до 3000, 6000 и 9000 м. Тем временем Дельсаль был также занят организацией логистики и разрешений для своей поездки в Непал, что, по его словам, «было довольно сложно».

Крупный план пилота Дидье Дельсаля в кислородной маске. Хотя Дельсаль физически готовился к полету на большой высоте, «важно сохранять мозг в хорошей форме, чтобы управлять вертолетом в таких условиях, поэтому я летел в кислородной маске», — сказал он. Фото Airbus Helicopters.
Крупный план пилота Дидье Дельсаля в кислородной маске. Хотя Дельсаль физически готовился к полету на большой высоте, «важно сохранять мозг в хорошей форме, чтобы управлять вертолетом в таких условиях, поэтому я летел в кислородной маске», — сказал он. Фото Airbus Helicopters.

От Южной Франции до Восточного Непала

К апрелю 2005 года Дельсаль и его команда из четырех механиков и бортинженера были готовы. Вертолет перегнали из Франции грузовым самолетом в Нью-Дели, Индия, где его собрали заново для перелета в Непал. Однако они едва избежали катастрофы, когда песчаная буря едва не разрушила ангар, в котором они работали. По словам Дельсаля, «лишь по счастливой случайности вертолет не был поврежден. Это произошло в самый первый день нашего приезда, и нам очень повезло, что мы сами не пострадали».

-5

Дельсаль прибыл с вертолетом в Катманду примерно 1 мая, где, по его словам, первым шагом было подтверждение разрешений в органах гражданской авиации Непала.

Из Катманду Дельсаль перебазировался в Луклу, удаленный горный аэропорт, который является отправной точкой для альпинистов и треккеров, направляющихся на Эверест. Там Дельсаль и его команда работали над подготовкой вертолета к рекордной попытке — с кратким отвлечением на спасение двух японских туристов. Дельсаль также проводил разведывательные полеты, чтобы определить лучший маршрут подлёта к вершине, быстро обнаружив, что путь наверх не так прост.

«С одной стороны, со стороны восходящего потока, я не мог приблизиться к горе, потому что даже убрав всю мощность двигателя, я все равно продолжал набирать высоту», — вспоминал он. «Но, конечно, с другой стороны был нисходящий поток, и на этой стороне даже при скорости около 60 узлов по указателю воздушной скорости меня относило назад... и вертолет на полной мощности был недостаточно мощным, чтобы противостоять этому».
-6

Для Дельсаля путь к вершине означал навигацию по тонкой грани между восходящими и нисходящими потоками Эвереста. Поскольку система регулирования двигателя работала за пределами сертифицированного летного диапазона, было особенно важно найти режим, который позволил бы лететь плавно, без резких перемещений ручки. Он совершил несколько заходов на вершину во время разведывательных полетов, но не пытался приземлиться, «потому что чувствовал, что еще не время, не то ощущение», — вспоминал он. «В таких вещах нужно, конечно, ощущать себя очень комфортно, и, по сути, нужно позволить горе принять тебя».

Дельсаль также осознавал опасность, которую воздушная струя от несущего винта могла представлять для альпинистов внизу. Фактически, его рекордный полет был рассчитан на период, когда в районе вершины не было альпинистов.

«Мне повезло, а альпинистам не повезло, потому что было два дня плохой погоды, и все были вынуждены спуститься, потому что погода была очень, очень плохой», — объяснил он. «Поэтому сразу после грозы, как только вершина очистилась 14 мая, я попытал счастья добраться туда, и мне это удалось».
Вертолет Airbus в полете у горы Эверест. Мощные восходящие и нисходящие потоки на Эвересте сделали поиск безопасного маршрута к вершине сложной задачей. Фото Airbus Helicopters.
Вертолет Airbus в полете у горы Эверест. Мощные восходящие и нисходящие потоки на Эвересте сделали поиск безопасного маршрута к вершине сложной задачей. Фото Airbus Helicopters.

На вершине мира

Дельсаль вспоминал, что посадка была сложной из-за ветра в 65 узлов и отсутствия визуальных ориентиров.

«Когда ты достигаешь вершины, ты достигаешь точки восходящего потока, и, конечно, силы восходящего ветра достаточно, чтобы отбросить тебя, как только ты отпускаешь ручку», — сказал он. «Мне пришлось вжать полозья в вершину и буквально прижаться к горе, чтобы остаться на ней. Другая большая проблема в том, что у тебя нет обзора вершины, и у тебя нет конкретных ориентиров, потому что ты находишься в самой высокой точке. Ты, по сути, в свободном воздухе, и ты должен попытаться найти, где же точно вершина».

Мало того, Дельсаль открыл окна, чтобы лобовое стекло не обледенело от влаги его дыхания (эта проблема преследовала Буле в 1972 году). Температура была -35 C, и поскольку Дельсаль не любит летать в громоздком летном костюме, на нем было всего два слоя термобелья плюс летный комбинезон. «Но знаете, в таких условиях забываешь о холоде», — рассмеялся он. «Ты так горяч внутри, в своих мыслях, что холод — это ничто».

-8

Коснуться полозьями вершины было самой сложной частью. Когда пришло время взлетать после 3 минут и 50 секунд, что почти вдвое превышало требуемые FAI (Международная авиационная федерация) 2 минуты контакта с землей, у Дельсаля не возникло проблем. После стольких усилий по снижению веса вертолета — и даже своего собственного веса с помощью диеты — Дельсаль обнаружил, что вертолет был легче, чем ему бы хотелось в таких ветреных условиях. «Взлететь было очень легко, — сказал он. — Мне нужно было лишь немного потянуть ручку, и я легко оторвался от земли».

Дельсаль, понятно, был в восторге от успешной миссии. Но его настроение изменилось, когда он вернулся в Луклу и скачал то, что должно было быть записью его полета, необходимой для подтверждения его достижения перед FAI.

«У нас были очень плохие новости, потому что когда я проверил свой компьютер... записей не оказалось», — сказал он. «Помню, тогда я очень сильно разозлился и решил, что завтра утром мне нужно лететь снова, до того, как поднимутся альпинисты. Так я и сделал, 15 числа я совершил полет во второй раз».

На этот раз оборудование для записи сработало. (Позже выяснилось, что отсутствие записей с первого полета было программным сбоем, и данные с того полета в конечном итоге были восстановлены.)

Команда Airbus Helicopter стоит перед вертолетом в Непале. Дельсаль отметил заслуги своей команды поддержки и помощи непальской армии в его достижении. Фото Airbus Helicopters.
Команда Airbus Helicopter стоит перед вертолетом в Непале. Дельсаль отметил заслуги своей команды поддержки и помощи непальской армии в его достижении. Фото Airbus Helicopters.

Осознание пределов

Дельсаль сказал, что, не колеблясь, повторил бы полет, поскольку был полностью уверен в запасах прочности вертолета и в том, как полет был проведен. «Это не было безумием, все было спланировано, и у нас был хороший инструмент для этого, потому что AS350 B3 — действительно очень мощная машина», — сказал он.

-10

Однако он уехал из Непала с большим уважением к Эвересту и осознавая проблемы полетов на вертолетах к самой высокой горе Земли. Дельсалем частично двигало желание расширить возможности спасения для альпинистов Эвереста, сотни которых погибли в попытках взойти на вершину. Он не был полностью разочарован в этой надежде, так как в последние годы впечатляющее количество спасательных операций на Эвересте было проведено именно вертолетами AS350 B3 и H125.

«Но есть определенные пределы, это был один из выводов этой миссии», — сказал Дельсаль, указывая на то, что экстремальные ветры и погодные условия Эвереста делают некоторые спасательные операции неприемлемо рискованными, если не вовсе невозможными.

«Потому что, по сути, стоит ли рисковать жизнью пилота и второго пилота, чтобы, возможно, спасти одного [человека] на такой высоте? Иногда, возможно, это слишком опасно, и нужно принять, что это может быть невозможно».

  • Изображения: CC Attribution: CC BY; CC BY-SA.

👿 Не будьте троллем. Если в моих тексте есть ошибки, вежливо объясните, в чём они заключаются. Неуважительные комментарии будут удалены, а нарушитель забанен. 👿

  • Хотите разгадывать тайны вместе? Заходите в наш Telegram — здесь где мы делимся тем, что действительно удивляет, восхищает и заставляет задуматься! Обсуждаем, спорим, ищем ответы. Присоединяйтесь, ваше мнение важно! А если хотите поддержать нас — купите нам кофе ☕. Каждая чашка помогает искать новые загадки. Или просто оставьте комментарий во ВКонтакте — нам действительно важно, что вы думаете!