Найти в Дзене

Чем меня поразил Музей камнерезного искусства? Пять самых запоминающихся открытий.

Бывает, ходишь от витрины к витрине, делаешь снимки, останавливаешься, рассматриваешь детали. И вроде, всё красиво выглядит и ладно сделано, но не цепляет… А есть такие работы, при взгляде на которые как будто током пронзает, и даже фотографии потом хочется пересматривать снова и снова. И дело даже не в сложности исполнения или ценности сырья - тут срабатывают какие-то субъективные эстетические триггеры. Хочу рассказать, какие композиции оставили след в памяти после посещения музея. 1. Портрет Николая II. Работа выполнена на свердловском заводе «Русские самоцветы» в 1991-1993 годах в технике флорентийской мозаики. Флорентийская мозаика — это искусство плотной подгонки деталей из разноцветного камня, когда швы почти незаметны. Такой техникой создают панно, шахматные доски, украшают столешницы и крышки шкатулок. Родом она из Италии XVI века. Микеланджело называл такие работы «вечными картинами», ведь камень сохраняет цвета и изгибы на века. В Россию мозаика попала в середине XVIIIве
Оглавление

Бывает, ходишь от витрины к витрине, делаешь снимки, останавливаешься, рассматриваешь детали. И вроде, всё красиво выглядит и ладно сделано, но не цепляет…

А есть такие работы, при взгляде на которые как будто током пронзает, и даже фотографии потом хочется пересматривать снова и снова. И дело даже не в сложности исполнения или ценности сырья - тут срабатывают какие-то субъективные эстетические триггеры. Хочу рассказать, какие композиции оставили след в памяти после посещения музея.

1. Портрет Николая II.

-2

Работа выполнена на свердловском заводе «Русские самоцветы» в 1991-1993 годах в технике флорентийской мозаики. Флорентийская мозаика — это искусство плотной подгонки деталей из разноцветного камня, когда швы почти незаметны. Такой техникой создают панно, шахматные доски, украшают столешницы и крышки шкатулок. Родом она из Италии XVI века. Микеланджело называл такие работы «вечными картинами», ведь камень сохраняет цвета и изгибы на века. В Россию мозаика попала в середине XVIIIвека в годы правления Елизаветы Петровны. Уральские мастера быстро освоили технологию и начали создавать свои неповторимые шедевры.

Традиция делать каменные портреты российских монархов возникла ещё на Екатеринбургской гранильной фабрике и получила достойное современное продолжение.

Меня покорило портретное сходство, техника исполнения и то, как удачно подобрано сырье («краски») для этой «вечной картины». При создании портрета использовалось несколько видов яшм: мулдакаевская, ревневская, орская, казах-чиканская, а еще лазурит, родонит, ирнимит.

2. «Броня крепка» и «Ветеран»

-3

Эти потрясающие композиции объединены одной тематикой и выполнены просто виртуозно. К ним я возвращалась несколько раз, обходя залы музея, и пристально вглядывалась через стекло в каждую деталь. Великолепные работы!

«Броня крепка» - яшма, лазурит, долерит, агат, мрамор, серебро, позолота. Авторы Сергей Забудченко, Алексей Кузнецов, 2014г.

«Ветеран» - долерит, агат, яшма, сердолик, мрамор, кахолонг, серебро. Автор Сергей Забудченко, 2015г.

3. Лучшее сочетание дизайна и материалов.

В этой номинации побеждают две вазы на фото ниже👇😉

-4

У той, что слева, очень стильный геометричный дизайн. Основа вазы выполнена из серо-зеленой калканской яшмы, а вставки - из пестрой красно-белой тунгатаровской. На мой взгляд, весьма удачное контрастное сочетание.

В вазе справа встретились ирнимит и лазурит. Получился невероятно эффектный тандем. Впервые увидела изделие, где эти камни используются вместе. Ирнимит -коричневый с размытыми включениями приглушенно-синего - выгодно подчеркивает яркую синеву лазурита. А узнаваемые восточные мотивы в дизайне вазы завершают образ этой оригинальной работы. Просто услада для глаз!

4. Изделия из талькохлорита.

Приятным открытием в музее истории камнерезного искусства для меня стали изделия из талькохлорита – вставками этого камня или полностью из него выполненные.

Сам по себе камень скромный, своеобразный, но в руках мастера он раскрывается и в этих композициях смотрится уместно, стильно и брутально.

Ваза "Сказы Бажова", талькохлорит, мрамор, середина XX века
Ваза "Сказы Бажова", талькохлорит, мрамор, середина XX века

5. Голод — лучший ценитель камнерезного искусства

У меня выработалась четкая система посещения музеев: первый раз обхожу всю экспозицию и фотографирую каждый экспонат с нескольких ракурсов и сторон. Потом делаю общие фото интерьеров или отдельных локаций. И уже после этого спокойно прохожу заново все залы, наслаждаясь образцами и работами мастеров, пока мой телефон подзаряжается в рюкзаке от пауэр-банка.

-8

-9

Подходил у концу четвертый час моего пребывания в музее. Желудок мой давал о себе знать протяжным ворчанием, намекая, что желательно было бы пообедать. И тут в очередной витрине вот это чудо! Даже два! Камнерезные композиции «Яичница» и «Стейк» в тот момент выглядели особенно аппетитно, а мастерство исполнения — выше всяких похвал.

"Завтрак без панкреатита", белый нефрит, яшма, магнезит, зеленый нефрит, янтарь, позвоночник кита.
"Завтрак без панкреатита", белый нефрит, яшма, магнезит, зеленый нефрит, янтарь, позвоночник кита.

Композиция "Стейк", яшма, титан, серебро
Композиция "Стейк", яшма, титан, серебро

💎 Но о самой поразительной экспозиции я расскажу в следующей статье. Смелый, дерзкий и оригинальный дизайн этих работ точно не оставит вас равнодушными. А вот восторг это будет или антипатия - посмотрим!😉