Бывает, ходишь от витрины к витрине, делаешь снимки, останавливаешься, рассматриваешь детали. И вроде, всё красиво выглядит и ладно сделано, но не цепляет…
А есть такие работы, при взгляде на которые как будто током пронзает, и даже фотографии потом хочется пересматривать снова и снова. И дело даже не в сложности исполнения или ценности сырья - тут срабатывают какие-то субъективные эстетические триггеры. Хочу рассказать, какие композиции оставили след в памяти после посещения музея.
1. Портрет Николая II.
Работа выполнена на свердловском заводе «Русские самоцветы» в 1991-1993 годах в технике флорентийской мозаики. Флорентийская мозаика — это искусство плотной подгонки деталей из разноцветного камня, когда швы почти незаметны. Такой техникой создают панно, шахматные доски, украшают столешницы и крышки шкатулок. Родом она из Италии XVI века. Микеланджело называл такие работы «вечными картинами», ведь камень сохраняет цвета и изгибы на века. В Россию мозаика попала в середине XVIIIвека в годы правления Елизаветы Петровны. Уральские мастера быстро освоили технологию и начали создавать свои неповторимые шедевры.
Традиция делать каменные портреты российских монархов возникла ещё на Екатеринбургской гранильной фабрике и получила достойное современное продолжение.
Меня покорило портретное сходство, техника исполнения и то, как удачно подобрано сырье («краски») для этой «вечной картины». При создании портрета использовалось несколько видов яшм: мулдакаевская, ревневская, орская, казах-чиканская, а еще лазурит, родонит, ирнимит.
2. «Броня крепка» и «Ветеран»
Эти потрясающие композиции объединены одной тематикой и выполнены просто виртуозно. К ним я возвращалась несколько раз, обходя залы музея, и пристально вглядывалась через стекло в каждую деталь. Великолепные работы!
«Броня крепка» - яшма, лазурит, долерит, агат, мрамор, серебро, позолота. Авторы Сергей Забудченко, Алексей Кузнецов, 2014г.
«Ветеран» - долерит, агат, яшма, сердолик, мрамор, кахолонг, серебро. Автор Сергей Забудченко, 2015г.
3. Лучшее сочетание дизайна и материалов.
В этой номинации побеждают две вазы на фото ниже👇😉
У той, что слева, очень стильный геометричный дизайн. Основа вазы выполнена из серо-зеленой калканской яшмы, а вставки - из пестрой красно-белой тунгатаровской. На мой взгляд, весьма удачное контрастное сочетание.
В вазе справа встретились ирнимит и лазурит. Получился невероятно эффектный тандем. Впервые увидела изделие, где эти камни используются вместе. Ирнимит -коричневый с размытыми включениями приглушенно-синего - выгодно подчеркивает яркую синеву лазурита. А узнаваемые восточные мотивы в дизайне вазы завершают образ этой оригинальной работы. Просто услада для глаз!
4. Изделия из талькохлорита.
Приятным открытием в музее истории камнерезного искусства для меня стали изделия из талькохлорита – вставками этого камня или полностью из него выполненные.
Сам по себе камень скромный, своеобразный, но в руках мастера он раскрывается и в этих композициях смотрится уместно, стильно и брутально.
5. Голод — лучший ценитель камнерезного искусства
У меня выработалась четкая система посещения музеев: первый раз обхожу всю экспозицию и фотографирую каждый экспонат с нескольких ракурсов и сторон. Потом делаю общие фото интерьеров или отдельных локаций. И уже после этого спокойно прохожу заново все залы, наслаждаясь образцами и работами мастеров, пока мой телефон подзаряжается в рюкзаке от пауэр-банка.
Подходил у концу четвертый час моего пребывания в музее. Желудок мой давал о себе знать протяжным ворчанием, намекая, что желательно было бы пообедать. И тут в очередной витрине вот это чудо! Даже два! Камнерезные композиции «Яичница» и «Стейк» в тот момент выглядели особенно аппетитно, а мастерство исполнения — выше всяких похвал.
💎 Но о самой поразительной экспозиции я расскажу в следующей статье. Смелый, дерзкий и оригинальный дизайн этих работ точно не оставит вас равнодушными. А вот восторг это будет или антипатия - посмотрим!😉