В Екатеринбурге на посещение каждого музея, связанного с камнем, я запланировала по одному полному дню. Просчиталась только с музеем Планета: на него потребовалось 2 дня! Об этом прекрасном месте я писала здесь.👇
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства я посетила первым, на следующий день после прилёта в Екатеринбург. Фотографий, как всегда, очень много, поэтому обязательно листайте карусель фото, там тоже много интересного.
Располагается музей прямо в центре города, на проспекте Ленина, 37, в красивом старинном здании рядышком с домом Севастьянова. Когда-то это была аптека горного ведомства, построенная ещё в XIX веке.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства появился в столице Урала не так давно — в 1992 году. Основой для коллекции стала часть собрания Свердловского краеведческого музея. А в дальнейшем экспозиция пополнялась благодаря профильным предприятиям «Русские самоцветы», «Уралкварцсамоцветы», «Ювелиры Урала» и «Завод ОЦМ». Сейчас у музея много партнеров и дарителей.
Главная концепция музея — показать всё разнообразие уральских камнерезных традиций, от царской фабрики до современных художников, познакомить с богатством уральских камней и художественных изделий.
Здесь проводятся образовательные программы, конкурсы, выставки, мастер-классы, квесты, рассчитанные на посетителей разного возраста. Я слежу за жизнью музея в соц.сетях – это действительно интересные, яркие события.
Уже во дворе происходит приобщение к миру камней и создаётся определенный настрой.
Исторический зал.
Начать осматривать экспозицию рекомендуют с самого верхнего 3 этажа. Здесь посетители знакомятся с историей Екатеринбургской гранильной фабрики. В витринах представлены изделия, выполненные мастерами этой известной колыбели камнерезных шедевров.
Фабрика была главным камнерезным центром России, начав свою работу в 1726 году, вскоре после основания самого Екатеринбурга. Помимо неё в стране было всего два крупных камнерезных производства – Петергофская гранильная (1721 г) и Колыванская шлифовальная (1802 г) фабрики.
С ростом города фабрика расширялась, переходила на новые технологии, строила механические мастерские и внедряла машины для резки мрамора и других камней.
В конце XVIII века на Урале появилось отдельное направление — изготовление каменных печатей и “мелочёвки”- небольших декоративных предметов из агата, цитрина, дымчатого кварца и горного хрусталя. Основные материалы для таких сувениров добывали при промывке золотых руд, а мастера виртуозно вырезали геометрические формы и забавные фигурки. Каменные личные печати были популярны не только среди аристократии, но и у купцов, чиновников, коллекционеров.
Тесные связи с Академией художеств позволили создавать прекрасные произведения камнерезного искусства, отвечающие самому изысканному вкусу.
Многие именитые архитекторы, художники и скульпторы создавали чертежи и рисунки, по которым мастера Екатеринбургской гранильной фабрики воплощали их замыслы в камне. В музее хранятся альбомы эскизов конца XIX - начала XX века.
В XIX веке активно использовали малахит, яшму, лазурит — фабрика стала особенно знаменитой благодаря своим работам, которые украшали императорские интерьеры, в том числе, залы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Изделия Екатеринбургской гранильной фабрики получали награды на престижных выставках. Например, для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже в 1900 году по заказу Николая II уральские мастера изготовили карту Франции в технике каменной мозаики.
В первой половине XIX века уральские мастера начали создавать настоящие композиции из камня — флористические работы с “ягодами” и “цветами”. Корзины, шкатулки и вазы, наполненные фруктами и ягодами из горных пород и минералов стали символом роскоши и статуса. Такие изделия демонстрировали на выставках, заказывали для дворцов и дарили особо ценным гостям.
Уральские мастера славились тем, что могли вырезать ягоды, листья, цветы из самых твердых камней, совмещая технику и художественный замысел. Искусство “каменных ягод” сохранилась и сегодня, продолжая оставаться визитной карточкой камнерезных традиций Урала.
Одна из ярких современных работ этой тематики "Рог изобилия" представлена в музее истории камнерезного искусства.👇
Интересный факт:
Композицию "Рог изобилия" музей камнерезного искусства выкупил у автора за 300 000 руб. Деньги собирали "всем миром", то есть любой человек мог внести он-лайн пожертвование прямо на сайте музея (сумма, кратная 1000р). В списке сомеценатов, который расположен рядом с экспонатом, 182 человека и Московский ювелирный дом Shiko, закрывший 90 000 руб из суммы сбора. Каждому участнику акции "Ягода удачи" выдана грамота и абонемент на годовое бесплатное посещение музея.
После революции Екатеринбургскую гранильную фабрику реорганизовали, она вошла в трест «Русские самоцветы», объединившись с Колыванской и Петергофской фабриками.
Традиции, и уникальные техники уральских мастеров в работах XX – XXI века представлены в других залах музея.
Малахитовый зал.
С первой половины XVIII века Урал надолго стал главным поставщиком малахита на мировой рынок.
Гумешевское, чуть позднее Медноруднянское месторождения давали сырьё этого ценного поделочного камня.
Уральский малахит отличался тем, что он редко образовывал крупные, цельные монолиты, встречался преимущественно в виде небольших почковидных сферолитовых агрегатов с пустотами, отдельных ломких кусочков и красивых, но мелких прожилок.
Из-за этого мастерам приходилось искать особые способы обработки камня для создания крупных декоративных изделий. Они придумали метод «русской мозаики»: кусочки малахита подбирали по оттенку и природному рисунку, тщательно укладывали рядом друг с другом и закрепляли на основе — так получались цельные поверхности для столешниц, ваз и даже колонн.
В малахитовом зале представлены работы мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики, кустарных промыслов, завода "Русские самоцветы", современные авторские произведения, а также изделия из искусственного малахита.
Ниже на фото представлены работы из искусственного малахита. Чувствуете разницу? 😉
Бажовская комната.
В экспозиции этого зала привлекают внимание стены, украшенные панно палехских мастеров по мотивам сказов Бажова.
Все экспонаты Бажовской комнаты тесно связаны с творчеством Павла Петровича Бажова — это те самые герои и образы, которые хорошо знакомы каждому по его сказам. Здесь не нужны длинные пояснения: увидев эти работы, сразу узнаёшь персонажей, сюжеты и атмосферу уральских легенд.
Мы с вами заглянули в главные залы музея истории камнерезного и ювелирного искусства — исторический, Бажовский и малахитовый. Но на этом знакомство не заканчивается! Статья уже получилась довольно объёмной, поэтому экспозиции с ювелирными украшениями и современными камнерезными работами (а также многими другими интересностями) ждут вас в следующих публикациях!
Еще статьи про Музей истории камнерезного и ювелирного искусства: