Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Михаил Елизаров, «Юдоль»

Страниц: 500 Оценка: 7/10 Первое издание: 2025 г. Увлекательность: 7/10 Прописанность героев: 7/10 Сюжет: 8/10 Глубина: 8/10 Эмоции: 6/10 Идея: 8/10 Не очень у меня складывается с творчеством Михаила Елизарова, конечно. В принципе, он мной воспринимается гораздо лучше многой современной отечественной прозы, но эти кладбищенские нотки, могильный привкус и тяготение к посмертному, прослеживающееся из романа в роман, мне у писателя не нравятся. Итак, жил-был престарелый счетовод Андрей Тимофеевич Сапогов. И на старости лет он решил душеньку продать, дабы пожить на пенсии в достатке и почестях. Он начинает изучать ритуалы, ходит на ведьмачьи сходки (где его не особо принимают). По итогу всё приходит к тому, что в повествовании образовываются две группировки, силы добра и зла, где Сапогову, олицетворяещему плохое, противостоит мальчик Костя. Происходящее довольно свежо, нелепо, оригинально и местами страшно-комично. Интересное сочетание, но сложно описать как-то иначе. Например, м

Страниц: 500

Оценка: 7/10

Первое издание: 2025 г.

Увлекательность: 7/10

Прописанность героев: 7/10

Сюжет: 8/10

Глубина: 8/10

Эмоции: 6/10

Идея: 8/10

Не очень у меня складывается с творчеством Михаила Елизарова, конечно. В принципе, он мной воспринимается гораздо лучше многой современной отечественной прозы, но эти кладбищенские нотки, могильный привкус и тяготение к посмертному, прослеживающееся из романа в роман, мне у писателя не нравятся.

Итак, жил-был престарелый счетовод Андрей Тимофеевич Сапогов. И на старости лет он решил душеньку продать, дабы пожить на пенсии в достатке и почестях. Он начинает изучать ритуалы, ходит на ведьмачьи сходки (где его не особо принимают).

По итогу всё приходит к тому, что в повествовании образовываются две группировки, силы добра и зла, где Сапогову, олицетворяещему плохое, противостоит мальчик Костя.

Происходящее довольно свежо, нелепо, оригинально и местами страшно-комично. Интересное сочетание, но сложно описать как-то иначе. Например, многое здесь завязано вокруг безымянного пальца Кости, который, на самом деле, ключ, и за него происходят бои. За палец, ещё и вдобавок давно отделённый от хозяина.

И при этом сам Костя регулярно на руке процарапывает ржавым гвоздиком отверстие — через которое с ним говорит Божье Ничто.

Через гротеск и комичность Елизаров критикует псевдодухновность, низводя оккультизм до некоего пародийного уровня, а также переворачивает классическую борьбу со злом. Само слово «юдоль» писатель использует чуть ли не как имя собственное, взяв его значение из словосочетания «юдоль печали».

Из забавного: обложка мягко говоря имеет смысл. На ней изображена игра «Ну, погоди!» на Электронике, но со вкраплениями и западной культуры, и оккультизма. А текст Lorem Impsum в данном случае не ошибка дизайнера, забывшего его изменить после утверждения шаблона. Здесь, в «Юдоли», этот текст — «изначальный наполнитель пустоты материальной вселенной, код, описывающий нашу языковую реальность».

Если описывать мои впечатления в целом, я бы сказала, что мне не совсем понравилось. Да, интересные заигрывания со смыслами, забавная пародия на оккультизм. Но меня смутил дух тления, отчётливо исходящий от текста, а переворачивание смысла мне напомнило творчество Пелевина — что для меня скорее минус, чем плюс.