Найти в Дзене
Люди и ситуации

Банки против Wildberries и Ozon

Банки из первой десятки (а это Сбер, Альфа-банк, Т-банк, ВТБ и Совкомбанк), решили атаковать маркетплейсы, обвинив их в нечестной конкуренции. Претензии сводяться к нескольким пунктам: 1. Скидки “привязаны” к их собственным платежным инструментам (у Wildberries — “WB Кошелёк”, Ozon — “Ozon Карта”). Банки считают, что таким образом маркетплейсы встраивают пользователей в свою экосистему и получают преимущество в конкуренции. При этом пополнение этих сервисов часто осуществляется через СБП (система быстрых платежей), с очень низкой комиссией, что снижает транзакционные расходы маркетплейсов. Мое мнение: Конечно да, странно что маркетплейсы со своими миллиардными оборотами, не захотели платить комиссии банкам. Оказалось, что дешевле приобрести банковскую лицензию, и начать самим проводить все транзакции, чем передоверять это традиционным финансовым структурам. И конечно Ozon c Wildberries оказались первыми компаниями, которые стали оформлять программы лояльности. 2. Маркетплейсы выступают

Банки из первой десятки (а это Сбер, Альфа-банк, Т-банк, ВТБ и Совкомбанк), решили атаковать маркетплейсы, обвинив их в нечестной конкуренции. Претензии сводяться к нескольким пунктам:

1. Скидки “привязаны” к их собственным платежным инструментам (у Wildberries — “WB Кошелёк”, Ozon — “Ozon Карта”).

Банки считают, что таким образом маркетплейсы встраивают пользователей в свою экосистему и получают преимущество в конкуренции.

При этом пополнение этих сервисов часто осуществляется через СБП (система быстрых платежей), с очень низкой комиссией, что снижает транзакционные расходы маркетплейсов.

Мое мнение: Конечно да, странно что маркетплейсы со своими миллиардными оборотами, не захотели платить комиссии банкам. Оказалось, что дешевле приобрести банковскую лицензию, и начать самим проводить все транзакции, чем передоверять это традиционным финансовым структурам. И конечно Ozon c Wildberries оказались первыми компаниями, которые стали оформлять программы лояльности.

2. Маркетплейсы выступают не только как торговые площадки, но и банковские игроки

У Ozon и Wildberries есть финансовые “ответвления”: Ozon Bank имеет универсальную лицензию, WB-Банк — базовую. Это даёт маркетплейсам возможность оказывать полноценные финансовые услуги и интегрировать банковские механики в процесс покупок.

Банкиры считают, что это позволяет маркетплейсам вести скрытую форма борьбы с традиционными банками.

По мнению банков, скидки при оплате “своими” средствами — это вид конкурентной борьбы, который создаёт условия, неблагоприятные для традиционных банков.

Мое мнение: Тут можно вспомнить Сбер и его СберМаркет с кэшбэком в виде «спасибо», которыми можно было оплатить чуть ли не до 30% стоимости товара. Кроме того, свои «витрины товаров» есть и у других банков, и вряд ли, тот же Т-банк будет давать скидку, на покупку в своем магазине по карте другого банка.

3. Банки считают, что маркетплейсы не достаточно регулируются как финансовые игроки: хотя они оказывают финтех-услуги, их схемы скидок и лояльности дают очень сильные конкурентные преимущества.

Также из-за недостаточности в регулировании, есть и налоговые претензии (правда не от налоговой, а от главы Сбера, Германа Грефа). Он утверждает, что маркетплейсы “работают в убыток” и что скидки, субсидированные маркетплейсом, приводят к потерям налоговых доходов. Особенно упоминается сумма “1,5 трлн рублей недоплаченных налогов” из-за скидок.

Мое мнение: в статье Forbes есть объяснение как Сбер посчитал такую сумму, и как я понял, она сводится к тому, что большая часть продавцов работает на УСН (Упрощенная система налогообложения), а также ведет свою деятельность из регионов, с льготными ставками по УСН. Эти пункты я нахожу странными, и солидарен с экспертами из статьи, где указано, что Сбер похоже представляет себе мелких продавцов и маркетплейсы, как единое целое.

Однако также есть претензия, что на витрине Ozon и Wildberries есть товары, поставленные из других стран (преимущественно из Китая) в Россию по «серым схемам» без уплаты таможенных пошлин и налогов. Тут трудно не согласится, думаю не я один видел в продаже товар, на который тяжело было получить хоть какой-либо внятный документ (регистрация, ввоз, честный знак).

Сбербанк пояснил, как насчитал 1,5 трлн рублей неуплаченных маркетплейсами налогов

Но замечу, что ФНС (Федеральная налоговая служба) уже довольно плотно работает с маркетплейсами, и отчитывались, что нарушения есть только у 0,3% компаний и ИП, торгующих на площадках. Система контроля и обмена информации с маркетплейсами запущена год назад, и в дальнейшем будет только расширятся.

Глава ФНС раскрыл масштаб дробления бизнеса среди продавцов маркетплейсов

Сами банки уточнили свои претензии: теперь, от торговых площадок требуют предоставлять акции и скидки клиентам, вне зависимости от того какой картой он собирается оплачивать товар, банка или маркетплейса.

Крупные банки уточнили свою позицию по запрету скидок на маркетплейсах