Найти в Дзене

11 лет брака и один страшный вопрос «Пожалуйста, прими решение». Как Мария Соломина пережила кризис в отношениях с Виталием Соломиным?

«Пожалуйста, прими решение». Простая фраза, за которой стояла гибель целого мира. Мира, который Мария Соломина выстраивала 11 лет. Ей было 32, и вся ее взрослая жизнь заключалась в любимом муже, дочери Насте и вере в то, что Виталий Соломин — ее единственный. Пока она не узнала про Елену Цыплакову. История этой семьи — не сказка о советском актере. Это настоящий урок стойкости, где любовь оказалась сильнее обид, а верность — гибче, чем кажется на первый взгляд. Это история о том, как одна женщина переосмыслила само понятие супружеской верности, найдя в себе силы принять сложную природу творческого человека. Их встреча могла бы стать началом романтической комедии. Кинопробы к «Городскому романсу» Петра Тодоровского, 1971 год. Студентка текстильного института Мария Леонидова и уже известный актер Виталий Соломин, старше ее на восемь лет. Он — деликатный профессионал, подсказывающий, «как встать, куда повернуться». Она — восхищенная ученица. Никакой молнии с неба. Маша даже слегка смущала
Оглавление

«Пожалуйста, прими решение». Простая фраза, за которой стояла гибель целого мира. Мира, который Мария Соломина выстраивала 11 лет. Ей было 32, и вся ее взрослая жизнь заключалась в любимом муже, дочери Насте и вере в то, что Виталий Соломин — ее единственный. Пока она не узнала про Елену Цыплакову.

История этой семьи — не сказка о советском актере. Это настоящий урок стойкости, где любовь оказалась сильнее обид, а верность — гибче, чем кажется на первый взгляд.

Это история о том, как одна женщина переосмыслила само понятие супружеской верности, найдя в себе силы принять сложную природу творческого человека.

Соло для Душечки — как текстильщица Маша покорила сердце звезды Малого театра

Их встреча могла бы стать началом романтической комедии. Кинопробы к «Городскому романсу» Петра Тодоровского, 1971 год. Студентка текстильного института Мария Леонидова и уже известный актер Виталий Соломин, старше ее на восемь лет.

Виталий Мефодьевич Соломин — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист. Наибольшую известность получил как исполнитель роли доктора Ватсона в советском телесериале о Шерлоке Холмсе.
Виталий Мефодьевич Соломин — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист. Наибольшую известность получил как исполнитель роли доктора Ватсона в советском телесериале о Шерлоке Холмсе.

Он — деликатный профессионал, подсказывающий, «как встать, куда повернуться». Она — восхищенная ученица. Никакой молнии с неба. Маша даже слегка смущалась его менторского тона.

Между ними не было того самого электричества, о котором пишут в романах, лишь легкий флер взаимной симпатии и профессионального уважения.

Всё изменилось, когда роль ушла к Евгению Киндинову. Столкнувшись с равнодушием другого актера, Мария с тоской осознала, как ей не хватает той самой соломинской заботы, его внимательного, почти отцовского участия.

Поэтому когда он позвонил, она, не дожидаясь, перебила его спросила первой «Когда же мы встретимся?». Этот импульсивный вопрос стал поворотным моментом, с которого началась их настоящая история.

Ее предшественница, актриса Наталья Рудная, разбила ему сердце. Их брак рассыпался за несколько недель. Наташу не интересовали ни быт, ни верность, ее стихией были шумные компании и богемная жизнь.

Соломин ушел из кооперативной квартиры с одним чемоданом, жил в театральной общаге и дал себе зарок — больше никогда не жениться. Но Маша, с ее тихой преданностью и искренней теплотой, растопила этот лёд.

Она стала для него глотком свежего воздуха после удушающей атмосферы первого брака.

Ультиматум в любви — почему. Соломин запретил жене сниматься в кино

Еще до свадьбы Виталий поставил жесткие условия. Это не было просьбой — это был кодекс чести его будущей семьи, сформулированный человеком, уже однажды обжегшимся.

«Очень тебя прошу, Маша, если ты когда-нибудь кем-то увлечёшься, скажи мне об этом заранее» — просил он с непривычной серьезностью. В этой просьбе читался не только страх повтора прошлого, но и глубокая потребность в честности любой ценой.

Но главным был второй пункт. Карьера актрисы для Марии оказалась под запретом. Соломин объяснял это просто.

Во-первых, соблазны. Флирт на съемочной площадке был для него недопустим, он видел, во что это выливается в актерской среде.

Во-вторых, и это главное — он хотел безраздельного внимания. Его творческая натура требовала надежного тыла, абсолютного покоя и порядка.

«Я хочу такую жену, которая… в три часа, когда я прихожу с репетиции, дома был горячий суп, и жена была рядом» — заявил он. — «Должно быть чисто, а если хоть что-то будет лежать не на своём месте, я не смогу работать».

-2

И Мария согласилась. Она стала чеховской Душечкой, растворившись в жизни мужа. «Мне было легко жить жизнью мужа!» — признавалась она позже.

Эта жертва стала для нее не потерей, а обретением своего особого предназначения. Она строила не карьеру, она строила семью, и в этом видела свой главный жизненный проект.

Скрытая цена быта — скандалы, молчание и запись в дневнике

Идиллия дала трещину быстро. Соломин в быту оказался сложным, требовательным и ранимым человеком. Его образ открытого весельчака, доктора Ватсона с обаятельной улыбкой, был сценическим.

Дома он превращался в интроверта, способного молчать сутками, уходя в себя с головой.

Эти периоды молчаливой сосредоточенности могли длиться по два-три дня, и Марии приходилось научиться существовать в этой тишине, не нарушая его внутренней работы.

Один случай врезался в память навсегда. Маша задержалась с подругой на выставке на два часа. Вернувшись домой, она увидела мужа в дверном проеме.

«Ты опоздала!» — бросил он, оттолкнул ее так, что она отлетела к стене, и захлопнул дверь. Пришлось ночевать у подруги. Этот эпизод ярко демонстрировал его ревнивое, почти собственническое отношение к ее времени и вниманию.

Но утром он встретил ее как ни в чем не бывало. Она прощала, подстраивалась, училась читать его молчание. И в тишине этих дней он делал в дневнике красноречивую запись «Никто, как Машка, меня не понимает».

Она не лезла в душу с расспросами — она чувствовала его, угадывая настроение по едва заметным нюансам в поведении. Эта невербальная связь и стала настоящей основой их длинного брака.

Историческая справка. Мнение экспертов о феномене советских браков

История Соломиных не уникальна в контексте советской эпохи. Известный историк культуры Галина Щербакова в своих работах неоднократно отмечала, что в среде творческой интеллигенции 70-80 годов сложилась особая модель брака. «Жены артистов, режиссеров, писателей часто брали на себя роль не просто хранительниц очага, а настоящих ангелов-хранителей, — писала Щербакова. — Они сознательно шли на жертвы, создавая своим гениальным, но сложным мужьям идеальные условия для творчества. Это был негласный договор, свою работу».

Психолог и публицист Дмитрий Леонтьев в одной из своих статей анализировал подобные отношения как форму «сознательного альтруизма». «В таких союзах, — утверждал он, — один из партнеров добровольно принимает роль фундамента, позволяя другому парить. Вопрос не в том, кто больше жертвует, а в том, насколько обе стороны осознают и принимают эти правила игры. Мария Соломина не была жертвой. Она была архитектором, выбравшим для строительства своей семьи именно такой, а не иной проект».

Телеведущий и культуролог Игорь Масленников как-то заметил в интервью «Мы часто судим о чужих браках с позиций сегодняшнего дня. Тогда были другие ценности. Сохранить семью, дать детям отца — это считалось высшей доблестью. И женщины like Мария Соломина были в этом настоящими героинями, чью мудрость мы только сейчас начинаем по-настоящему ценить».

Испытание Цыплаковой — как озорная актриса едва не разрушила брак

Елена Цыплакова пришла в Малый театр в 21 год, уже будучи звездой «Школьного вальса». Молодая, красивая, с озорной улыбкой и бьющей через край энергией.

После неудачного скоротечного брака с другим актером, который распался так же стремительно, как и начался, она легко увлекла Соломина. Для Марии, уверенной в прочности своих основ, это стало ударом под дых.

«Я жила с ощущением, что мне достался в мужья однолюб… Поэтому, когда он сам признался, мир для меня рухнул!» — вспоминала она. В ее голове не укладывалось, как человек, установивший такие строгие правила, сам же их и нарушил.

Его пироги и борщи больше не волновали. Влюбленные Соломин и Цыплакова пропадали в ресторанах, их видели вместе на светских раутах. И вот она произносит свою страшную фразу «Пожалуйста, прими решение».

А в ответ — не мгновенное «остаюсь с тобой», а мучительное «Я должен подумать…». Эти слова резанули больнее любой измены. Они значили, что ее место в его сердце не является бесспорным, что есть выбор, и этот выбор неочевиден.

Но роман с Цыплаковой закончился. Соломин сдержал слово и сделал выбор в пользу семьи. А в 1984 году рождение второй дочери Лизы, по словам Марии, окончательно скрепило их примирение, став живым символом их обновленного союза.

Философия прощения — зачем Соломина закрывала глаза на роман мужа с музой

Мария не просто простила. Она нашла уникальную формулу, позволившую ей сохранить и достоинство, и семью. Она придумала мужу оправдание, которое стало ее спасением, своеобразной психологической техникой выживания.

«Ему необходима как воздух возможность влюбиться, продлить свою самость, творческую, мужскую… можно влюбиться и продолжать любить». Эта мысль стала для нее ключевой.

Она разделила для себя понятия «влюбленность» как временное эмоциональное потрясение и «любовь» как глубокое, постоянное чувство, составляющее основу их жизни.

Эта философия помогла ей пережить и следующий, уже менее болезненный роман мужа — со звездой «Спортлото-82» Светланой Амановой. Мария лишь вздыхала «Что поделать, ему нужна муза».

Более того, с Амановой они даже подружились и до сих пор иногда общаются. Это удивительное явление — когда жена и бывшая возлюбленная мужа поддерживают добрые отношения, — говорит о невероятной внутренней силе и мудрости Марии Соломиной.

Наследство Соломина — что осталось у Марии после 32 лет брака

Виталий Соломин ушел из жизни в 2002 году. Их брак продлился ровно 32 года — целая жизнь. Оглядываясь назад, Мария не копит обиды. Она благодарна за каждый день, за все радости и даже за те испытания, которые закалили ее характер и сделали их связь по-настоящему прочной.

«Мне его не хватает! Но, слава Богу, он оставил мне наследство двух чудесных дочерей… в их душах я вижу свет, которым одарил их отец, и это сегодня моё счастье».

Ее слова — не пафосная фраза, а глубокая, выстраданная правда. Ее дочери, Анастасия и Елизавета, стали тем самым бесценным итогом, который оправдывает все сложности и компромиссы.

Ее история — не о смиренной жертве. Это осознанный выбор сильной женщины, которая поняла, что любовь бывает разной. Иногда — шумной и страстной, как роман с Цыплаковой.

А иногда — тихой и вечной, как ее собственная, способная простить ради того самого «света», что остался в глазах ее дочерей. Это история о том, что верность — это не всегда про физическую неприкосновенность. Иногда верность — это про то, чтобы не отпустить руку человека, даже когда он сам на время ее отпускает.

А как вы думаете, можно ли простить измену, если это спасает семью? Или некоторые принципы не должны иметь исключений? Смогли бы вы найти в себе силы и мудрость, подобные марииным? Поделитесь вашим мнением в комментариях

У нас появился телеграмм канал, подписывайтесь туда! А еще мы появились в одноклассниках! Ну а на этом все. Спасибо, что дочитали до конца!  Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!

Тоже интересно: