1. Камилла Паркер Боулз — Принц Чарльз — Принцесса Диана
Это, пожалуй, самый известный любовной треугольник XX века, который разворачивался на глазах у всего мира.
История принца Чарльза и Камиллы — это не просто скандальный роман, а путь сквозь огонь общественного осуждения, семейных интриг и личных драм. Их отношения начались с шутки о прабабушке-любовнице короля, пережили вынужденные расставания, браки с другими и самую громкую свадьбу века с Дианой Спенсер. Но почему Чарльз плакал накануне своей помолвки? Как наивная Диана стала заложницей королевских условностей? И правда ли, что Камилла годами оставалась в тени, пытаясь спасти Чарльза от краха?
Все дело в том, что принц Чарльз на свою беду оказался… однолюбом! В 23 года он влюбился раз и навсегда. Ее звали Камилла Шэнд и она тоже была девушкой непростой. Когда - то ее прабабушка Элис Кеппел была любовницей Эдуарда VII. На вечеринке Камилла просто подошла к принцу и в шутку заявила: «Между прочим, Ваше Высочество, моя прабабушка была любовницей Вашего прапрадедушки. Что насчет нас с вами?»
Впрочем, родители принца невесту не одобрили и отправили Чарльза подальше - в восьмимесячный круиз на королевском фрегате «Минерва» , чтоб выбросил Камиллу из головы. Если бы они знали, какими последствиями для всех обернется это решение… Пока принц Чарльз путешествовал, молодая и яркая Камилла выскочила замуж за другого поклонника - красавца Эндрю Паркер-Боулза.
Замужество не сложилось, он начал изменять Камилле, а тут и Чарльз вернулся из круиза, их отношения возобновились. Вот что об этом периоде пишет автор нашумевшей книги «Диана. Ее истинная история» журналист Эндрю Мортон: «Членов королевской семьи беспокоил призрак отрёкшегося герцога Виндзорского. К тому же королева-мать и ее супруг — все они прекрасно понимали, что чем старше становится принц Уэльский, тем сложнее ему будет найти подходящую партию, а именно — девственницу, протестантку и аристократку, которой предстоит стать его супругой». Выбор Елизаветы пал на юную Диану Спенсер.
Как ни странно, одобрила её и Камилла, которая все время была рядом, невзирая даже на прямой запрет самой Королевы. Накануне свадьбы одна из фрейлин королевы застала принца Чарльза возле окна Букингемского дворца, он глядел в окно на последние приготовления к собственной свадьбе, а из его глаз текли слезы по его любимой Камилле, с которой, как он тогда думал, расстается навсегда. Конечно же Диана знала об их романе, ведь сообщения о нем были на первых полосах всех газет, но юность наивна… Свадьба Чарльза и Дианы была свадьбой века - самой дорогой в истории Великобритании. Платье Дианы за 9000 фунтов стерлингов вошло в историю как одно из самых знаменитых свадебных платьев: шлейф был длиною около 8 метров. Около шестисот тысяч человек еще с вечера заняли места на всем пути следования свадебного кортежа. Свыше 750 миллионов человек, наблюдали за торжествами по телевизору.
Потом Диана скажет: « Я знала, что Камилла обязательно будет присутствовать в соборе. Мне казалось это очень забавным. Она — зрелая женщина, и я — вчерашний воспитатель детского сада, которая выходила замуж за наследника престола. Просто поразительно!» Однако счастья этот брак не принес никому. Не сложились отношения у принца Чарльза с принцессой Дианой- слишком разные у них были интересы.
Неудивительно, что бывшие влюбленные Чарльз и Камилла вскоре начали тайно общаться по телефону и периодически встречаться. Камилла всегда была готова поговорить по душам, поделиться женской мудростью. Так они вновь сблизились, что стало поводом для сплетен и пересудов. Принцесса Диана болезненно отреагировала на измену мужа, а за Камиллой закрепилась слава разлучницы. В 2018 Камилла Паркер-Боулз решила рассказать свою правду об их треугольнике и появилась книга «Герцогиня. Нерассказанная история», автором которой стала известный королевский биограф Пенни Джунор. «В нашем браке нас всегда было трое», - говорила принцесса Диана, но это не было правдой, уверяет биограф. Замужняя Камилла, действительно была любовницей Чарльза, но, когда принц сделал предложение Диане, они прекратили отношения. Это был сознательный выбор обоих. Чарльз считал, что они могли бы остаться просто друзьями, ведь между ними было много общего. При этом он твердо решил постараться полюбить милую девушку, которую ему выбрали в жены. Как пишет Джунор, Диана начала ревновать Чарльза ко всем его друзьям. Поэтому Чарльз ограничил свои контакты с друзьями. С Камиллой он общался только по телефону. Диана шпионила за женихом, искала доказательства его неверности, а он, тайком звонил Камилле и спрашивал, что ему со всем этим делать. Как пишет биограф, Камилла тихо самоустранилась из жизни Чарльза и Дианы. Она снова позвонила ему только через 5 лет, когда узнала от друзей, что Чарльз на грани нервного срыва. Уже стало ясно, что брак с Дианой оказался ошибкой с катастрофическими последствиями. «Я часто чувствую себя так, словно нахожусь в какой-то клетке, мечусь в ней и пытаюсь выйти на свободу», – писал Чарльз в своем дневнике. Стоило Камилле Паркер Боулз сделать первый шаг, как за этим звонком последовали другие. Она снова стала бывать у него – часто с мужем, но иногда и без.
Принц приглашал ее вместе с остальными в загородное поместье Хайгроув, где он жил уединенно, ведь Диана терпеть не могла сельскую жизнь. Позже Диана скажет, что Чарльз намеренно уезжал в Хайгроув, под видом занятий садоводством, дабы видеться там с любовницей. В реальности, Чарльз переселился туда задолго до возобновления отношений с Камиллой. Он любил природу, долгие уединенные прогулки и свои занятия акварелью в саду. А садоводство действительно было и остается одним из главных его хобби. На протяжении долгих лет, благодаря стараниям Дианы, многие готовы были поверить в то, что принц Чарльз был плохим мужем и бесчестным человеком, всю жизнь обманывавшим жену. Но это не так. Все первые пять лет брака принц старался выстроить нормальные зрелые отношения с Дианой. И ни разу за это время ей не изменил. Проблема этих двоих была в полной несовместимости. В 1996 случилось неизбежное - Диана и Чарльз развелись. Тогда же получила развод и Камилла. После развода Диана получила огромное состояние - 17 миллионов английских фунтов единовременно и еще 700 тысяч фунтов ежегодного пособия на содержание прислуги и той части Кенсингтонского дворца, в которой ей было позволено остаться как матери наследников короны. Но жизнь Дианы оборвалась трагически в автомобильной катастрофе. Была ли гибель Дианы спланированной акцией или же трагическим стечением обстоятельств, но ее смерть, безусловно, стала большим облегчением для Королевского двора. И неизвестно, чем еще могла бы закончится ее история, не оборвись она в том парижском тоннеле.
В трагедии вновь обвинили Камиллу и даже устроили на нее публичную травлю. Ей пришлось скрываться от журналистов и разъяренных фанатиков Дианы. Но вопреки всему Чарльз и Камилла в 2005 поженились спустя 35 лет с начала их отношений . Сыновья Чарльза и Дианы принцы Уильям и Гарри радушно приняли мачеху и всегда называли ее светлым человеком. Чарльз и Камилла женаты уже более 20 лет и вполне счастливы, и их уже больше не волнует тот факт, что большинство британцев когда-то воспринимали Камиллу как «любовницу», косвенно виноватую в трагическом финале брака принца Чарльза. Они и на публике улыбаются друг другу настоящими, полными любви улыбками. Сыновья Чарльза счастливы, что их стареющий отец - не одинок.
2. Екатерина II — Григорий Орлов — Григорий Потемкин
Любовные интриги российской императрицы Екатерины Великой были инструментом политики и источником придворных скандалов.
Но самый знаменитый треугольник связан с двумя Григориями — Орловым и Потемкиным. Оба не имели высокородного происхождения, и своим восхождением к вершинам власти были обязаны личной симпатией со стороны Екатерины.
Григорий Орлов наделен был природной красотой, геркулесовой силой и атлетическим телосложением. Он был настолько высок, что, находясь в строю, возвышался над сослуживцами на 2 головы и способен был побороть любого силача. Увидев Орлова, будущая императрица влюбилась в красавца-военного.
25-летний Орлов вряд ли был способен на тонкие чувства, но ответил Екатерине глубокой личной преданностью. В результате этих отношений в 1762 будущая императрица родила от фаворита сына, которого назвали Алексеем. Ребёнок был передан на воспитание приближённому Екатерины. Впоследствии мальчик, получивший фамилию Бобринский, стал основателем графского рода Бобринских.
Главной движущей силой переворота, происшедшего 28 июня 1762 года, стали братья Орловы. Григорий одним своим видом и решительностью способен был перетянуть на свою сторону тех, кто колебался. В итоге и военные, и чиновники присягнули на верность императрице Екатерине II.
Император Петр 3, её законный супруг, был свергнут и скончался в Ропше, по официальной версии, от геморроидальных колик. Историки полагают, что Петра III убили, однако споры о том, как это произошло, продолжаются по сей день.
Сразу после восшествия на престол Екатерина II осыпала Орловых, и, разумеется, в первую очередь Григория, милостями. В день коронации Екатерины Григорий Орлов был произведён в генерал-поручики и назначен генерал-адъютантом императрицы. Братья Орловы всерьёз рассматривали возможность официального брака между Екатериной и Григорием. Согласно легенде, во время заседания Государственного совета Никита Панин, один из самых влиятельных людей при Екатерине II, заявил: «Императрица вправе поступать так, как считает нужным, но госпожа Орлова никогда не станет российской императрицей».
Любовной страсти Екатерины хватило на несколько лет, но постепенно её чувства стали сходить на «нет». Григорий в течение долгого времени этого не замечал, а когда осознал, то было уже поздно.
Она нашла себе новое увлечение и повелела Григорию Орлову удалиться в одно из своих многочисленных владений или куда он сам пожелает. Отставленный фаворит стремительно потерял влияние. Ещё вчера всемогущий, теперь он был лишь тенью себя прежнего.
По легенде Потемкин однажды поднимался по дворцовой лестнице, направляясь к государыне, а Григорий Орлов спускался по той же лестнице, возвращаясь домой. Потемкин, смущенный этой встречей, обратился к своему предшественнику с приветствием и, не зная, что сказать, спросил его:– Что нового при дворе?– Ничего, – ответил холодно Орлов, – только вы поднимаетесь, а я иду вниз.» Потёмкину исполнилось тридцать четыре, а Екатерина была на десять лет его старше, когда они стали любовниками.
С возрастом стало заметно, что Екатерина не красавица — у нее чересчур высокий лоб, длинные нос и подбородок. Зато острый ум и сильный характер. Она живая, веселая, предприимчивая, не умеет держать зла, обожает верховую езду, большой любитель книг. Потемкин поразил её своей сексуальностью, выдающейся оригинальностью, быстрым умом и поразительной тонкостью чувств. Екатерина и Григорий Потемкин вдруг стали совершенно неразлучными. Когда они расставались, всего лишь расходясь каждый в свои покои, то принимались самозабвенно писать друг другу письма.Он -ей «Твои прекрасные глаза меня пленили, и я трепещу от желания сказать о своей любви.»Она -ему «Скажи мне, сударушка, каков ты и в милости ли я?» Иногда записки совсем коротки: «Добрый вечер, сердце мое. Я иду спать» Императрица называла в письмах своего возлюбленного «милушенька», Гришенок и даже Гришифишенька. Были и более колоритные прозвища: «мой золотой фазан», «индейский петух», Потёмкин же в письмах почти всегда называет Екатерину «матушка» или «государыня». Весь царский двор Потемкин повергал в шок, расхаживая по дворцу в халате или шубе на голое тело, босиком в любую погоду, на голове розовый платок. К тому же он постоянно грыз яблоко или репку, редис или чеснок — а огрызки- объедки бросал на пол. Мог на публике ковырять в зубах, а увлекшись разговором с каким-нибудь министром или послом, частенько грыз ногти. Ему все сходило с рук и влюбленная царица всего лишь прозвала Потемкина «первым ногтегрызом империи». Она любила в нем даже его недостатки. Страстный секс был основой их романа. Самая главная тайна в их отношениях - это были ли они повенчаны? По мнению некоторых историков, они тайно обвенчались и провели медовый месяц в 1775 под Москвой. Самое убедительное доказательство венчания: это как Екатерина обращается к нему в письмах, как он ведет себя, как описывают их отношения приближенные. Она порой подписывается «женой», а его называет «дорогим супругом» по меньшей мере в двадцати двух письмах, а в сотнях других писем – «владыкой» или «государем». Её сын Павел, будущий император, ненавидя Потемкина, как-то сказал: «Да, много зла причинил России этот князь; не знаю, как мне теперь поправить зло, которое он сделал». «Надо отдать обратно южный берег Черного моря, — смело ответил генерал Попов, бывший правитель потемкинской канцелярии, за что был тут же отправлен в отставку. Есть сведения о том, что Екатерина тайно венчалась с Потемкиным, а в 1775 у них родилась дочь, которая воспитывалась под именем Елизаветы Григорьевны Темкиной в семье его племянника. Эта безумная любовь продлилась всего 2 года и в конце концов перегорела. Но все же взаимная привязанность не ослабла и они остались вместе как старые супруги, понимающие друг друга с полуслова.«Эти два великих характера казались созданными друг для друга, – замечал один из дипломатов – Сначала он обожал свою государыню как любовницу, а потом нежно любил как свою славу» Страна продолжала строиться их руками. У неё была власть, а у него — умение добиваться невозможного и сопутствующая ему удача. Духовная связь между Екатериной и Потёмкиным не оборвалась до его смерти.
3. Авдотья Панаева — Иван Панаев — Николай Некрасов
Это была самая главная сплетня светских салонов середины 19 века. Все дело в том, что Авдотья и Некрасов начали жить вместе...в квартире мужа Авдотьи, вместе с самим мужем. Такую богемную жизнь втроем общество не поняло и осудило: "живет в чужом доме, любит чужую жену и еще закатывает сцены ревности законному мужу».
Авдотья в 17 лет стала женой писателя Ивана Панаева и звездой его модного литературного салона. Она слыла одной из самых прелестных дам Санкт-Петербурга. Афанасий Фет так описал её: «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины». И тут на её горизонте появился Николай Некрасов, на тот момент начинающий поэт и писатель. Несмотря на непривлекательную внешность и слабое здоровье, он безумно любил женщин и пользовался успехом у них. Встретив на своем пути Авдотью Панаеву, он страстно влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он назовет самым счастливым. К слову, она была уже четвертой в его донжуанском списке. Некрасову было 22 года, Панаевой-23. В неё были влюблены и Достоевский, и Белинский, и Толстой, и Чернышевский, и Гончаров. Авдотья кокетничала со всеми, но на ухаживания не отвечала. Некрасов оказался самым настойчивым и верным поклонником. Она сдалась лишь после 5 -летней осады со стороны Некрасова.
Некрасов и Панаева решили жить втроем с её мужем, так как развод было сложно получить в те времена. Так начался их легендарный роман втроем длиною в шестнадцать лет. Жили они не на 60 квадратных метрах, а на шестистах. На этой площади располагались: квартира Некрасова, редакция Современника и квартира бывшего мужа Ивана Панаева. После его отъезда Некрасов выкупил и его квартиру. Скоро получилось так, что вместе с женой Панаева к Некрасову отошла и его карета и его доля в журнале. Панаев старательно делал вид, что сложившаяся ситуация его не трогает. Началась трудная но увлекательная работа по возрождению журнала «Современник» вместе с Авдотьей Панаевой, которая стала его главной помощницей. От Некрасова отвернулись друзья и общество осуждало их отношения. В газетах печатались карикатуры на эту троицу. Авдотья переживала, узнав об очередных сплетнях, и все негативные эмоции выплескивала на любовника. Несчастьем стало для них рождение сына. Мальчик прожил очень мало и умер. Редкий день обходился без скандала. Николай был патологически ревнив, а сам открыто посещал любовниц. Авдотья пыталась искать утешения у Ивана Панаева, но Панаев сам не знал, что делать в их ситуации. Вот как писал исследователь творчества и личности Некрасова Корней Чуковский о сложных чувствах поэта: «Некрасов был многолюб, многоженец, неспособный к однобрачной любви. Разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой..» В своих мемуарах Панаева так описала их жизнь: «У Некрасова очень изменился характер. В начале пятидесятых годов Некрасов стал ездить в Английский клуб и очень счастливо играл в коммерческую игру..» Тургенев называл его « настоящим головорезом карточного стола», который никогда не проигрывал в карты, обыгрывая и своих друзей, и совершенно незнакомых людей, не делая снисхождения никому. Николай выигрывал целые состояния. Самый крупный одноразовый его выигрыш составил 83 тысячи рублей. Вся эта удача случилась с ним благодаря уникальной памяти. Тем временем с Авдотьей они ссорились, расходились, сходились. Отношения двух бывших влюбленных развивались по одному и тому же сценарию: Некрасов куражится над женщиной, затем вымаливает прощение и та прощает. По мнению Корнея Чуковского, Авдотья Панаева была из тех утомительных женщин, которые любят ощущать себя мученицами. Некрасов сбежал от возлюбленной в Европу. Но не в силах её забыть Некрасов опять призывает любимую, и она опять мчится на этот зов… Сначала поэт думает так: «Нет, сердцу нельзя и не должно воевать против женщины, с которой столько изжито. Что мне делать из себя, куда, кому я нужен? Хорошо и то, что хоть для нее нужен». А потом напишет другу Боткину: «Сказать тебе по секрету – но чур, по секрету! – я, кажется, сделал глупость, воротившись к ней. Нет, раз погасшая сигара – не вкусна, закуренная снова!..» И опять бежит от своей мучительной привязанности. Сам Некрасов не раз называл себя палачом этой женщины. В течение 16 лет она несла этот крест и устала. Семьи не было. Детей не было. Панаев умер у нее на руках, успев попросить прощения за те мучения, что доставлял. Авдотья собралась с духом и рассталась с Некрасовым. В 1864 году она вышла замуж за секретаря редакции журнала «Современник» критика Аполлона Головачева. Родилась дочь и Авдотья с увлечением занялась ее воспитанием. Это супружество было счастливым, но недолгим. Вскоре Авдотья Яковлевна вновь носила траур по супругу, который умер от чахотки. Она пережила Некрасова на 16 лет, зарабатывая себе на хлеб писательским трудом.