Найти в Дзене

Изменение правил для участников внешнеэкономической деятельности с 2026 года – Национальная система подтверждения ожидания поставки товаров

Изменение правил для участников внешнеэкономической деятельности с 2026 года – Национальная система подтверждения ожидания поставки товаров 10 ноября 2025 года опубликовано Распоряжение Правительства РФ № 3213-р о Концепции создания Национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров. Новация нацелена на усиление контроля за перемещением грузов через границы РФ и стран ЕАЭС, повышение прозрачности операций в сфере ВЭД и борьбу со схемами уклонения от уплаты косвенных налогов при ввозе товаров в РФ при популярных сегодня схемах. Как будет устроена новая система? К чему готовиться участникам ВЭД? Разбираем в нашей статье. Как зародилась инициатива Идея создания национальной системы, которая поможет бороться со схемами избежания налогов при ввозе товаров в РФ, впервые появилась в официальных документах в 2023 году, в Плане деятельности ФТС на 2024-2025 годы, утвержденном Минфином. Тогда ФТС совместно с Минфином рассматривали варианты борьбы с «ложным» или «прерванным» транзитом

Изменение правил для участников внешнеэкономической деятельности с 2026 года – Национальная система подтверждения ожидания поставки товаров

10 ноября 2025 года опубликовано Распоряжение Правительства РФ № 3213-р о Концепции создания Национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров. Новация нацелена на усиление контроля за перемещением грузов через границы РФ и стран ЕАЭС, повышение прозрачности операций в сфере ВЭД и борьбу со схемами уклонения от уплаты косвенных налогов при ввозе товаров в РФ при популярных сегодня схемах. Как будет устроена новая система? К чему готовиться участникам ВЭД? Разбираем в нашей статье.

Как зародилась инициатива

Идея создания национальной системы, которая поможет бороться со схемами избежания налогов при ввозе товаров в РФ, впервые появилась в официальных документах в 2023 году, в Плане деятельности ФТС на 2024-2025 годы, утвержденном Минфином.

Тогда ФТС совместно с Минфином рассматривали варианты борьбы с «ложным» или «прерванным» транзитом. Суть его была в том, что товары ввозились в РФ как транзит в другую страну ЕАЭС. Соответственно, ввозной НДС был по ставке 0%, акцизов не было и некоторые сборы и пошлины были минимальными либо вообще не уплачивались. Однако далее такой товар тем или иным образом оставался на территории РФ и с нее не выезжал – продавался в России. При этом ввозные платежи в бюджет, в первую очередь НДС, так и не были уплачены, товар реализовывался без маркировок, но – по ценам, перебивающим цены добросовестных импортеров.

В связи с этим контролирующие ведомства придумали, как можно проконтролировать товарную поставку от момента, когда только ожидается ее въезд в страну, до момента, когда она должна либо из страны выехать (при реальном транзите), либо остаться для внутренних операций и быть обложенной всеми необходимыми налогами и пошлинами.

В 2025 году, как изначально планировалось, систему внедрить не успели. Только проработали параметры и «примерились» к их реализации на практике.

Инициирование создания системы подтверждения ожидания поставки

Старт проекту дало как раз то самое Распоряжение Правительства РФ № 3213-р. В документе представлена концепция создания Национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров.

Кроме того, указаны сроки внедрения:

✅ I этап – с 1 апреля по 30 июня 2026 года. Система будет работать в тестовом режиме;

✅ II этап – с 1 июля 2026 года и далее. Система будет функционировать уже в рабочем режиме.

Кроме этого, есть «дорожная карта», разработанная с участием Минфина, ФТС и ФНС. Именно эта тройка будет внедрять систему и осуществлять с ее помощью контрольные мероприятия.

Что нового привнесет в ВЭД Национальная система подтверждения поставок

Проект предполагает внедрение ряда нововведений, которые затронут как импортеров, так и участников логистических цепочек:

1️⃣ Обязательный электронный документ по предстоящей поставке

Все партии товаров из ЕАЭС должны сопровождаться электронным документом, который фиксирует сведения о грузе, перевозчике, стоимости и других параметрах. Без этого документа товар перестанут пропускать через границу.

2️⃣ Оформление поставок через ЛК импортера

Информация о товаре (грузе) будет заранее (до фактической поставки) вноситься в личный кабинет импортера. Это позволит контролерам отслеживать весь процесс перемещения и исключить возможность использования применимых сегодня схем.

3️⃣ Предварительная оценка и гарантия по налоговым обязательствам

При ожидании поставки товара и внесении данных и подтверждений о ней в систему, будет проводиться предварительная оценка возможных обязательств перед бюджетом. Для их обеспечения импортер будет обязан внести обеспечительный платеж или предоставить гарантийные инструменты.

4️⃣ Создание цифровой экосистемы отслеживания товаров

Проект предусматривает интеграцию ЛК участников ВЭД, налоговых и таможенных сервисов, мобильных приложений и инструментов проверки QR-кодов на границе. Онлайн-контроль позволит отслеживать статус перемещения грузов в реальном времени.