В апреле следующего года у меня должна начаться новая жизнь - планирую выход на пенсию.
Хотя де-факто "жить" (по терминологии почтальона Печкина) я начала еще в 2022 г., когда у меня наступил пенсионный возраст по старым правилам, я уволилась с работы, и мы с Николаем переехали в его отчий дом в селе.
Де-юре же я предпенсионер (мне кажется, слово "недопенсионер" лучше выражает смысл этого статуса), поскольку к прежнему пенсионному возрасту 55 лет мне добавили 4 года. Омолодили, так сказать.
День икс приближается, и я решила поинтересоваться в социальном фонде, частью которого теперь является пенсионный фонд, когда и как мне заявить о том, что я готова начать жить (на пенсии).
Сделала я это дважды: в городе Ростове-на-Дону и в селе Атюрьево. Сегодня поделюсь впечатлениями от визитов в эти два учреждения.
В Первомайское отделение фонда я заглянула, когда мы в этом году ездили отдыхать в Ялту транзитом через Ростов. Предварительно записалась на прием через портал Госуслуг. Пришла на 20 минут раньше и зашла в эту невзрачную дверь.
Внутри все оказалось тоже довольно невзрачно. В небольшом полутемном холле какая-то женщина - не то вахтер, не то специалист фонда - сообщила мне, что терминал выдачи талонов для записавшихся через Госуслуги не работает. Первый звоночек.
С трудом поняв, что я хочу, она направила меня в кабинет, который находится в другой части здания с отдельным входом. Захожу в другую невзрачную дверь (слева, черную).
Кстати, если бы мне подробно не рассказали, как найти эту дверь в Нарнию другой отдел пенсионной конторы, я бы ее ни за что сама не разглядела. И вы попробуйте разглядеть, что это искомый офис, не увеличивая снимок. Держу пари, что не получится. Второй звоночек.
Когда Пенсионный фонд был сам по себе, его часто обвиняли, что он понастроил себе офисы-дворцы на народные денежки. Про отделение в Первомайском районе такого не скажешь.
В этом крыле здания тоже было как-то уныло и серо. Не то чтобы разруха, вроде бы все отремонтировано, но очень мрачно, тоскливо и неприветливо.
В рекомендованный мне кабинет кроме меня хотели попасть еще 2 посетительницы. Внутри было 2 сотрудницы, поэтому когда одна из женщин быстро решила свой вопрос и вышла, настала моя очередь. Оказалось, что проконсультировать меня может вторая сотрудница, которая занималась второй женщиной, но у них был какой-то сложный вопрос, и это надолго. Меня "милостиво" согласились проконсультировать, хотя и не должны (пишу с иронией, если кто не понял).
Первый вопрос ко мне был: Вы принесли выписку из Вашего лицевого счета? Опа! Я ж в пенсионном фонде или где? Ничего, что я ее печатаю с вашего сайта? У вас же все в компьютере должно быть? Оказалось, что в конторе не только терминал на входе не работает, но и компьютеры у некоторых работников. Третий звоночек.
Хорошо еще, что с лицевым счетом у меня все в порядке - все мои работы учтены, стаж посчитан правильно, пенсионные баллы начислены. Мой вопрос в другом - как заявиться на пенсию?
Наконец, звоночки закончились, мне более-менее внятно объяснили, что за месяц до дня рождения нужно прийти в МФЦ и подать два заявления - на начисление пенсии и на ее доставку. И даже написали это все на бумажке! Наверное, у меня был такой вид, что я не в состоянии запомнить эту сложную информацию😁 Правда, так и осталось загадкой, можно ли это сделать в Атюрьевском МФЦ или надо приехать в Ростов.
Во время беседы сотрудница несколько раз подчеркнула, что она не консультирует, не должна этого делать, просто решила мне помочь. В смысле, она ни за что, что сказала, ответственности не несет. Вот так. Четвертый звоночек.
Поэтому, когда мы вернулись в село, я подумала, а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира не зайти ли мне в сельский социальный фонд.
В в нашем районном центре Атюрьево есть клиентская служба СФР по Республике Мордовия. Хотя до этого я специально не интересовалась, где она находится, я прекрасно знала ее местоположение, потому что такую вывеску трудно не заметить.
Да и вход в офис выглядит гораздо приветливее ростовского, согласитесь.
Однако с Госуслугами опять произошла заминка. Я, по обыкновению, записалась на портале, но когда озвучила, кто я и что я, то обе сотрудницы (коих на всю местную клиентскую службу всего две) очень удивились. То ли Госуслуги работают некорректно, то ли для местных работников это чудо невиданное, что кто-то пришел через портал. Первый звоночек.
Ну да ладно, проехали. В офисе я была единственный посетитель. Консультировал меня не тот специалист, который должен, потому что который должен, в это время слушал какую-то он-лайн лекцию. Опять двадцать пять! Прям поветрие какое-то среди сотрудников СФР. Второй звоночек.
Внутри помещение выглядит современно, светло, чисто, отремонтировано. Мне там было намного приятнее находиться, чем в ростовском.
Сельский компьютер прекрасно работал. Сотрудница увидела мой лицевой счет и даже то, что я 2 года ухаживала за престарелым папой (об этом скажу еще два слова в конце). Она сообщила, что не обязательно идти в МФЦ, можно подать заявление на назначение и доставку пенсии через портал Госуслуг. Лишь бы с Госуслугами не получилось как моими визитами в офисы СФР, подумала я: вдруг кто-то что-то не увидит во время, или какой-нибудь терминал в ведомстве не будет работать. Хотя Госуслуги для меня как раз самый оптимальный вариант.
Ну что ж, два моих визита в СФР по одному и тому же вопросу, хоть и с небольшими проблемами, но все же принесли положительный результат.
Если посчитать неприятные "звоночки", на первое место по качеству обслуживания выходит сельское отделение социального фонда. Присуждаю ему одно очко.
Теперь два слова, которые я обещала выше.
Если вы не в курсе, то существует (теперь уже нет) такая схема: неработающий и не получающий пособий/пенсий гражданин может осуществлять уход за пожилым человеком от 80-ти лет и старше за 1200 руб. в месяц. Эти деньги начисляются старичку/старушке, и потом он/она отдает их "ухажеру". Время ухода засчитывается в трудовой стаж, но с понижающим коэффициентом.
Мой уход за папой за 2023 и 2024 годы уже добавлен в мой лицевой счет и учтен для начисления пенсии. Но с 2025 года никакого ухода больше нет. Точнее, физически он никуда не делся, просто соцфонд его больше в расчет не берет. Старики получают эту доплату, могут ее отдавать ухаживающим за ними, если хотят. Ухаживающие тоже могут продолжать это делать, но к трудовому стажу больше ничего не прибавят, пенсионные баллы не вырастут. Если для вас это важно, возьмите на заметку.
Я слышала, что вроде бы можно письменно доказать, что человек осуществлял уход за стариком. Но в моем случае овчинка выделки не стоит, потому что за один год прибавка будет мизерная, а возни вагон и маленькая тележка.
Всем добра и хороших пенсий! Мир вашему дому!