Красивая и весьма амбициозная женщина (Карла Дель Поджо) становится звездой третьеразрядного варьете…
Огни варьете / Luci di varieta. Италия, 1950. Режиссеры: Альберто Латтуада, Федерико Феллини. Сценаристы: Эннио Флаяно, Альберто Латтуада, Туллио Пинелли. Актеры: Пеппино Де Филиппо, Карла Дель Поджо, Джульетта Мазина, Джон Кицмиллер, Данте Маджо, Джина Маскетти и др. Комедия. Драма. Премьера: 6.12.1950. Прокат в Италии: 5,4 млн. зрителей.
Красивая и весьма амбициозная женщина (Карла Дель Поджо) становится звездой третьеразрядного варьете…
В год выхода «Огней варьете» в итальянский кинопрокат она была воспринята прессой в основном в положительном ключе (хотя без упреков все-таки не обошлось):
«Огни варьете» вдохновлены миром водевиля и повествуют о жизни комиков, субреток и всей труппы, выступающей на сцене» (Cicciarelli, 1950).
«Серия эпизодов, разворачивающихся с приятной свежестью ритма и улыбкой, окутанной меланхолией» (La Stampa. 24.02.1951).
«Такой фильм, как «Огни варьете», пойдёт на пользу итальянскому кинематографу; он берётся за новую тему с заметной смелостью и интеллектом... Вся первая часть основана на поистине образцовом содержании…» (Bianco e Nero. 1951).
«Любопытно, что этот фильм…, кажется, лишенным сценария и производит впечатление импровизации накануне съёмок, [и поэтому] его структуре не хватает лаконичности, а многим эпизодам — глубины. Однако некоторые эпизоды свидетельствуют об остроумной выдумке» (Il Corriere della Sera. 1951).
«Весь фильм восхитителен и доставляет удовольствие, каким бы неровным он ни казался; жаль, что его персонажи отдают привычным и избитым пафосом)» (Lanocita, 1951).
В дальнейшем оценка «Огней варьете» итальянскими киноведами с каждым десятилетием становилась всё выше.
Сценарист и кинокритик Брунелло Ронди (1924-1989) писал, что «движение этой бродячей толпы, проекция этого «варьете», образца изуродованного человечества, на фоне убогой, глубоко итальянской провинции даёт… возможность создавать звучные и символичные образы, порой ориентированные на небольшие аллегорические эпизоды, которые одни, почти лишённые какой-либо реальной повествовательной нагрузки» (Rondi, 1965).
Отмечалось также, что в «Огнях варьете» «творчество Латтуады и Феллини находится на стыке двух эпох в итальянском кинематографе и во всей итальянской культуре. Этот фильм и несколько других окончательно завершают эпоху неореализма, в который оба автора внесли важный и личный вклад» (Luci del varietà, 1999).
И я согласен с киноведами Питером Бондареллой и Федерико Пакьони: «Варьете, собрание эксцентричных личностей и бродяг, – идеальный источник образов, не определяемых социальными условиями, как в неореалистическом кино. … Феллини и Латтуада также проделали операцию разоблачения в своём фильма института варьете, обнажив грязную изнанку этого вида искусства с его мелочной завистью, иррациональными причинами успеха и неудач и часто безвкусными экономическими мотивами, лежащими в основе поиска чистой художественной формы. … Несмотря на то, что «Огни варьете» – это творение двух авторов, в нём присутствуют уже знакомые визуальные образы заброшенных площадей, отражающие неподлинное существование, одиночество и уединение персонажей Феллини, а также безумные ночные празднества, за которыми следует неизбежный момент истины с наступлением рассвета. … Было бы несправедливо приписывать всю заслугу за этот фильм Феллини, но нет сомнений, что видение мира, которое он воплощает, гораздо ближе к видению Феллини, чем к видению Латтуады. Сочетание этих двух совершенно разных художественных восприятий, тем не менее, подчёркивает тот факт, что даже режиссёры, связанные с итальянским неореализмом, такие как Латтуада, никогда не принимали упрощённого противопоставления иллюзии и реальности, столь типичного для критических работ на эту тему. Лучшие режиссёры-неореалисты представляли эти два царства неразрывно связанными друг с другом, взаимно проясняя друг друга воображением режиссёрского видения и эстетическими формами искусства» (Bondanella, Pacchioni, 2017).
Наверное, можно долго спорить о том, в каких именно эпизодах «Огней варьете» в большей степени проявился творческий почерк Альберто Латтуады, а в каких – Федерико Феллини, но в целом эта горькая комедия смотрится вполне гармонично, а ее персонажи – по большому счету безнадежные аутсайдеры шоу-бизнеса – представляют различные грани наивных надежд на артистический успех и их почти неизбежного крушения.
Пеппино Де Филиппо (1903-1980), Карла Дель Поджо (1925-2010), Джульетта Мазина (1921-1994) создают образы, черты которых взяты из реальной «варьетешной» жизни. Конечно, они в чем-то утрированы, но, по сути, абсолютно достоверны.
Многое из того, что найдено в «Огнях варьете», потом было продолжено в работах других мастеров итальянского экрана – Дино Ризи (1916-2008), Луиджи Коменчини (1916-2007), Альберто Сорди (1920-2003)…
Киновед Александр Федоров