Продолжаем рассказ об экспонатах выставки «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея». Сегодня обратимся к бытовым — привычным и нам или уже ушедшим в прошлое — предметам, украшенным граненой сталью или стразами.
Подсвечники
Искусно выполненные тульскими мастерами парные подсвечники на одну свечу декорированы полосами золоченой бронзы с геометрическими рельефами — этот мотив повторяется в стояне и постаменте изделия. Свечники выполнены в виде вазонов с рельефными накладками-листьями золоченой бронзы, а его основание состоит из ярусов рельефной золоченой бронзы и стальных овальных «бриллиантов».
В XVIII веке освещение в помещениях стало более ярким. Возможно, именно это изменение оказалось определяющим в возникновении моды на стразы и граненую сталь. «Главным действующим лицом» любого зала стала восковая свеча, благодаря которой в помещениях улучшилось освещение. Огонь свечи из-за своей подвижности стал идеальным освещением для ограненных поверхностей — постоянная смена углов падения света вызывала сверкание и блеск. При этом стоили свечи крайне дорого, и даже самый состоятельный хозяин все-таки стремился их экономить.
Съем для свечи
На перекрестье рукоятий, украшенных накладными завитками с «алмазами», — накладная розетка золоченой бронзы. Коробочка овальная.
Необходимость экономить свечи стимулировала создание специальных приборов. Так, вплоть до начала XX столетия в ходу были съемы — специальные щипцы для обрезки фитилей и снимания нагара. На французский манер их называли мушетками — от французского слова mouchettes — «щипцы для щипания со свеч».
По виду съемы представляют собой обычные стальные ножницы, однако у них есть несколько отличий. Нижнее лезвие мушеток зазубрено, а верхнее — укорочено. На обоих лезвиях также помещены элементы типа коробочки с крышкой — когда ножницы смыкались, погашенные огарки попадали прямиком туда. Известно, что многие лакеи не просто собирали остатки свеч, но нередко приторговывали ими, получая неплохой доход.
Необходимость в съемах отпала лишь когда фитили стали пропитывать борной кислотой, чтобы свечи сгорали без остатка.
Намотка для ниток
Намотка для ниток выполнена в виде двух стоек, декорированных вертикально расположенными рамками со стальными «бриллиантами». К стойкам круглыми воронеными шариками-винтами прикреплены две катушки с подвижными дисками. Стойки укреплены на многоярусном прямоугольном основании на четырех ножках в виде завитков. Особенную привлекательность намотке придает контрастное сочетание полированной и темно-вороненой стали, подчеркнутой тонкими вставками золоченой бронзы и пышных насеченных гирлянд.
Стальное основание декорировано чередующимися поясами стальных ложек и «алмазов», а в нижней части — выполненными высокой насечкой цветочными гирляндами. Между стойками на основании помещено возвышение в виде полусферы вороненой стали, подчеркнутое золоченым бордюром с мелкими «алмазами». На вершине — золоченая розетка со стальной ограненной шишкой. Размер изделия: 19,5×7,5×14,5 см
На катушки наматывали нити разных цветов, крючок в верхней части, через который нити перекидывались, не давал возможности перепутать их. Подвижные диски играли роль разделителей, позволяющих использовать разноцветные нити. При необходимости, когда нить определённого цвета заканчивалась или нужно было ввести нить другого цвета или оттенка, могла быть заменена вся катушка.
Подобные предметы играли особую роль в интерьере последней четверти XVIII века. Парадный характер намотки предполагал её использование в демонстрационных целях. Предмет представлял его владелицу как искусную вышивальщицу, а значит, и разумную, рачительную, хозяйку. Работу тульских мастеров высоко ценили даже венценосные особы. Так, в приложении к камер-фурьерскому журналу за 1796 год отмечалось, что при посещении Софийской ярмарки императрица Екатерина II приобрела в числе прочих предметов четыре «мотовки за 100 рублей», которые затем были разыграны в лотерее.
Паровая курильница
Резервуар курильницы в виде конусообразного сосуда с округлым основанием установлен на квадратной двухьярусной подставке с s-образными изогнутыми медными ножками, декорированными резным орнаментом в виде вытянутых листьев и розеток. На ножках, удерживающих резервуар, укреплен широкий ребристый обод с рядом ограненных стальных бусин. На ярусах подставки — два ряда ограненных стальных бусин, на основании — рельефные насеченные цветочные гирлянды, в центре — круглое отверстие для горелки. Нижняя часть резервуара отвинчивается, на верхней вытянутой муфте укреплены две трубки в виде переплетающихся змей. Тулово резервуара декорировано насеченными рельефными цветочными гирляндами. Наверху — шар.
Этот своеобразный прибор для ароматизации помещений заполняли пахучими смолами, тлеющими стружками можжевельника и т. п. В отличие от ваз-ароматниц (или пот-пурри), в которые клали сухие душистые травы, в курильницах благовония сжигались, быстро распространяя приятный запах.
Ирландская аристократка К. Вильмот, гостившая в России по приглашению княгини Е. Р. Дашковой в 1805 — 1807 гг., неоднократно в письмах родным упоминала об использовании курильниц в аристократических домах. В письме сестре Алисии, отправленном из Москвы 18 февраля 1806 года, она рассказала, как на праздничных обедах «в раззолоченных будуарах сидят богато одетые жены, дочери, внучки вельмож; перед ними танцуют крепостные и курятся благовония, они угощают сладостями визитеров»
Шкатулка для рукоделия
Шкатулка в виде трехъярусного ларца, со съемной подушечкой коричневого бархата. Верхний ярус украшен рамкой-бордюром с круглыми стальными «бриллиантами» и накладками цветочных гирлянд золоченой бронзы. Стенки второго яруса, где находится выдвижной ящик, декорированы рамками бордюрами с круглыми стальными «бриллиантами» и панелями золоченой бронзы с прорезным орнаментом в виде завитков поверх темно-вороненой стали. На нижнем ярусе — рамки с овальными «бриллиантами» вокруг просечных накладок золоченой бронзы и круглых медальонов с «бриллиантами».
Углы нижнего яруса подчеркнуты прямоугольными пластинами с просечными накладками в виде ромбов. Основание выполнено из дерева, обитого красным бархатом, с фестонами цветочных гирлянд золоченой бронзы. На выступах ярусов шкатулки помещены стальные вазоны. На боковых стенках — вислые фигурные ручки.
В 1902 году в журнале «Художественные сокровища России» эта шкатулка, находившаяся в то время в коллекции П. И. Щукина, была опубликована как «тульская рабочая коробка имп. Марии Фёдоровны». Позже эту точку зрения во многом поддержал А. М, Кучумов, главный хранитель Павловского дворца музея в 1950 — 1970-х гг. Основываясь на данных архива Музея артиллерии и инженерных войск и сопоставлении их с записями в книгах дворцового имущества в Павловске, он предположил, что шкатулка входила в число пятидесяти девяти предметов, которые тульские оружейники привезли в 1801 году в Москву по случаю коронации Александра I.
«Вдовствующей императрице Марии Федоровне, владелице Павловска, были поднесены: столик стальной, украшенный бронзовою работою, пара шандалов, коробочка с бронзовою работою, станочек, зонтик. скамеечка и подножие, с подушкой зеленого бархата, жирондаль».
Характер исполнения шкатулки, набор декоративных элементов с ажурным просечным узором, круглые розетки по фризу, подзор в виде цветочных гирлянд повторяются в художественном оформлении столика для рукоделия.
Особенный декоративный эффект, отчетливо проявляющийся при колеблющемся свете свечей, достигался игрой бликов стальных «диамантов» и ажурной золоченой бронзы на фоне темно-вороненой стали. Размещение ажурных просечных элементов на контрастном фоне следует устойчивой традиции русского народного искусства.
Кресло
Кресло с прямой спинкой, на четырех каннелированных, сужающихся книзу ножках, с бронзовыми капителями и базами. Царга четырехугольная, декорирована выполненными высокой насечкой цветочными гирляндами с лентами. По углам царги, в местах крепления ножек, помещены литые накладки золоченой бронзы в форме розеток со стальным «бриллиантом» в центре. Розетки обрамлены стальными ограненными шариками. Борта царги подчеркнуты мелкими стальными «алмазами». Локотники изогнутые, с завитком в центре, в средней части покрыты обшивкой красного бархата. В нижней части декорированы накладкой золоченой бронзы в виде листа аканта, а в верхней — накладными розетками. Спинка по углам декорирована накладками, аналогичными расположенным по углам царги. По борту спинки — накладные розетки. Подголовье в виде прямоугольного выступа с накладными розетками. Обивка спинки и сидения красного бархата, нижняя часть обивки сидения коричневого бархата. Внутренняя ткань — коричневый шелк с цветочным орнаментом.
Конструкция и стилистика декоративных деталей кресла близки работам московских мебельщиков конца XVIII — начала XIX века, во многом следовавших классическим образцам английской мебели того времени.
Рациональная простота и строгая лаконичность композиции, утонченность форм и кажущаяся легкость, обусловленная тонкой отделкой стальных деталей, дополнены виртуозным подбором выполненных в разных техниках декоративных элементов, различных по фактуре и колориту. Литые накладки золоченой бронзы в виде вытянутых листьев аканта подчеркивают изящный изгиб подлокотников. Розетки разных форм органично дополнены мелкими стальными «диамантами» и придают креслу особую декоративность.
Тонко выполненные высокой насечкой цветочные гирлянды, перевитые лентами, отличаются оригинальностью исполнения, свидетельствующей о свободном владении мастером традиционными техническими приемами.