Ранее мы рассказывали о модных аксессуарах XVIII — начала XIX века, украшенные стразами и граненой сталью. Стразы и граненая сталь идеально подошли на роль новаторских декоративных элементов благодаря разнообразию форм и размеров, а главное — яркому блеску и способности отражать свет свечей, создавая иллюзию сверкающих драгоценностей.
Но в отличие от настоящих драгоценностей, количество стразов и граненой стали было неограниченным, а изделия с ними можно было создавать практически любых форм и размеров.
Сегодня предлагаем рассмотреть 6 необычных предметов, украшенных стразами, а заодно угадать их назначение.
Фермуар
Это украшение носит в том числе и романтическую, сентиментальную ценность. Надпись на французском «Il ne regarde que sur toi seule» означает «Он смотрит только на тебя».
Фермуар — от французского fermoir, fermer, «запирать» — декоративная застежка для ожерелья. Крупные фермуары располагали на груди или ближе к плечу как эмоциональную доминанту украшения. Фермуары более мелких размеров могли служить застежками к браслету. Иногда словом «фермуар» называли и короткие украшения вокруг шеи.
Шатлен
Шатлен — от французского chatelaine, «хозяйка замка». Этот старинный аксессуар, популярный в XVIII–XIX вв., состоит из декоративной пластины с гравировкой, крючка для крепления к поясу и нескольких цепочек для полезных мелочей: часов, ключей или предметов для рукоделия.
Шатлен был частым элементом мужского и женского костюма, который крепился у пояса. Именно поэтому внешняя пластина нуждалась в специальном украшении. Сентиментальный характер изображения на шатлене превращал его в украшение, ценность которого состояла «в чувствительных воспоминаниях о любви и дружбе».
Мюль
Туфли «муль» или «мюль» — популярная выходная обувь богатых горожанок XVIII века. Остроносая туфля выкраивалась одинаковой на левую и правую ногу, имела высокий каблук и прочную подметку, обтянутую кожей. Приходя в гости, аристократы разувались и демонстрировали всем свои красивые и непрактичные туфли, которые стали ассоциироваться с их обладателями. Любители открытых туфель увлекались философией и вели продолжительные беседы. Сначала самих модников, а затем и их обувь стали называть «mulleus», что в переводе с латыни означает «мыслитель».
В Средние века европейцы шили остроносые мюли из кожи и ткани. Во Франции туфли были особенно популярны: местные аристократки украшали мюли блестящим шитьём, загнутыми носами, помпонами и пухом. К XVIII веку страна стала законодательницей мод, и французская версия мюлей стала распространяться в Европе. Европейская обувная мода проникла в Россию в начале ΧVIII века. Тогда в крупных городах появляются новинки — туфли «муль» без задника. Верх обуви русские модницы могли заполнить традиционной золотной вышивкой и украсить стразами.
Шитье туфель «муль» было кропотливой и сложной работой. Между верхом и подошвой установлена кожаная платформа, которая защищала от перегибания и деформации середину туфли. Тканый верх пришивался к платформе с изнанки, затем выворачивался и формовался по колодке. Платформу, верх и каблук соединяла подошва, швы после её прикрепления прятали. Каблук из-за наличия платформы и широкой пяточной части не казался высоким, а для запаса прочности туфли подбивали металлическими набойками или гвоздями. В конце концов, получалась прочная и одновременно изящная, легкая туфелька. Она «садилась» по ноге и плотно облегала ступню.
Мода на мюли в России продержалась до середины ΧΙΧ века, и впоследствии периодически возвращалась.
Портрезор
Название этого длинного вязаного кошелька происходит, вероятно, от французских слов porter — «носить» и trésor — «сокровище».
Кошелечки для мелких монет иногда называли «скрягами»: прорезь была настолько узкой, что достать за раз можно было всего одну-две монеты. Так и складывалось впечатление, что хозяин расстается с деньгами весьма неохотно.
Длинные кошельки с прорезью могли быть шелковыми, вязаными, расшитыми бисером, украшенными вышивкой или гранеными бусинами.
Жирандоль
Жирандоль — большой фигурный подсвечник для нескольких свечей, украшенный хрустальным убором. Другие названия подобных тяжелых предметов с рожками для свечей — «канделябр» или «шандельер» («шандал»).
Слово «жирандоль», вероятно, происходит от француского girandole или итальянского girandola — «огненное колесо, фейерверк». Как правило, у такого подсвечника рожки располагались по окружности, давая больше света. С этими осветительными приборами связано забавное выражение «бить канделябрами», отсылающее к карточным играм: раскрытых шулеров били чем под руку попадется, и зачастую это были именно увесистые канделябры или жирандоли.
Помимо канделябров, жирандолями в XVIII веке также называли популярный вид серег с подвесками. Другой же вид носил название «панделок». Обратимся к куратору выставки «Магия блеска» Наталье Виноградовой: