Найти в Дзене
Читай!

Невымышленный роман. "Хладнокровное убийство" Трумена Капоте

«Хладнокровное убийство» (англ. In Cold Blood: A True Account of a Multiple Murder and Its Consequences) — роман американского писателя Трумена Капоте, написанный в стиле «новой журналистики» "Хладнокровное убийство" Трумена Капоте в свое время стало литературным явлением и дало начало жанру "нью-журнализм". Трумен Капоте совершил в этой книге смелый эксперимент: он перенес художественные приёмы беллетристики в сферу документального повествования. В результате получилась книга, которую нельзя отнести ни к литературе, ни к журналистике. Сам Капоте называл "Хладнокровное убийство" "невымышленным романом". Это полностью отражает суть его замысла. В основе книги лежат реальные события 1959 года - жестокое убийство семьи Клаттеров в маленьком городке Холкомб, штат Канзас. Автор потратил на эту работу почти шесть лет. Он собрал сотни часов интервью, изучил судебные дела и полностью погрузился в местную атмосферу. Он жил в Холкомбе, общался с местными жителями, беседовал с детективами, наблю
«Хладнокровное убийство» (англ. In Cold Blood: A True Account of a Multiple Murder and Its Consequences) — роман американского писателя Трумена Капоте, написанный в стиле «новой журналистики»
«Хладнокровное убийство» (англ. In Cold Blood: A True Account of a Multiple Murder and Its Consequences) — роман американского писателя Трумена Капоте, написанный в стиле «новой журналистики»

"Хладнокровное убийство" Трумена Капоте в свое время стало литературным явлением и дало начало жанру "нью-журнализм". Трумен Капоте совершил в этой книге смелый эксперимент: он перенес художественные приёмы беллетристики в сферу документального повествования. В результате получилась книга, которую нельзя отнести ни к литературе, ни к журналистике.

Сам Капоте называл "Хладнокровное убийство" "невымышленным романом". Это полностью отражает суть его замысла. В основе книги лежат реальные события 1959 года - жестокое убийство семьи Клаттеров в маленьком городке Холкомб, штат Канзас.

Автор потратил на эту работу почти шесть лет. Он собрал сотни часов интервью, изучил судебные дела и полностью погрузился в местную атмосферу. Он жил в Холкомбе, общался с местными жителями, беседовал с детективами, наблюдал за следствием и провёл сотни часов в тюрьме с убийцами.

Трумен Гарсия Капоте (имя при рождении — Трумен Стрекфус Персонс) — американский романист, драматург театра и кино, актёр. Многие его рассказы, романы, пьесы и документальные произведения признаны литературной классикой.
Трумен Гарсия Капоте (имя при рождении — Трумен Стрекфус Персонс) — американский романист, драматург театра и кино, актёр. Многие его рассказы, романы, пьесы и документальные произведения признаны литературной классикой.

Книга строится как триллер. Ты вроде с первых страниц знаешь, кто убийцы и каков их исход, но все равно повествование держит в моральном и психологическом напряжении.

Его стиль почти кинематографичен: долгие, медленные описания пейзажей, тишины перед убийством, звуки шагов по ковру - всё это создает ощущение непосредственного присутствия.

Капоте мастерски передает атмосферу американской глубинки, её спокойствие, закрытость, мораль, религиозность и резкое столкновение с хаосом насилия. Параллельные сюжетные линии - мирная жизнь семьи Клаттеров и бегство преступников - переплетаются, создавая ощущение неотвратимости трагедии. При этом автор избегает мелодрамы и сенсационности.

Однако, автор явно с симпатией относится к Перри Смиту, изображая его как сложную травмированную личность с поэтическим складом ума. На мой взгляд, достаточно сложно сочетать сострадание к преступнику и уважение к жертвам. По мне, эта двойственность делает книгу этически неоднозначной.

Семья Клаттеров в книге просто символы. Идеальные, безупречные, почти святые. Истинными героями книги стали их убийцы. И память жертв просто стала фоном для биографии убийц.

Конечно стиль, ритм, структура и психологическая глубина - всё это сделало книгу одним из величайших произведений американской прозы XX века. Книга изменила журналистику, вдохновила десятки писателей, но она также открыла двери "этической пропасти": за стремление к художественной правде Капоте допустил вольности, которые ставят под сомнение саму идею объективности в документальной прозе. На мой взгляд, это был тревожный прецедент: напоминание о том, как легко придать моральной двусмысленности вид глубокой прозы, а эксплуатации чужой боли - облик сочувствия.