Найти в Дзене

Что пишет Ева из фильма «Выживут только любовники» о терпении кинцуги

Всё началось с трещины. Глупой, нелепой, человеческой. Адам, вечный ребёнок, вечный алхимик, в пылу одного из своих ночных опытов задел локтем полку. Упала не ваза Минг и не викторианский механический птицелов. Упала чаша. Простая, керамическая, чаша для чая. Её привезла мне одна поэтесса из Киото в конце XVI века. Она была безумно талантлива и безумно несчастна, а чаша эта пахла зелёным чаем и непонятной, чуждой им тоской — моно-но аварэ, печальным очарованием вещей. Она разбилась на три крупных фрагмента и дюжину острых осколков. Адам замер, и в его глазах читалась та же древняя усталость, что и у меня. Усталость от того, что всё, к чему прикасается время, в конце концов, рассыпается в пыль. Даже память. Особенно память. Я не стала стонать и склеивать её в тот же вечер. Я собрала все осколки в чёрную лакированную коробку и оставила на год. На самое дно комода, под стопки нотных листов с пометками Шопена. Пусть полежит. Пусть поймёт, что с ней произошло. Ровно через год я достала кор

Всё началось с трещины. Глупой, нелепой, человеческой. Адам, вечный ребёнок, вечный алхимик, в пылу одного из своих ночных опытов задел локтем полку. Упала не ваза Минг и не викторианский механический птицелов. Упала чаша. Простая, керамическая, чаша для чая. Её привезла мне одна поэтесса из Киото в конце XVI века. Она была безумно талантлива и безумно несчастна, а чаша эта пахла зелёным чаем и непонятной, чуждой им тоской — моно-но аварэ, печальным очарованием вещей.

Она разбилась на три крупных фрагмента и дюжину острых осколков. Адам замер, и в его глазах читалась та же древняя усталость, что и у меня. Усталость от того, что всё, к чему прикасается время, в конце концов, рассыпается в пыль. Даже память. Особенно память.

Я не стала стонать и склеивать её в тот же вечер. Я собрала все осколки в чёрную лакированную коробку и оставила на год. На самое дно комода, под стопки нотных листов с пометками Шопена. Пусть полежит. Пусть поймёт, что с ней произошло.

Ровно через год я достала коробку. Пахло пылью и старым деревом. Я не стала пытаться собрать её воедино, чтобы скрыть урон. Это подход смертных — замазать, заклеить, сделать вид, что ничего не было. Сделать вид, что нет шрамов.

Я поступила иначе. Я нашла мастера в Танжере. Не ювелира, а именно мастера. Старика-марокканца, чьи предки ремонтировали кувшины для воды и глиняные тажины. Он не говорил по-английски. Мы объяснялись жестами. Я показала ему осколки, а потом — баночку с золотым порошком, который мне когда-то подарили в Гионе. Он посмотрел на меня своими влажными, как у старой собаки, глазами и кивнул. Он понял всё без слов.

Через неделю он вернул мне чашу. Она была цела. Но её трещины не были скрыты. Они были подчёркнуты. Каждый шов, каждый излом был залит золотым лаком, который сиял тусклым, бархатным светом. Он не восстановил её. Он возвысил её историю. Её падение, её боль, её разлом стали её главным украшением. Это и есть кинцуги — искусство золотого шва.

Теперь я пью из неё по утрам. Не чай, а просто горячую воду. Я чувствую пальцами шершавые, благородные следы её прошлой жизни. Она стала совершеннее, чем была. Сильнее. Её история теперь не внутри, а снаружи, на виду, сияет на рассветном солнце.

Вот и всё правило. Вся инструкция.

Когда тебя разобьёт — а тебя разобьют, не сомневайся — не спеши замазывать трещины дешёвым клеем вины или забытья. Собери все свои осколки. Положи их в тёмную коробку и дай им полежать. Позволь боли кристаллизоваться.

А потом — найди в себе золото. Не чтобы спрятать изъян, а чтобы сделать его частью своего нового, более сложного и цельного узора.

Самое прекрасное в нас — это не то, что осталось нетронутым, а то, что было с любовью восстановлено.

@licoris_dar

Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые отрывки глав Евы