Вот уж кого точно можно назвать «актером-невидимкой» в нашем шоу-бизнесе, так это Алексея Филимонова. Звезда сериала «Вертинский», человек с тысячью лиц — от бандита до аристократа — он наотрез отказывается играть какую-либо роль в медийном пространстве. Никаких соцсетей, редкие, вымученные интервью и полное, почти партизанское, закрытие своей личной жизни. При этом его карьера складывается более чем успешно.
Лично у меня такие фигуры всегда вызывают двойственное чувство. С одной стороны — уважение к принципиальной позиции. С другой — жгучее любопытство. Как живет человек, который так яростно оберегает свое приватное пространство? Что скрывается за этим образом «сурового сибиряка»? Давайте вместе попробуем разобраться в этом паззле, собрав по крупицам те редкие свидетельства, что у нас есть.
Вспомним его путь от иркутского паренька до столичной звезды, поговорим о его громком, но тайном разводе после 15 лет брака и попробуем понять, почему он скрывает от публики своих четверых детей.
Учительница, которая увидела звезду: Как филолог из Иркутска привела за руку в театральное будущего Вертинского
История прихода Алексея Филимонова в актеры — это готовая сюжетная линия для вдохновляющего фильма. Родился он 3 января 1981 года в Иркутске, в самой обычной, далекой от искусства семье. Его мама была филологом, а отец, если верить редким интервью самого Алексея, обладал поистине уникальной профессией — он был одним из пяти профессиональных обмуровщиков печей во всем СССР.
Хотя, если копнуть глубже, творческое начало в семье все же пульсировало. Классная руководительница Алексея позже рассказывала, что его мама писала стихи, а отец, которого, к сожалению, не стало в 2011 году, в молодости прекрасно пел и танцевал.
Сам Алексей в школе был непростым ребенком. Не хулиганом в классическом понимании, но уж очень подвижным и веселым. Как он сам позже признавался, репутация у него была своеобразная: если что-то случалось, виноватым всегда назначали его. При этом он испытывал искреннее уважение к учителям, никогда не хамил и не грубил. Именно это врожденное чувство такта и сыграло ключевую роль.
Их классным руководителем была Наталья Георгиевна Гаврилова, учитель русского языка и литературы. На школьных праздниках она часто просила Алексея спеть. И он, не в силах отказать педагогу из вежливости, всегда соглашался. Именно Наталья Георгиевна разглядела в задорном пареньке ту самую искру, которую не видели даже его родители.
Когда в девятом классе (а школа была девятилеткой) встал вопрос о будущем, Алексей не мудрствовал лукаво и планировал пойти в ПТУ. Но его учительница была категорически против. Она устроила настоящий демарш, придя на разговор к его родителям. Те, услышав, что их сына прочат в артисты, лишь посмеялись — настолько невероятной им казалась эта идея.
Но Наталья Георгиевна была настойчива. По своей традиции она писала каждому выпускнику небольшое письмо-предсказание о его будущем. Алексею Филимонову она напророчила славу известного артиста, которым будут гордиться все окружающие. И она не ограничилась словами. Она literally, за руку, привела сомневающегося парня на прослушивание в театральное училище, прямо к Валентине Александровне Дуловой, набиравшей тогда курс.
Первый блин вышел комом. Педагог, посмотрев на Алексея, с недоумением спросила у учительницы, кого это она ей привела, сомневаясь, что из него может что-то выйти. Да и сам Филимонов, неудачно выступив на первом туре, заявил, что ему все это не нравится. Казалось, история на этом закончилась. Но его допустили до второго тура. И там, собравшись и подготовившись, он произвел на комиссию совершенно иное впечатление.
Уже на первом курсе с ним случилась удивительная метаморфоза. Он настолько погрузился в новую жизнь, что не мог представить себя где-либо еще. Позже он рассказывал, что училище стало для него другим миром, где наконец-то нашлись люди, с которыми можно было говорить обо всем на свете, а не заниматься «всякой ерундой». Он горел учебой, жил репетициями и по вечерам не хотел уходить из стен альма-матер.
Московская глава: От «Бумера» до «Вертинского» и борьба с амплуа
После окончания иркутского училища была работа в театрах Пензы, Красноярска и Озерска. Но амбиции и талант требовали большего. Филимонов отправляется покорять Москву и поступает на режиссерский факультет РАТИ-ГИТИСа, в мастерскую Олега Кудряшова.
Сам он позже отмечал, что фундаментальные знания получил еще в Иркутске, а столичный вуз помог ему закрепить материал и, что немаловажно, освоиться в Москве. В 2006 году он получил диплом и начал сотрудничать с несколькими театрами, но постепенно его вектор сместился в сторону кинематографа. По его собственному признанию, он видел в кино больше простора для самовыражения и более внушительные перспективы, хотя труд театральных актеров всегда считал титаническим и требовающим максимальной самоотдачи.
Его кинодебют случился еще на последнем курсе — роль Вовки в «Бумере-2» стала его визитной карточкой. Даже сегодня, спустя годы и имея в фильмографии более 50 работ, его на улицах часто зовут Вовкой. Однако у этой популярности была и обратная сторона. На несколько лет он попал в жесткие тиски амплуа. Режиссеры видели в нем исключительно аутсайдера или бандита.
В одном из редких появлений на телевидении он с горькой иронией констатировал, что за эти годы успел переиграть «всё социальное дно» страны. Ему, конечно, хотелось большего, он стремился доказать свою многогранность, но понимал логику режиссеров — они работали по типажу, а его фактура кричала о «суровом парне с улицы». Примечательно, что он не жаловался на судьбу и позже говорил, что любит все свои роли, ведь в каждую он вложил часть души.
Переломным моментом стала драма «Кислород» Ивана Вырыпаева. И здесь не обошлось без судьбоносной встречи: Вырыпаев когда-то был его педагогом по ритмике в том самом иркутском училище. Эта работа открыла ему дорогу к главным ролям в таких проектах, как «Все в порядке, мама!», «Амун» и «Большая поэзия».
Но настоящим звездным часом, конечно, стал сериал «Вертинский». Ирония судьбы в том, что на пробы Алексей пришел в полной уверенности, что роль ему не получить. Он даже не утруждал себя основательной подготовкой, опоздал и не дочитал сценарий.
Когда возмущенная Авдотья Смирнова спросила его о причинах такого поведения, Филимонов ответил с прямотой: познакомившись с первыми двумя сериями, он сразу понял, что не подходит на роль утонченного аристократа, он «совсем не в формате». На что Смирнова, по воспоминаниям, резко парировала, что позволит себе самой решать, кто подходит, а кто нет, и отправила его в гримерку.
И случилось чудо перевоплощения. Из гримерки вышел другой человек — с измененной осанкой, легкой, летящей походкой, с манерами потомственного дворянина. Это был тот самый Вертинский. Роль была его.
Работа над сериалом стала для него испытанием на прочность. Он специально набрал 15 килограммов, ходил в зал и сидел на диете, чтобы выдерживать чудовищные нагрузки. Съемки шли по 16 часов в сутки без выходных. Однажды его организм не выдержал: утром он просто потерял сознание от истощения и недосыпа.
Сериал после выхода разделил зрителей и критиков на два лагеря. Но равнодушных не было. А Алексей Филимонов с тех пор окончательно закрепил за собой статус одного из самых сильных и разноплановых актеров своего поколения.
15 лет брака, тихий развод и загадочная четверка детей
А вот здесь мы подходим к самой тайной части его жизни. Известно, что со своей первой и, как долго считалось, единственной женой, Ольгой Смирновой, он познакомился в ГИТИСе. Они учились на одном курсе. Первые два года были лишь дружбой, причем инициатором такой дистанции выступила Ольга. Она придерживалась принципа, что с однокурсниками встречаться нельзя, мол, это одна большая семья.
Но Алексей был настойчив. Он планомерно добивался ее внимания, и на третьем курсе ее оборонительные рубежи пали. К концу четвертого курса Ольга была беременна. Осенью 2006 года она родила дочь Варвару, а спустя несколько лет — сына Федора.
Долгие 15 лет их брак казался образцом крепкой, нерушимой актерской семьи. Ольга, тоже актриса, оставалась в тени знаменитого мужа, воспитывала детей. Алексей никогда и нигде не комментировал свою личную жизнь. Все знали, что он женат, есть двое детей, и на этом — точка.
И вот гром среди ясного неба. Не так давно в своем интервью именно Ольга Смирнова неожиданно раскрыла карты: оказывается, они с Алексеем уже несколько лет как в разводе. Причина, по ее словам, была банальна и трагична одновременно — они просто охладели друг к другу, чувства угасли.
Она призналась, что расставание далось непросто. Какое-то время им было настолько тяжело видеть друг друга, что они не могли нормально общаться. Но время, как это часто бывает, залечило раны. И сейчас, по ее словам, у них сложились прекрасные, почти дружеские отношения. Они могут вместе проводить время с детьми, ходить вчетвером на обеды. И это общение стало даже более теплым и искренним, чем в последние годы их формального брака.
Если бы не это откровение Ольги, мир мог бы так и не узнать о разводе. Но самая большая загадка была озвучена самим Алексеем. Незадолго до премьеры «Вертинского» он все-таки дал интервью, где в очередной раз подчеркнул, что ненавидит внимание к своей персоне и чувствует себя неловко, когда не может быстро подобрать слова.
И на вопрос о том, как он собирается отбиваться от настойчивых поклонниц, он неожиданно выпалил: «Я совершенно реализовался как мужчина. У меня четверо детей». И все. Развивать тему, уточнять, кто эти дети, когда они родились и кто их мать, он наотрез отказался, отрезав: «Личное должно оставаться личным».
Эта фраза повисла в воздухе, породив множество вопросов. Известно лишь о двоих детях от Ольги Смирновой — Варваре и Федоре. Где же и когда родились еще двое? Кто их мать? Находится ли Алексей в новых отношениях? Он тщательно оберегает эту тайну.
Вот такой он, Алексей Филимонов. Актер, который может блестяще сыграть кого угодно, но напрочь отказывается играть самого себя на публике. Он выстроил непроницаемую стену между своей профессией и личной жизнью. И, кажется, совершенно счастлив в этой роли «невидимки». Возможно, в этом и есть его главная победа — оставаться знаменитым, не становясь публичным. А вы как думаете, имеет ли право звезда на такую тотальную приватность?