Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Что такое "Техас" на пароходах Миссисипи?

«Бабушке бы твоей сторожа, — отвечаю я, — тут не за чем следить, кроме техаса и рулевой рубки, и неужто ты думаешь, что кому-нибудь взбредет отдать свою жизнь за техас и рулевую рубку в такую ночь, когда каждую минуту тут все развалится и рухнет в реку?». Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна». Техас, так на пароходах Миссисипи называли центральную надстройку, которая возвышалась над крышей самой верхней палубы, ее еще называют штормовой палубой из-за постоянного ветра. Техас представлял собой длинное узкое помещение, примыкающее сбоку или снизу к рулевой рубке. На больших пароходах техас делился на три каюты: носовая для капитана, средняя для офицеров, кормовая для черной прислуги, ее еще часто называли «енотовой конурой», из-за презрительной клички чернокожей прислуги, которая как мусорщики-еноты, часто питалась объедками. На пароходах поменьше техас играл роль офицерской кают-кампании. Пишут, что это название появилось из-за того, что подобная конструкция стала появляться на пар
«Бабушке бы твоей сторожа, — отвечаю я, — тут не за чем следить, кроме техаса и рулевой рубки, и неужто ты думаешь, что кому-нибудь взбредет отдать свою жизнь за техас и рулевую рубку в такую ночь, когда каждую минуту тут все развалится и рухнет в реку?». Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна».

Техас, так на пароходах Миссисипи называли центральную надстройку, которая возвышалась над крышей самой верхней палубы, ее еще называют штормовой палубой из-за постоянного ветра. Техас представлял собой длинное узкое помещение, примыкающее сбоку или снизу к рулевой рубке.

На больших пароходах техас делился на три каюты: носовая для капитана, средняя для офицеров, кормовая для черной прислуги, ее еще часто называли «енотовой конурой», из-за презрительной клички чернокожей прислуги, которая как мусорщики-еноты, часто питалась объедками. На пароходах поменьше техас играл роль офицерской кают-кампании.

Пишут, что это название появилось из-за того, что подобная конструкция стала появляться на пароходах незадолго до вхождения Техаса в Союз Североамериканских штатов в 1845 году, а также, потому что раньше на американских речных пароходах все каюты наименовались по названию одного из штатов, и с вхождением Техаса в Союз его именем назвали до этого безымянную каюту для офицеров.

Справка. В переводе Владимира Ранцова (1896г.), техас это капитанская каюта, в переводе Нины Леонидовны Дарузес (годы жизни 1899-1982) это просто «каюта, а рулевая рубка – лоцманская рубка, в переводе Михаила Александровича Энгельгардта (годы жизни 1861 -1915) техас и рулевая рубка превратились в капитанскую каюту и буфет.

Если уж зашла речь о пароходах и Техасе, то, возможно, читателям будет интересно, что первый пароход появился в этом штате в 1829 году, когда он еще принадлежал Мексике. Маленькое паровое судно «Ариэль» с колесным приводом привел Генри Остин по приглашению своего двоюродного брата «Отца Техаса» Стивена Ф. Остина. Генри намеревался открыть навигацию по реке Рио-Гранде. Он поднялся вверх по этой реке на 300 миль, и даже совершил несколько рейсов между Матаморосом и Камарго. Однако, год спустя отказался от этого проекта, и решил попробовать свои силы на маршруте между Бразорией (колонии англо-американцев из числа «300 старожил») и Новым Орлеаном.

Обследовав реку Бразорс, которая вне сезона дождей, проставляла собой мелководный поток с корягами, плюнул на это дело и отправился морем в Новый Орлеан. Но по выходу из Бразорс «Ариэль» налетел на песчаный бар и получил сильные повреждения, не подлежащие ремонту. В итоге Г. Остин отбуксироввал парод в устье реки Сан-Хасинто, где был брошен и сгнил без остатка. Несостоявшийся пароходный магнат плюнул на всю эту затею, и просто прикупил земли в Техасе. негров и занялся сельским хозяйством. Правда, не слишком преуспел.

Флаг покорения Бразорса не был брошен, и его подхватили такие личности как Роберт Уилсон и Уильям П. Харрис в 1834 году (пароход «Каюга»), Томас Тоби в 1835 (пароход «Йеллоустон»). Это были отчаянные люди, которые во время половодья за пять дней успевали дойти от моря до Вашингтона-на-Бразорсе, а это 175 км по прямой или около 250 по реке, погрузиться хлопком и доставить его в порт. Любимым девизом техасских капитанов и лоцманов тех дней, когда при низкой воде мели и коряги грозили пропороть днище, была следующая поговорка:

Плесни в реку пива, и мы пройдем четыре мили по пене
Пароход «Йеллоустон» на Миссури в 1832 году, из книги Путешествия принца Максимилиана, по внутренним районам Северной Америки в 1832–1834 годах», акварель, худ. Карл Бодмер
Пароход «Йеллоустон» на Миссури в 1832 году, из книги Путешествия принца Максимилиана, по внутренним районам Северной Америки в 1832–1834 годах», акварель, худ. Карл Бодмер

Именно с таким боевым настроем, заблиндировав пароход «Йеллоустон» тюками с хлопком, капитан Джон Росс обеспечил 12 апреля 1836 года переправу через бурный Бразорс 700 ополченцев и200 лошадей со всеми необходимыми припасами, которые помогли генералу Хьюстону выиграть битву при Сан-Хасинто (читайте об этом, нажав на ссылку) и отторгнуть Техас от Мексики.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.