Найти в Дзене
Читай!

Дневники коллаборантов как зеркало идеалогического обмана. «Свершилось. Пришли немцы!» — Олега Будницкого и Галины Зелениной

«Свершилось. Пришли немцы!» — книга историков Олега Будницкого и Галины Зелениной, посвящённая идейному коллаборационизму в СССР в период Великой Отечественной войны. Книга под редакцией историков Олега Будницкого и Галины Зелениной - не художественное произведение, а уникальный документ эпохи. Это публикация двух мемуарных текстов - дневника Лидии Осиповой (настоящее имя Олимпиада Полякова) и воспоминаний Владимира Самарина (настоящая фамилия Соколов), советских граждан, добровольно сотрудничавших с нацистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Оба автора - работники пронацистской прессы, антисоветчики по убеждениям, эмигранты, продолжавшие свою идеологическую борьбу в эмиграции. Ключевой заслугой издания становится не просто публикация дневников, а масштабное введение Будницкого, в котором чётко очерчена историческая и моральная проблематика советского коллаборационизма - темы, остающейся в нашей культурной памяти "зоной стыдливости". Если в советское время коллаборантов
«Свершилось. Пришли немцы!» — книга историков Олега Будницкого и Галины Зелениной, посвящённая идейному коллаборационизму в СССР в период Великой Отечественной войны.
«Свершилось. Пришли немцы!» — книга историков Олега Будницкого и Галины Зелениной, посвящённая идейному коллаборационизму в СССР в период Великой Отечественной войны.

Книга под редакцией историков Олега Будницкого и Галины Зелениной - не художественное произведение, а уникальный документ эпохи. Это публикация двух мемуарных текстов - дневника Лидии Осиповой (настоящее имя Олимпиада Полякова) и воспоминаний Владимира Самарина (настоящая фамилия Соколов), советских граждан, добровольно сотрудничавших с нацистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Оба автора - работники пронацистской прессы, антисоветчики по убеждениям, эмигранты, продолжавшие свою идеологическую борьбу в эмиграции.

Ключевой заслугой издания становится не просто публикация дневников, а масштабное введение Будницкого, в котором чётко очерчена историческая и моральная проблематика советского коллаборационизма - темы, остающейся в нашей культурной памяти "зоной стыдливости". Если в советское время коллаборантов называли предателями и не обсуждали, то в постсоветской России эта тема либо замалчивается, либо романтизируется под видом "антисталинизма".

Будницкий же предлагает третий путь - историко-этический анализ, в котором коллаборационизм рассматривается не как явление выживания, а как сознательный идеологический выбор - выбор "идейных врагов", для которых победа Гитлера была надеждой.

"Дневник коллаборантки" Лидии Осиповой - не просто мемуары. Это сложный, противоречивый, почти шекспировский акт самооправдания. Написанный в эмиграции в начале 1950-х годов, но выдаваемый за ежедневные записи 1941-1944 годов. Осипова - интеллигентка, пострадавшая от репрессий, глубоко антисоветски настроенная, встречает оккупацию с ликованием: "Свершилось! Пришли немцы!". Для неё это освобождение от "кровавого упыря" и возвращение к "русской духовности".

Но реальность быстро обнажает своё лицо: казни, мародёрства, издевательства, расстрелы мирных жителей, сожжённые книги. И всё же - "Красных нет! Свобода!". Эта фраза повторяется как мантра. Она становится её символом упрямого идеологического сопротивления самой реальности. Она не отрицает зверств нацистов, но считает их "меньшим злом" по сравнению с большевизмом.

И Осипова не лжёт - она искренне верит. Её коллаборационизм не ради выгоды, а ради идеи: "нацисты должны избавить Россию от большевиков". В этом суть идейного предательства - оно всегда маскируется под патриотизм.

Однако "дневник" постоянно дает "сбои". Она хвастается благородством, но рассказывает как продала ковёр из квартиры Толстого. Осуждает спекулянтов, но сама выживает за счёт краж и работы в немецкой столовой. С ужасом описывает расстрелы евреев, но продолжает верить в "духовную миссию" Германии. Её дневник это фрагментарная попытка собрать из обломков самоуважения новый, "чистый" образ себя.

Воспоминания Самарина выглядят куда более схематично. Это текст, насквозь пропитанный агитационным пафосом, где рефлексия заменена пропагандой, а личный опыт - идеологическим клише. Самарин менее интересен, но тем не менее важен тем, что он демонстрирует, как идеологическая установка может полностью вытеснить живое восприятие реальности.

Книга особенно актуальна в контексте современных политических и исторических реалий. В ней предостережение для тех, кто сегодня рассуждает в духе: "Какие бы ни были "западные силы" - хуже нашего не будет". Коллаборационизм редко начинается с явного предательства - он начинается с ненависти к своей власти, с иллюзии, что враг моего врага - мой друг.

Осипова и Самарин были представителями той части интеллигенции, которая, пострадав от власти, выбрала путь не сопротивления, а служения новому угнетателю, в надежде, что он окажется "культурнее". Это иллюзия стоила им не только репутации, но и человеческого лица.

Дневники Осиповой и Самарина это единый сплав лжи и правды, лицемерия и искренности, гордыни и страха. И как легко человек, считающий себя носителем высшей истины, может стать соучастником зла, даже не заметив этого.