Найти в Дзене

Лисистрата. Сценическая версия текста О. Липовецкого по пьесе Аристофана, театр «Шалом».

В каком-то из театральных чатов попалась мне информация об этом спектакле, премьера которого состоялась в июне этого года – и отчего-то сразу захотелось его посмотреть. Давно уже планировала познакомиться с театром «Шалом», как раз «Лисистрата» стала поводом для знакомства. В целом сюжет пьесы был мне знаком, думаю как и большинству ( эта пьеса является самой популярной у Аристофана для исполнения).
Древняя Греция, V век до нашей эры. Пелопоннесская война много лет истощает Афины и Спарту. Мужчины практически все время проводят в сражениях, многие гибнут, жизнь в городах практически замерла. Молодая афинянка Лисистрата придумывает любопытный план прекращения войны и предлагает всем женщинам поддержать ее. А план заключается в том, чтобы устроить мужчинам сексуальную забастовку, отказывать в ласках до тех пор, пока те не сложат оружие окончательно. Представительницы разных областей Греции соглашаются на план Лисистраты и, казалось бы, неоднозначная эта затея начинает приносить пло
"Лисистрата". Сцена из спектакля. Фото с официального сайта театра "Шалом"
"Лисистрата". Сцена из спектакля. Фото с официального сайта театра "Шалом"

В каком-то из театральных чатов попалась мне информация об этом спектакле, премьера которого состоялась в июне этого года – и отчего-то сразу захотелось его посмотреть. Давно уже планировала познакомиться с театром «Шалом», как раз «Лисистрата» стала поводом для знакомства.

В целом сюжет пьесы был мне знаком, думаю как и большинству ( эта пьеса является самой популярной у Аристофана для исполнения).

Древняя Греция, V век до нашей эры. Пелопоннесская война много лет истощает Афины и Спарту. Мужчины практически все время проводят в сражениях, многие гибнут, жизнь в городах практически замерла. Молодая афинянка Лисистрата придумывает любопытный план прекращения войны и предлагает всем женщинам поддержать ее. А план заключается в том, чтобы устроить мужчинам сексуальную забастовку, отказывать в ласках до тех пор, пока те не сложат оружие окончательно. Представительницы разных областей Греции соглашаются на план Лисистраты и, казалось бы, неоднозначная эта затея начинает приносить плоды. Заперевшихся в Акрополе женщин и их позицию не сразу, но начинают воспринимать всерьез не только их мужья, но и представители власти.

Помню, был в перестроечное время фильм «Комедия о Лисистрате», где было полно обнаженки, столь характерной для «освободившегося» кинематографа разваливающейся страны, но отчего-то была уверена, что в театре наших дней актуальность проявятся вовсе не в присутствии голых тел, этим все уже давно наелись – так и оказалось.

«Лисистрата» режиссера Липовецкого смотрится свежо, динамично и крайне современно по другим причинам. Я увидела в комедии очень любопытные социальные параллели: Лисистрата – настоящий лидер, который пытается внести посильный вклад в развитие гражданского общества, объединить людей (в данном случае одного пола) вокруг идеи, которая ох как не сразу находит у них поддержку. Все эти беотинянки, фивянки, милетинянки и даже спартанки привыкли к обычному жизненному укладу, даже при условии, что им тоже не нравится происходящее, плыть по течению – как-то сподручнее. Уже приняв план Лисистраты, некоторые то и дело пытаются нарушить правила, но дар убеждения и уверенность в правильности своего дела позволяют Лисистрате держать ряды сомкнутыми.

Сцена из спектакля. Фото с официального сайта театра "Шалом"
Сцена из спектакля. Фото с официального сайта театра "Шалом"

Поведение мужчин, внезапно оказавшихся перед сплоченностью женщин, ошарашенных непоколебимостью в отстаивании своих убеждений, требований тоже очень напоминает происходящее в сегодняшнем мире. Правда, сейчас за этим наблюдаешь, скорее, виртуально, но как же все до боли знакомо: смотришь на сцену – и как будто визуализируются лидеры всех этих «мужских государств» или менее радикальные, но все же задетые женской непокорностью ребята.

Ну и конечно антивоенное настроение пьесы. Кому, как ни женщинам хочется мира, больших семей, проживания с супругами и детьми такой разной, но динамичной, постепенно раскрывающейся жизни нескольких поколений?

Очень понравилось то, что античность и современность переплетены буквально во всем в этой постановке и по атрибутам, и по костюмам, и музыкально.

Костюмы персонажей (художник Яна Глушанок) получились классные: любопытная смесь античных мотивов, панк-рока и, возможно, даже чего-то спортивного.

Никакой обнаженки и пошлости, кстати, в облике персонажей нет. Конечно, всевозможные фривольности и шуточки по тексту Аристофана, дополненного Липовецким присутствуют, но такой здоровый энергетический заряд у всего этого: молодость, дерзость, вызов и в то же время семья, любовь, страсть – это как сама жизнь со всеми ее законами.

Оружие, обмундирование мужчин – тоже совершенно убойный микс: от мечей и шлемов до пистолетов и наплечных гаубиц.

Ну и чтобы сделать комедию не архаической и застывшей, не сверяться с учебниками истории, что именно и почему могло быть смешным в V веке до н.э, создатели дополнили ее массой весьма современных вставок и приемов. По-разному к этому можно относится, но мне очень понравился этот подход: и дискотека, и имитация боя по типу поединков современных боксеров, и пластические решения, танцы, как в мюзиклах, феерия света, звука, забавных неоновых надписей, а также периодическое ломание четвертой стены – обращение к зрителям, подобие импровизации – здорово!

Античные позы, конечно, тоже принимались в рамках затейливой биомеханики актеров, тексты в ряде моментов читались даже на греческом (ну и согласно «национальности» театра – на иврите).

Хор ( С. Шадрин). Фото с официального сайта театра " Шалом"
Хор ( С. Шадрин). Фото с официального сайта театра " Шалом"

Очень классный персонаж – Хор ( Сергей Шадрин), эдакий гедонист-божок-фатум с ленцой на балкончике с вводными словами и комментариями по каждой главе, иногда он спускался к прочим персонажам и что-то вместе с ними исполнял.

Прекрасны, ярки и индивидуальны были женщины – представительницы разных греческих областей. Особенно запоминающимися были Миррина ( Е.Романова), Клеоника ( А. Телицына) и конечно спартанка Лампито ( Е. Овчинников). Замечательная идея сыграть одну из женщин мужчине-актеру, ведь очень часто в женском обществе находятся такие, которые и по характеру, и по храбрости, и по количеству взваленного на плечи груза даст фору многим «природным» мужчинам.

Хорош был зловещий Советник (Дмитрий Цурский) - настоящее воплощение жесткой государственности и приверженца идеи мужского превосходства.

Ну и Лисистрата прекрасная: актриса Анастасия Потапова идеальна в этой роли. Удивительно сочетание женственности и уверенности, непреклонности, чрезвычайно пластичная, с выразительной речью – 10 из 10, как говорится.

Режиссер Липовецкий – человек плюс-минус одного поколения со мной, звучащие в спектакле песни (от «Позвони мне, позвони…» до «Места для шага вперед» Цоя), советский холодильник "Саратов" как атрибут сложного церемониала во время дебатов и многое другое - я понимаю, что это, откуда и зачем.

Для меня «Лисистрата» стала спектаклем, заряженным сильной энергетикой, дерзостью. Это настоящий драйвовый, остроумный праздник, хотя были и моменты очень необходимой тишины, размышлений, горького лиризма.

Но ощущение того, что все это – немного чужой праздник, тоже было.

Южные темпераменты, молодость, телесность, смелость, да и ощущение того, что античность – это юность нашей цивилизации, а вовсе не «старые времена» - такой вот энергии сегодня очень не хватает. Как раз за день до «Лисиситраты» смотрела «Соборян», пожалуй, мы в основном из такого теста слеплены.

Надо не терять огонь в себе.

В «Шалом» пойду еще непременно. Очень понравилась атмосфера театра и увлеченность творящих там людей.

Лисистрата. Поклоны
Лисистрата. Поклоны