В каком-то из театральных чатов попалась мне информация об этом спектакле, премьера которого состоялась в июне этого года – и отчего-то сразу захотелось его посмотреть. Давно уже планировала познакомиться с театром «Шалом», как раз «Лисистрата» стала поводом для знакомства.
В целом сюжет пьесы был мне знаком, думаю как и большинству ( эта пьеса является самой популярной у Аристофана для исполнения).
Древняя Греция, V век до нашей эры. Пелопоннесская война много лет истощает Афины и Спарту. Мужчины практически все время проводят в сражениях, многие гибнут, жизнь в городах практически замерла. Молодая афинянка Лисистрата придумывает любопытный план прекращения войны и предлагает всем женщинам поддержать ее. А план заключается в том, чтобы устроить мужчинам сексуальную забастовку, отказывать в ласках до тех пор, пока те не сложат оружие окончательно. Представительницы разных областей Греции соглашаются на план Лисистраты и, казалось бы, неоднозначная эта затея начинает приносить плоды. Заперевшихся в Акрополе женщин и их позицию не сразу, но начинают воспринимать всерьез не только их мужья, но и представители власти.
Помню, был в перестроечное время фильм «Комедия о Лисистрате», где было полно обнаженки, столь характерной для «освободившегося» кинематографа разваливающейся страны, но отчего-то была уверена, что в театре наших дней актуальность проявятся вовсе не в присутствии голых тел, этим все уже давно наелись – так и оказалось.
«Лисистрата» режиссера Липовецкого смотрится свежо, динамично и крайне современно по другим причинам. Я увидела в комедии очень любопытные социальные параллели: Лисистрата – настоящий лидер, который пытается внести посильный вклад в развитие гражданского общества, объединить людей (в данном случае одного пола) вокруг идеи, которая ох как не сразу находит у них поддержку. Все эти беотинянки, фивянки, милетинянки и даже спартанки привыкли к обычному жизненному укладу, даже при условии, что им тоже не нравится происходящее, плыть по течению – как-то сподручнее. Уже приняв план Лисистраты, некоторые то и дело пытаются нарушить правила, но дар убеждения и уверенность в правильности своего дела позволяют Лисистрате держать ряды сомкнутыми.
Поведение мужчин, внезапно оказавшихся перед сплоченностью женщин, ошарашенных непоколебимостью в отстаивании своих убеждений, требований тоже очень напоминает происходящее в сегодняшнем мире. Правда, сейчас за этим наблюдаешь, скорее, виртуально, но как же все до боли знакомо: смотришь на сцену – и как будто визуализируются лидеры всех этих «мужских государств» или менее радикальные, но все же задетые женской непокорностью ребята.
Ну и конечно антивоенное настроение пьесы. Кому, как ни женщинам хочется мира, больших семей, проживания с супругами и детьми такой разной, но динамичной, постепенно раскрывающейся жизни нескольких поколений?
Очень понравилось то, что античность и современность переплетены буквально во всем в этой постановке и по атрибутам, и по костюмам, и музыкально.
Костюмы персонажей (художник Яна Глушанок) получились классные: любопытная смесь античных мотивов, панк-рока и, возможно, даже чего-то спортивного.
Никакой обнаженки и пошлости, кстати, в облике персонажей нет. Конечно, всевозможные фривольности и шуточки по тексту Аристофана, дополненного Липовецким присутствуют, но такой здоровый энергетический заряд у всего этого: молодость, дерзость, вызов и в то же время семья, любовь, страсть – это как сама жизнь со всеми ее законами.
Оружие, обмундирование мужчин – тоже совершенно убойный микс: от мечей и шлемов до пистолетов и наплечных гаубиц.
Ну и чтобы сделать комедию не архаической и застывшей, не сверяться с учебниками истории, что именно и почему могло быть смешным в V веке до н.э, создатели дополнили ее массой весьма современных вставок и приемов. По-разному к этому можно относится, но мне очень понравился этот подход: и дискотека, и имитация боя по типу поединков современных боксеров, и пластические решения, танцы, как в мюзиклах, феерия света, звука, забавных неоновых надписей, а также периодическое ломание четвертой стены – обращение к зрителям, подобие импровизации – здорово!
Античные позы, конечно, тоже принимались в рамках затейливой биомеханики актеров, тексты в ряде моментов читались даже на греческом (ну и согласно «национальности» театра – на иврите).
Очень классный персонаж – Хор ( Сергей Шадрин), эдакий гедонист-божок-фатум с ленцой на балкончике с вводными словами и комментариями по каждой главе, иногда он спускался к прочим персонажам и что-то вместе с ними исполнял.
Прекрасны, ярки и индивидуальны были женщины – представительницы разных греческих областей. Особенно запоминающимися были Миррина ( Е.Романова), Клеоника ( А. Телицына) и конечно спартанка Лампито ( Е. Овчинников). Замечательная идея сыграть одну из женщин мужчине-актеру, ведь очень часто в женском обществе находятся такие, которые и по характеру, и по храбрости, и по количеству взваленного на плечи груза даст фору многим «природным» мужчинам.
Хорош был зловещий Советник (Дмитрий Цурский) - настоящее воплощение жесткой государственности и приверженца идеи мужского превосходства.
Ну и Лисистрата прекрасная: актриса Анастасия Потапова идеальна в этой роли. Удивительно сочетание женственности и уверенности, непреклонности, чрезвычайно пластичная, с выразительной речью – 10 из 10, как говорится.
Режиссер Липовецкий – человек плюс-минус одного поколения со мной, звучащие в спектакле песни (от «Позвони мне, позвони…» до «Места для шага вперед» Цоя), советский холодильник "Саратов" как атрибут сложного церемониала во время дебатов и многое другое - я понимаю, что это, откуда и зачем.
Для меня «Лисистрата» стала спектаклем, заряженным сильной энергетикой, дерзостью. Это настоящий драйвовый, остроумный праздник, хотя были и моменты очень необходимой тишины, размышлений, горького лиризма.
Но ощущение того, что все это – немного чужой праздник, тоже было.
Южные темпераменты, молодость, телесность, смелость, да и ощущение того, что античность – это юность нашей цивилизации, а вовсе не «старые времена» - такой вот энергии сегодня очень не хватает. Как раз за день до «Лисиситраты» смотрела «Соборян», пожалуй, мы в основном из такого теста слеплены.
Надо не терять огонь в себе.
В «Шалом» пойду еще непременно. Очень понравилась атмосфера театра и увлеченность творящих там людей.