В своей практике я часто становлюсь свидетелем парадокса. Ко мне приходят родители, истощенные не только борьбой за развитие своего "особенного" ребенка, но и другим, невидимым противником -общественным осуждением.
Этот феномен настолько массовый, что требует не просто поддержки, а честного разговора о его причинах. Речь о том, почему мир, полный добрых людей, готовых подбирать бездомных котят и собирать на них деньги, порой проявляет поразительную жестокость по отношению к детям с задержкой развития, РАС, ДЦП и другими особенностями.
Парадокс избирательной доброты: котенок - "наш", чужой ребенок -"чужой"
Почему так? С точки зрения психологии, здесь работает несколько механизмов.
Простота и понятность помощи. Спасти котенка ( как пример) -это конкретный, эмоционально понятный и быстрый поступок. Он не требует глубокого погружения в сложные медицинские и педагогические темы. Помощь же ребенку с особенностями развития - это долгий, сложный и не всегда гарантированный путь. Мозг ищет простые решения, и помощь животному часто кажется более простой .
"Угроза нарушенного порядка." Ребенок, который ведет себя не так, как все, кричит на площадке, имеет необычную внешность или манеры, нарушает наш внутренний шаблон "нормальности". Он подсознательно воспринимается как угроза упорядоченному и предсказуемому миру. И, к сожалению, люди с особенностями развития и их семьи постоянно сталкиваются с этим в садах, школах, поликлиниках и просто в общественных местах. Возмущение их присутствием в "обычных" группах - это примитивная попытка восстановить нарушенный, по мнению окружающих, порядок, отгородиться от того, что пугает своей непонятностью.
В чем корень зла? Феномен виктимблейминга
Самое тяжелое, с чем сталкиваются родители, - это не просто непонимание, а прямое обвинение. "Вы мало занимаетесь", "Вы ему все разрешаете", "Надо было больше читать, а не мультики включать". Этот феномен в психологии называется виктимблейминг (victim blaming) - поиск причин несчастья в действиях самой жертвы.
Почему люди так делают? Это мощная защитная реакция психики.
Вера в справедливый мир. Людям психологически комфортно верить, что мир устроен справедливо: хорошее происходит с хорошими людьми, а плохое - с плохими. Если с ребенком случилась беда (болезнь, травма, нарушение развития), значит, кто-то виноват. Проще обвинить родителя ("недосмотрели", "мало занимались", "не читали ребенку книжки"), чем принять страшную мысль: от этого не застрахован никто. Признать это - значит признать собственную уязвимость и невозможность полностью контролировать жизнь своих детей. Это вызывает слишком сильную тревогу ( бессознательно).
Что я, как кризисный психолог, хочу донести до каждой семьи, столкнувшейся с этим:
Неврология - не педагогика.
Задержки развития, связанные с органическими поражениями ЦНС (центральной нервной системы), -это результат сложных биологических процессов. Это могут быть:
Гипоксия (кислородное голодание) в родах, повлиявшая на определенные отделы мозга.
Генетические особенности и синдромы, которые определяют траекторию развития.
Особенности нейронных связей, которые формируются иначе.
Ни одна, даже самая развивающая книжка и самое " правильное" воспитание , не может "отменить" биологическую причину. Сравнивать развитие ребенка с органическим поражением ЦНС и нейротипичного ребенка -все равно, что сравнивать, кто быстрее добежит до финиша- с гирей на ноге или без.
Вы не виноваты. Задержки развития, имеющие органическую природу (последствия родовых травм, генетические особенности, поражения ЦНС), - это результат сложных биологических процессов, а не недостатка вашей любви или усердия. Ваши ежедневные усилия по реабилитации - это работа с последствиями, а не исправление вашей ошибки.
Вам не нужно оправдываться. Вы не обязаны никому рассказывать, сколько часов вы проводите с логопедами, дефектологами и врачами. Ваша ответственность - перед вашим ребенком и его лечащим специалистом, а не перед соседкой или участниками анонимных форумов. Энергия, уходящая на самобичевание и оправдания, украдена у вашего главного ресурса - ваших сил для помощи ребенку.
Ваш главный ориентир - не мнение окружающих, а ваш ребенок вчера. Прекратите сравнивать его с нейротипичными сверстниками. Каждое, даже микроскопическое достижение - это ваша общая с ним победа. Фокусируйтесь на этой внутренней траектории.
Сегодня он на секунду дольше удержал голову, чем неделю назад? Это победа.
Сегодня он посмотрел вам в глаза и улыбнулся? Это прорыв.
Сегодня он попытался издать новый звук? Это космос!
Как защитить себя?
Поймите природу осуждения. Когда вас в следующий раз начнут учить "правильному" материнству, помните: за этим часто стоит не забота о вас, а попытка человека заглушить собственную тревогу и веру в иллюзию контролируемого мира.
Выстройте границы. Ограничьте общение с теми, кто вас осуждает. Ищите поддержку в профессиональных сообществах и среди родителей, которые идут тем же путем.
Проявите сострадание к себе. Вы - главный ресурс вашего ребенка. Выгоревшая, измученная чувством вины мама не сможет быть ему опорой. Позвольте себе отдых и право не быть идеальной в глазах мира.
Вы заслуживаете не осуждения, а поддержки. И первый шаг к этому - перестать искать виноватых внутри себя и направить все силы на развитие, движение вперед и любовь.