Разбираем новую систему оценок, которая заставила пересмотреть отношение к школьным успехам
В тюменских школах произошла революция, о которой заговорили все родители в социальных сетях. Введение системы средневзвешенных оценок вызвало бурю эмоций: от паники до восторга. Теперь контрольная работа "весит" больше, чем домашнее задание, а одна двойка за тест может перечеркнуть несколько хороших оценок. Но действительно ли стоит бояться нововведения, или это возврат к забытой справедливости?
Что скрывается за таинственными коэффициентами?
Дина Горковец, директор департамента образования и науки Тюменской области, разъясняет суть системы:
«Средневзвешенная оценка — это механизм оценивания текущей успеваемости обучающихся в зависимости от того, какой вид работы они выполняют. Есть большая разница между усилиями и сложностью при выполнении домашнего задания и контрольной работы. Поэтому контрольные работы, сочинения, независимая оценка качества имеют больший вес по сравнению с домашним заданием или ответом на уроке».
Эксперт объясняет логику системы: различные виды учебной деятельности требуют разных усилий и демонстрируют разный уровень знаний. Система присваивает каждому типу работы коэффициент от 1 до 3, где максимальный вес имеют контрольные работы, диктанты, сочинения и олимпиады.
Возврат в "доброе советское время": почему система не так нова
Многие родители воспринимают средневзвешенную оценку как радикальное нововведение, но Дина Горковец развенчивает этот миф:
«Мне не хотелось бы говорить, что средневзвешенная — это новая система оценивания. Она существует достаточно давно. Я хочу вернуть всех в доброе советское время: до появления электронного журнала учитель всегда учитывал, какие виды работ выполнял ребёнок. Если самостоятельные и контрольные постоянно выполняются на низкую отметку, то о какой четвёрке за четверть может идти речь?»
Директор департамента подчёркивает, что система восстанавливает справедливость, которая была утрачена с переходом на электронные журналы. Автоматический подсчёт средней арифметической до сотых балла лишил педагогов возможности объективно оценивать реальный уровень знаний учащихся.
Опыт школы-пионера: как работает система на практике
Елена Головчак, директор школы № 88 Тюмени, делится многолетним опытом использования средневзвешенной системы:
«Мы работаем по ней очень давно. Первый электронный журнал появился в 2003 году, и там уже была заложена возможность считать средневзвешенную оценку. Задача школы — оценить уровень усвоения программы, а наиболее точно это даёт именно подход средневзвешенной оценки».
Директор приводит конкретные результаты внедрения системы. Анализ итогов прошлого года показал особенно положительное влияние на девятиклассников: более мотивированные в подготовке к ОГЭ ученики получили справедливую оценку своих знаний. Вместо 5 отличников при старой системе красные аттестаты получили 11 человек.
Педагоги приняли изменения спокойно
Марина Лапухина, учитель гимназии № 49 Тюмени, рассказывает о реакции педагогического коллектива:
«Для педагогического коллектива процесс адаптации прошел спокойно. Это связано с тем, что переход был постепенным. Мы задолго до официального принятия нового положения уже ознакомились с системой. У нас было время познакомиться со всеми нюансами, с опытом других регионов. Педагогический коллектив видит в новой системе только инструмент объективного оценивания».
Учитель подчёркивает важность подготовительного периода, который позволил коллективу осознать преимущества новой системы. Постепенное внедрение исключило стресс и непонимание среди педагогов.
Родительский взгляд: от страхов к пониманию
Анна Остапенко, мама школьника, демонстрирует позитивный подход к нововведению:
«Поскольку я позитивно мыслящий родитель, я не начала с того, что за одну двойку получаешь автоматически две. Мы мыслим в русле знаниевой парадигмы. Получив одну пятёрку за контрольную, она для нас превращается в три. Проблема связана с тем, насколько положительно или отрицательно мыслит родительская общественность».
Мама школьника подчёркивает важность правильного восприятия системы. Вместо фокуса на возможных негативных последствиях стоит видеть возможности для поощрения качественных знаний. Она связывает это с современными реалиями, где "знание — это новая нефть".
Ученик оценил справедливость системы
Арсений Остапенко, ученик школы № 56 г. Тюмени, честно оценивает новую систему:
«Мне кажется, со средневзвешенной оценкой учиться сложнее, но справедливее. Если завалишь контрольную и получишь двойку, её закрыть другими оценками будет сложнее. Но это справедливее, потому что те, кто хорошо знают материал, напишут контрольную хорошо».
Школьник демонстрирует зрелое понимание логики системы. Он признаёт возросшую ответственность, но ценит справедливость подхода, при котором реальные знания получают должную оценку.
Развенчиваем главные мифы
Елена Головчак объясняет математику системы, развенчивая основные страхи родителей:
«Когда говорят, что если ребёнок получил пятёрку, то это три пятёрки, а если двойку, то три двойки — это неверно. В формуле делится сумма произведений оценок на сумму весов, не на количество. Если ребёнок написал контрольную на двойку (коэффициент 3), получаем 2×3=6, и делим на 3, получаем 2. При средней арифметической будет то же самое».
Директор школы математически доказывает, что система не так радикальна, как кажется испуганным родителям. При трёхбалльном коэффициенте разница между старой и новой системой не критична.
Защита от злоупотреблений встроена в систему
Дина Горковец рассказывает о механизмах, предотвращающих злоупотребления:
«Те работы, которые имеют коэффициент 3, по рабочим программам имеют ограниченное количество. В соответствии с приказом Министерства просвещения не более 10 % учебного времени отводится на контрольные работы. При составлении рабочей программы педагоги используют конструктор программ с встроенными ограничениями. При всём желании педагог большее количество времени на контрольные работы отвести не может».
Эти гарантии исключают возможность превращения системы в инструмент наказания и обеспечивают сбалансированность учебного процесса.
Практические вопросы: что с пропусками и пересдачами
Марина Лапухина отвечает на частые вопросы родителей:
«Если ребёнок пропустил урок по уважительной причине, включая контрольную работу, это никак не отразится на его среднем балле. У нас остаётся индивидуализированное оценивание по тем отметкам, которые ребёнок получил фактически. Понятия "взвешенный ноль" в новой системе нет».
Учитель подтверждает, что все возможности для пересдач и исправления оценок сохраняются в полном объёме. Болезнь или другие уважительные причины не влияют негативно на итоговые результаты.
Мнение авторитетного эксперта
Ольга Ройтблат, доктор педагогических наук, профессор, народный учитель РФ, подчёркивает главный принцип оценивания:
«У нас дети разные: есть сильно мотивированные, есть не очень. Здесь надо разбираться, насколько система мотивирует. Но я убеждена: любая оценка, даже неудовлетворительная, должна стимулировать ребёнка. Оценка для этого и ставится».
Авторитетный педагог напоминает о главной функции любой оценочной системы — мотивировать к развитию и совершенствованию знаний.
Как система влияет на учебный процесс?
Марина Лопухина рассказывает о влиянии новой системы на педагогическую работу:
«Единственное, о чём должен задуматься каждый учитель — это подбор материала. Более тщательно каждый учитель отбирает материал для контрольной работы, для проверочной, для практикума. Но мы всегда так работали. Урок всё равно остаётся уроком».
Учитель подчёркивает, что качественные педагоги всегда работали с высокими стандартами. Новая система лишь формализует то, что хорошие учителя делали интуитивно.
Индивидуализация через объективность
Анна Остапенко видит в новой системе инструмент персонализации обучения:
«Средневзвешенная отметка становится инструментом индивидуализации обучения. Если учителя ориентированы на передачу знаний, мотивацию, развитие критического мышления, то даже полученная двойка будет точечно выглядеть на фоне других. Это хороший сигнал учителю для адресной работы с учеником».
Мама школьника правильно понимает диагностическую функцию оценки: она должна показывать пробелы в знаниях для их последующего устранения.
Реальная практика: как дети адаптируются
Арсений, ученик, рассказывает о своём опыте:
«Напряжение перед контрольными было и раньше. После средневзвешенной ничего не изменилось. К домашним заданиям отношусь так же. Особо ничего не изменилось».
Школьник демонстрирует естественную адаптацию детей к новым правилам. Дети быстро принимают изменения и продолжают учиться в привычном ритме.
Система средневзвешенных оценок — это не революция, а возврат к справедливости в оценивании знаний. Она восстанавливает логичный подход, при котором важные работы оцениваются соответственно их значимости. Главное для родителей — понять, что система работает на повышение качества образования, а не против интересов детей. Как показывает практика, дети быстро адаптируются к новым правилам, а результаты становятся более объективными и справедливыми.
#ОРФ #Образование