Найти в Дзене
Музей музыки

День рождения Альфреда Шнитке

24 ноября музыкальный мир отмечает День рождения выдающегося композиторов второй половины XX века, чьё творчество стало одним из ключевых явлений в отечественной и мировой культуре, – Альфреда Шнитке. В Музее музыки проходит фотовыставка «ОбъективНО о музыке», где представлены фотографии, на которых изображен Альфред Шнитке и многие другие известные деятели музыкальной культуры. Будучи типичным представителем поколения «шестидесятников» – эпохи надежд и интеллектуального поиска, – Шнитке создал уникальный музыкальный универсум, отмеченный не только философской глубиной, но и трагическим осмыслением действительности. Его искусство стало ответом на вызовы «жестокого века», воплотив в звуках его диссонансы, катастрофы и вечную веру в человеческое достоинство. Как истинный шестидесятник, композитор мыслил масштабно, обращаясь к судьбоносным вопросам бытия и места личности в истории. Творческим методом Альфреда Гарриевича, определившим его уникальный композиторский почерк, стала полистилист
Оглавление

Музей музыки рассказывает о гениальном творце и приглашает на выставку «ОбъективНО о музыке».

24 ноября музыкальный мир отмечает День рождения выдающегося композиторов второй половины XX века, чьё творчество стало одним из ключевых явлений в отечественной и мировой культуре, – Альфреда Шнитке.

В собрании Музея музыки есть ряд предметов, связанных с личностью композитора. Это несколько его автографов и музыкальных рукописей:

В Музее музыки проходит фотовыставка «ОбъективНО о музыке», где представлены фотографии, на которых изображен Альфред Шнитке и многие другие известные деятели музыкальной культуры.

Будучи типичным представителем поколения «шестидесятников» – эпохи надежд и интеллектуального поиска, – Шнитке создал уникальный музыкальный универсум, отмеченный не только философской глубиной, но и трагическим осмыслением действительности. Его искусство стало ответом на вызовы «жестокого века», воплотив в звуках его диссонансы, катастрофы и вечную веру в человеческое достоинство. Как истинный шестидесятник, композитор мыслил масштабно, обращаясь к судьбоносным вопросам бытия и места личности в истории.

Творческим методом Альфреда Гарриевича, определившим его уникальный композиторский почерк, стала полистилистика. Этот метод, который он теоретически обосновал и блестяще воплотил на практике, предполагал сознательное и драматургически оправданное соединение в одном произведении самых разных, подчас противоположных, музыкальных направлений и эпох. В его сочинениях вступают в диалог строгая григорианская хоральность, формы барочной полифонии, яростный натиск авангарда, джазовая импровизация и узнаваемые интонации бытовых вальсов или маршей. Для Шнитке полистилистика была не просто техническим приёмом, а способом создать универсальный художественный язык, способный преодолеть разрыв между элитарным и массовым искусством, целостно отразить внутренние противоречия современного человека и всей европейской культуры.

А.А. Степанов. Ю.А. Альтист Башмет и композитор А.Г. Шнитке в Консерватории. Из фондов Российского национального музея музыки.
А.А. Степанов. Ю.А. Альтист Башмет и композитор А.Г. Шнитке в Консерватории. Из фондов Российского национального музея музыки.

В обширном творческом наследии композитора центральное место занимают масштабные симфонические полотна.

Его Первая симфония (1972) стала настоящим манифестом и визитной карточкой композитора. Это произведение – грандиозная звуковая панорама, где настройка оркестра, театрализованные действия музыкантов на сцене, цитаты из Бетховена, Шопена и Чайковского, а также финский танец «летка-енка» сталкиваются в мощном противоборстве хаоса и гармонии. В этом сочинении Шнитке демонстрирует публике то, что обычно скрыто от её глаз, делая сам процесс возникновения музыки – от настройки оркестрантов – частью художественного замысла. В коллекции Музея музыки имеется ценный экспонат – магнитная запись Первой симфонии, сделанная во время премьеры в 1974 году в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород).

В.П. Баженов. А.Г. Шнитке. Советский композитор. Из фондов Российского национального музея музыки.
В.П. Баженов. А.Г. Шнитке. Советский композитор. Из фондов Российского национального музея музыки.

Не менее значимыми являются и другие работы Альфреда Шнитке, где полистилистика служит для раскрытия сложных философско-этических тем. В кантате «История доктора Иоганна Фауста» (1983) композитор шокирующе соединяет атональную музыку, олицетворяющую страдания Фауста, с низменно-соблазнительным танго Мефистофеля, символизирующим всепроникающее зло. Глубоко лирическая сторона таланта композитора проявилась в Реквиеме (1975) и Фортепианном квинтете (1976), наполненных скорбью и пронзительной концентрацией. А в поздний период музыка Шнитке достигла новой, почти аскетичной простоты и духовной просветлённости, что особенно заметно в его Девятой симфонии.

Таким образом, творчество Альфреда Шнитке представляет собой грандиозную звучащую философию, в которой через столкновение стилей, жанров и эпох исследуются извечные дилеммы добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, что делает его наследие актуальным и востребованным во всём мире.

Приглашаем на выставку «ОбъективНО о музыке», где в рамках экскурсии, вы сможете узнать о Шнитке и других музыкантах больше!

Расписание экскурсий: 25 ноября – 17:00, 26 ноября – 14:30 и 17:00, 27 ноября – 14:30 и 19:30.