Утро началось с того, что Артём тряс смартфон перед носом спящего Сергея Михалыча.
– Смотри! Смотри! – шептал он, будто в номере гостиницы лежала бомба. – Вчерашнее видео! Просмотры растут в геометрической прогрессии! Нас зовут «Королями контента»! Какой-то блогер-миллионник написал: «Лучше любого скетчкома!»
Сергей, который видел во сне идеально просоленный бочонок сельди, промычал, не открывая глаз:
– Убери своего жука светящегося. Человек спать хочет.
– Какой сон?! – не унимался Артём. – Сергей, мы звезды! Нас ждёт Танцующий лес! Наша публика ждёт продолжения! Нужно снять что-то эпохальное! Например, как ты учишь танцевать сосны!
Сергей наконец открыл один глаз и уставился на Артёма с немым вопросом о его адекватности.
– Я тебе не Майкл Джексон. И сосны, они, на минутку, деревья. Они не танцуют. Их пилить, сушить и в печь. Или на балалайки.
– Фи, какая безысходная прагматика! – вздохнул Артём. – Это мистическое место! Деревья изогнуты в кольца и спирали! Учёные бьются над загадкой! Это же готовый сюжет: «Вологодский лесоруб против аномалии Куршской косы»!
Поддавшись на уговоры и напоминая взять с собой бутерброды, Сергей Михалыч сдался. Через час они уже ехали в маршрутке в сторону Куршской косы. Артём непрерывно снимал дорогу, закадрово комментируя: «Мы приближаемся к месту силы… Ветер шепчет нам древние саги…»
Сергей в это время шептал свою сагу водителю:
– Мужик, а вы не притормозите на минутку? Я тут в контейнере селёдочку везу, приготовленную по моему рецепту. Попробуете?
Водитель, суровый калининградец по имени Стас, сначала насупился, но после первого кусочка сельди просветлел лицом и признался, что его собственная тёща так не солит. Остановились на пять минут. Завязалась оживлённая беседа о преимуществах малосольной рыбы против крепкосолёной. Артём снимал и это, бормоча: «Настоящая жизнь… Аутентичный локальный фуд-контент…»
***
Танцующий лес встретил их тишиной и причудливо изогнутыми стволами сосен, которые и правда будто застыли в неведомом танце. Артём носился между деревьями, как кинематографист.
– Сергей, встань в центр этой петли! Сделай вид, что ты общаешься с духом леса! Может, он тебе секрет идеальной засолки огурцов откроет!
– Дух леса, может, и откроет, а вот спина моя уже кричит «антракт», – огрызнулся Сергей, пролезая в одно из колец. – Ты лучше скажи, учёные-то эти, что бьются, они хоть раз пробовали дерево с удобрением полить? У нас в Вологде если берёза кривая растёт, значит, либо ветром побило, либо грунт просел. Никакой мистики.
В этот момент из-за дерева появилась женщина в походной экипировке, с биноклем и серьёзным лицом. Она выглядела так, будто вот-вот откроет новый вид жуков-короедов.
– Вы коллеги? – строго спросила она, окидывая их взглядом. – Я Ольга Петровна, ведущий дендролог. Изучаю аномалии роста.
Артём, увидев нового персонажа для своего блога, немедленно нацелил на неё камеру.
– Ольга Петровна! Мы как раз исследуем феномен! Мой напарник, Сергей Михалыч, выдвигает версию о влиянии состава грунта!
Ольга Петровна посмотрела на Сергея с внезапным интересом.
– Любопытно. А вы не из Вологодской ли области?
– А почём знаете? – удивился Сергей.
– По акценту, милый, по акценту, – улыбнулась она. – У вас там с почвами как раз интересно. Подзолистые, дерново-подзолистые… А здесь, видите ли, песок. Неустойчивый. Дерево растёт, песок сползает, ствол ищет опору, изгибается. Плюс ветра, плюс гусеницы бабочки-листовёртки в прошлом веке повреждали побеги… В общем, комплекс факторов.
– Так никакой мистики? – разочарованно протянул Артём.
– Мистика – это когда отчёты сдают вовремя, – усмехнулась Ольга Петровна. – А это – наука.
Она собиралась уходить, но тут Сергей, к всеобщему удивлению, изрёк:
– А ещё… мышами пахнет.
Ольга Петровна остановилась как вкопанная.
– Что?
– Мышами, – уверенно повторил Сергей. – Кисловато так. У нас в лесничестве, если мышей много, то они вредят у корней, молодняк тоже хилить начинает и кривиться. Может, и тут кто подземный хулиганит?
Лицо дендролога выразило крайнюю степень заинтересованности.
– Вы знаете, это… весьма интересное наблюдение. Мы рассматривали десятки гипотез, но грызунов… Сергей Михалыч, вы не хотите поработать у нас волонтёром? Консультантом?
Артём ликовал. Его блог из разряда «приключения чудиков» внезапно переходил в категорию «научное открытие глазами профана». Это был уникальный контент!
***
Вечером, вернувшись в город, они зашли в уютный ресторанчик, где Сергей наконец получил свои кёнигсбергские клопсы. Артём, не отрываясь, монтировал видео на ноутбуке.
– Понимаешь, в чём гениальность нашего тандема? – философски заметил он, отрываясь от экрана. – Я ищу чудеса, а ты их разоблачаешь с помощью селёдки и мышиного запаха. Это же идеальный баланс!
– Я, вообще-то, за реальностью приехал, – с набитым ртом ответил Сергей. – А она, оказывается, везде. Просто смотреть надо не в объектив, а вокруг.
– Глубокомысленно, – кивнул Артём. – Но с объективом лайков больше. Кстати, завтра у нас финальный аккорд.
Сергей насторожился:
– И что на этот раз? Полёт на дельтаплане над Балтикой с лекцией о вреде соли для чаек?
– Хорошая идея, но нет! – засмеялся Артём. – Мы идём в Музей Мирового океана. Увидим настоящую подводную лодку! И знаешь, что я придумал?
Сергей молча поднял глаза к небу, предчувствуя недоброе.
– Я договорился об эксклюзивной ночной экскурсии! В полной темноте, с фонариками! Мы будем искать призраков затонувших кораблей… ну, или хотя бы призрачного сома, который, по слухам, в акватории музея живёт.
– Призрачного сома? – уточнил Сергей. – А он хоть съедобный?
– Не знаю, – честно признался Артём. – Но если он есть, ты, я уверен, определишь это по запаху. Или на вкус.
Сергей Михалыч вздохнул, отодвинул тарелку с клопсами и взялся за меню в поисках десерта. Приключения продолжались, и он с удивлением понимал, что ему это начало нравиться. Даже с призрачными сомами и всё время включенной камерой. В конце концов, калининградская история оказалась куда интереснее, если смотреть на неё не через видоискатель, а боковым зрением, попутно делясь с кем-то бутербродом и житейской мудростью.