Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

«Напиться горячего бадана»

Представляем очередной выпуск нашей чайно-ботанической с этнографическим уклоном рубрики «Не только Camellia sinensis». Жители Алтая, Бурятии, Читинской, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края, Тывы, юга Якутии, Приморья, Казахстана, севера Монголии издавна были знакомы с растением, которое сейчас ботаники называют баданом тонколистным. Когда по России пролег Великий чайный путь, то новые традиции употребления чая соединились с обычаями коренного населения регионов. Так, старинные горячие настои из бадана в Сибири и на Алтая стали называть сибирским, монгольским или чигирским (чагирским) чаем. По содержанию танина бадан превосходит черный чай, также в его листьях много фитонцидов, витамина С, микроэлементов. Как его употребляли? Весной, после схода снега, собирали листья, которые с холодами и влагой прошли через естественную ферментацию. Именно старые листья бадана дают красивый темно-коричневый цвет настоя, аромат, оригинальный вкус и тонизирующий эффект. Собранные лист

Представляем очередной выпуск нашей чайно-ботанической с этнографическим уклоном рубрики «Не только Camellia sinensis».

Жители Алтая, Бурятии, Читинской, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края, Тывы, юга Якутии, Приморья, Казахстана, севера Монголии издавна были знакомы с растением, которое сейчас ботаники называют баданом тонколистным. Когда по России пролег Великий чайный путь, то новые традиции употребления чая соединились с обычаями коренного населения регионов. Так, старинные горячие настои из бадана в Сибири и на Алтая стали называть сибирским, монгольским или чигирским (чагирским) чаем.

По содержанию танина бадан превосходит черный чай, также в его листьях много фитонцидов, витамина С, микроэлементов. Как его употребляли? Весной, после схода снега, собирали листья, которые с холодами и влагой прошли через естественную ферментацию. Именно старые листья бадана дают красивый темно-коричневый цвет настоя, аромат, оригинальный вкус и тонизирующий эффект. Собранные листья высушивали, затем измельчали или спрессовывали в плитки. Где-то бадан пили, заваривая его с листьями смородины, малины и добавляя мед, а где-то – добавляя жирное молоко, ячменную или пшеничную муку, бараний жир или масло, соль и специи или же сахар.

Путешественник, исследователь Сибири и Дальнего Востока Григорий Николаевич Потанин в очерке «Полгода на Алтае» (1859 год) писал: «Северные скаты гор покрываются сплошными зарослями бадана или чагыра, который употребляется в Томской губернии вместо чая». Рассказал о бадане и Дмитрий Иванович Стахеев – сын известного чаеторговца и сам некоторое время чаеторговец, писатель, автор популярной книги «От Китая до Москвы: история ящика с чаем». Читаем в его путевом очерке 1869 года «За Байкалом и на Амуре»: «Весною из-под снега буряты собирают листья бадана, который в большом количестве растет по склонам гор, между каменьями. Настой из этих листьев они пьют вместо чая и, по словам их, этот напиток хорош, но только весною, когда перемерзнет после зимы; осенью же он очень мясист, вяжущ и для употребления вреден».

Роман Вячеслава Яковлевича Шишкова «Угрюм-река» (1913-1932 годы) посвящен Восточной Сибири конца XIX-начала XXвека. Когда у одного из героев, нашедшего приют в глухой тайге у старцев-отшельников, нет чая и молока, он пьет заваренный в кипятке бадан. «Сахару почти нет, чай на исходе, ну, в тайге брусничника много, кипрей да бадан, да чага! Найдется, чем заварить…», – а это цитата из рассказа писателя, краеведа, геолога, исследователя Сибири Максимилиана Алексеевича Кравкова «Самородок» (1927 год).

Исаак Григорьевич Гольдберг в повести «Путь, не отмеченный на карте», написанной в 1926 году, дает эпизод жизни одной из деревень близ Иркутска в 1920 году.

«Проходящие мы… Мимо вас едем. Думаем отдохнуть. Обогреемся, чаю напьемся…

– Чаю?!

В толпе смех и укоризна:

– Ча-аю!.. Мы нонче травку пьем, бадан… Чаю второй год не пробовали…

– Чай-то таперь – до свиданье!

– Ничего, – тихо улыбается Степанов. – У нас с собой чай-то. Свой есть…

– Ну-ну!.. Воды у нас много!»

В очерках-мемуарах Валериана Павловича Правдухина «Годы, тропы, ружье» (1930 год) описан визит к старому пасечнику на Алтае. «Мы повеселели, энергично проползли на четвереньках каменный пригорчик, выдвинувшийся над Тургусуном, и спустились в луговину, где за тальником стояла пасека Агафона Семеновича». Старик угощает: «Чай у меня еще горячий. Откушайте. Мой бадан не хуже китайского, а главное – недорогой». И автор пишет: «Как хорошо было переодеться в жарко натопленной, дымной, по-черному устроенной избушке, напиться горячего бадана с чистым, как слеза, алтайским медом... и послушать художественные рассказы Агафона Семеновича об охотах на белку, медведя, соболя».

Иллюстрация из книги Step E., Bois D., Favourite flowers of garden and greenhouse (Лондон, 1897)
Иллюстрация из книги Step E., Bois D., Favourite flowers of garden and greenhouse (Лондон, 1897)