Вы смотрели в Алтайском театре драмы спектакль «Идиот», в котором роль князя Л.Н. Мышкина играет актриса Лиза Арзамасова? Простите, Лиза, приходится писать, известную по роле Галины Сергеевны Васнецовой в сериале «Папины дочки».
Очень трудно преодолеть стереотипы. Не просто смотреть на Мышкина в исполнении популярной актрисы.
Понимаю, что артистке такого масштаба, уже неприятно слышать о сериале. Но известность, своего рода, «маркетинг», и от него в театре никуда не денешься. Надо привлекать зрителя.
Не верю, что режиссер думал о маркетинге, кажется, он думает об искусстве. У Терёхина сложная ситуация творческой реализации. Будем честны, Барнаул – столица мира только в представлении кране бескомпромиссных граждан. Остальные понимают, что даже в информационный век, постановка в краевой (областной) столице, это не «Театр Наций», где у Артема Владимирович два спектакля.
Когда режиссер берется за Достоевского, это вызов образованной публике. Даже не подготовленный зритель знает, что «Достоевский тяжелый писатель». Такую глыбу режиссер и решил перетащить на сцену.
Мне не нравится минимализм в оформлении сцены, но это красиво. Изящные, хрупкие стулья, массивные, почти пошлые красные диваны и глубокие кресла, нагнувшиеся в поклоне светильники. Все вместе - хорошая картинка и страшно пустое пространство, в котором существует маленький человек.
Как только я увидел Мышкина, меня не отпускал Чарли Чаплин. Котелок, двубортный пиджачок, сутулость, поникший взгляд. Елизавета Арзамасова создает трепетную душу, а не наивного психопата.
Психов в этом спектакле хватает даже без Рогожина - актер Артем Казаков. Нервные все. Беспокойные генерал Епанчин - потрясающей актер Эдуард Тимошенко, и все генеральские дочери. В их семействе только генеральша Елизавета Прокофьева – великая алтайская актриса Лена Кегелева, как вразумительная вечность, ей еще финал играть, подводить черту. Прекрасная роль Лены.
А мощь и грандиозность постановки предает трагикомическая роль генерала Иволгина. Народный артист Георгий Тихонович Обухов играет жалкого и стыдно потешного больного человека. Играет великолепно.
Все актеры хороши, выбирать не приходится. Антон Кирков – Тоцкий, Константин Кольцов – Фердыщенко. Да каков Фердыщенко – весельчак, зычный грубиян, искренний хам. Актер купается в роле.
Дочери Епанчена – три сестрицы под окном; Александра, Аглая, Аделаида – чудесные гарпии.
А что Парфен Рогожин? Это роль монумент. Если князь Мышкин - скольжение пенопластом по стеклу, то Парфён ломает стены, прёт на пролом. Простите, но Артем Казаков не существует на сцене, он носит пальто. А какой убедительности мы от него требуем, когда у Федора Михайловича это плоский как кухонный нож маньяк. Литературоведы найдут в образе Парфёна Рогожина переливы настроения, но он не перестанет быть одержимым психом.
Есть в этом произведении центр смерча. Настасья Филипповна – роковая женщина, униженная и оскорбленная, злая и мстительная красавица в поисках безнадежной любви. Любой мужчина хочет от нее одного и только идиот предлагает другое.
Актриса Наталья Боярчукова – красиво носит платье, натурально играет истерику и гибнет, сердце гибнет в огнедышащей лаве любви.
Жуткая история идиота, но поставлена любопытно, смотреть интересно, действие не раздражает, заставляет вспоминать роман.
Может режиссер ищет иное понимания книги Достоевского, пусть ищет, современный театр позволяет видеть сны под музыку. Терёхин предупреждает, что спектакль «По мотивам романа Ф.М. Достоевского, Сон смешного человека». Артем Владимирович склонен работать не с пьесами, а интерпретировать романы. В этом ряду его постановки в Алтдраме «Саша, привет» и «Авиатор». Работа с большими произведениями, позволяет наполнить персонажей прошлым и погрузится в предполагаемые обстоятельства до последней запятой.
Не спрашивайте, зачем в этом спектакле Арзамасова. Сходите в театр, посмотрите. Удивительно, что она приезжает в Барнаул, и продолжает играть спектакль. «Идиот» не станет театральным блокбастером, если даже будет держаться 10 сезонов. Это очень сложный материал. Хорошо, что закончились спекуляции на гендерную тему. В комментариях уже не встретишь «Мышкин - мужчина».
Полнейшее искоренение маскулинности Мышкина наводит на размышление «сильную половину».
Волна пристального внимания прошла, а спектакль идет, говорят, с каждым разом становится лучше. Актеры врабатываются в характеры, а у Достоевского любой персонаж – глубина, а не типаж.
Сегодня в репертуаре барнаульских театров две постановки по Достоевскому, «Идиот» в драме и «Дядюшкин сон» в Молодежном театре.
Надеюсь, все знают, что Федор Михайлович был в Барнауле. Скоро ему поставят памятник на проспекте Ленина, а еще есть книга «Достоевский проездом. Барнаул 1857 -2021 гг.»
Почему я вспомнил о постановке? Увидел информацию, что играют «Идиота» в ноябре и приехала Арзамасова. Была у меня мысль, что она отыграет пару первых спектаклей, а потом Мышкина станет играть другая актриса. А нет.
Благодарю, что дочитали. Пожалуйста, поставьте «нравиться» или оставьте комментарий. Подпишитесь, если это не противоречит вашим принципам. Обратите внимание на кнопку «ПОДДЕРЖАТЬ».