Найти в Дзене

Авиационные интерьеры «для чайников»: возрождено производство современного внутреннего убранства пассажирских самолетов

Оглавление

На первый взгляд, интерьер – не самый сложный компонент современного пассажирского самолета. Но это только на первый.

Чтобы лучше разобраться, начнем с примера, понятного каждому. Попробуем мысленно оснастить жилую студию. По минимуму, потребуется диван, шкаф, мини-кухня, санузел и освещение. Стены закроем панелями, потолок сделаем натяжным. Над диваном, во имя экономии площади, повесим полку. Все неэстетичное обклеим пленкой или покрасим. Потратив некоторые усилия и средства, мы получим пригодное для существования жилье. Если есть фантазия и деньги, все можно выдержать в едином стиле (профессионалы: говорят «цветофактурной карте»).

А теперь масштабируем этот проект до самолета, в котором тоже есть панели, кухни, туалеты, блоки кресел, похожие на диван, багажные полки и прочее.

Потолочная панель SJ‑100 сложнее, чем кажется из салона
Потолочная панель SJ‑100 сложнее, чем кажется из салона

В огне не горит и в воде не тонет

Первое, с чем мы столкнемся, это запрет сертифицирующих органов допустить на борт абсолютно все наши материалы – от пластиковых панелей до ткани на креслах. На каждый потребуется представить сертификат, полученный по результатам испытаний.

Материалы не должны поддерживать горение, а после прекращения воздействия пламени быстро затухать без дополнительных усилий. Подвергаясь длительному воздействию огня, пластик не должен выделять токсичные газы и формировать обжигающие расплавленные капли. Материалы должны соответствовать нормативам по тепловыделению, то есть ограничивать поступление тепла от внешнего источника к пассажиру.

Кроме того, все в салоне должны быть антистатичным, не терять работоспособность в диапазоне температур от -55 до +85 градусов, выдерживать разгерметизацию, а также блокировать грибковые формы жизни. От напольных покрытий требуются еще и антискользящие свойства.

Наконец, есть еще и специальные требования: отдельные элементы интерьера должны быть включены в силовой набор, защищать кабину пилотов при разгерметизации салона (и наоборот) и даже выдерживать попадание пуль из стрелкового оружия.

Испытание «бегемотом»

Всю мебель придется перепроектировать, поскольку самолетный интерьер должен выдерживать непосильные для домашних вещей нагрузки. Нормы летной годности НЛГ-25 требуют, чтобы конструкция обеспечивала безопасность всех пассажиров и членов экипажа, когда на них действуют перегрузки до 9 g. Переведем это на простой язык: багажная полка «Суперджета» вмещает до 71 кг и не должна не то что сломаться, но и даже открыться при нагрузке в 639 кг. На стенде ее проверяют нагрузкой около 1150 кг. Аналогичные показатели для МС-21: 120 кг, 1080 кг и 2 тонны.

Импортозамещенная багажная полка SJ-100 готова к отправке
Импортозамещенная багажная полка SJ-100 готова к отправке

Еще сложнее с креслами. Их конструкция рассчитана на перегрузку 16 g! То есть, кресло должно выдержать вес взрослого самца бегемота и сохранить целостность, даже если деформируется пол салона. Впрочем, кресла, как один из самых сложных компонентов интерьера, требуют отдельного рассказа.

Важный момент: интенсивность использования кресел, полок и других элементов интерьера гораздо выше, чем домашней мебели, а отношение пассажиров к ним далеко не всегда бережное. Обычная мебельная ткань в самолете проживет максимум несколько месяцев. Специальная авиационная, например, с волокнами кевлара, служит годы.

Заказчики-«привереды» и «прижимистый» главный конструктор

Когда проблемы подбора материалов решены, начинается диалог с авиакомпаниями. Их портфель пожеланий тоже весьма велик.

Например, авиакомпании хотят, чтобы все элементы интерьера были выдержаны в единой гармоничной цветовой гамме. При этом нет гарантии, что вы, как разработчик интерьера, сможете найти на рынке материалы, соответствующие пожеланиям заказчика. Иногда отсутствие второстепенного компонента, например, декоративной пленки, заставляет менять цветовые решения нескольких входящих в интерьер изделий.

Собрав все требования заказчиков и сертифицирующих органов, вы обратитесь к главному конструктору самолета, чтобы узнать весовые лимиты. И, скорее всего, будете ошарашены: суммарная масса кресел, полок, кухонь, туалетов и гардеробов должна быть в несколько раз меньше, чем аналогичный по функциональному назначению комплект обычной мебели.

Причины жестких требований к массе понятны. Пять лишних килограммов для единичного блока или агрегата – это плохо, но не критично. Такой же перевес для кресла или панели, которых в самолете десятки или сотни, ставит крест на экономике авиаперевозок.

 Кресла бизнес‑класса МС‑21 в цветах разных эксплуатантов
Кресла бизнес‑класса МС‑21 в цветах разных эксплуатантов

Возвращение интеграторов

Неудивительно, что интерьеры самолетов в мире разрабатывает и выпускает считанное число специализированных компаний.

В стародавние времена многие авиационные фирмы сами создавали многие элементы интерьера. Но сегодня этот подход не работает, поскольку требования к интерьерам ужесточились, а их разработка и производство превратилось в отдельную высокотехнологичную отрасль. Перенести в SJ-100 и МС-21 внутреннее убранство хорошего самолета Ту-154 нельзя – современным требованиям авиационной безопасности оно уже не соответствует. Как, кстати, и пожеланиям авиакомпаний, которые хотят существенно больше комфорта и гораздо больше эстетики.

При этом производство интерьеров для пассажирских самолетов может быть экономически выгодным только при крупной серии, которой в нашей стране не было более 30 лет.

В этом контексте вполне логично, что при проектировании самолетов нового поколения «Суперджет» и МС-21, было решено обратиться к зарубежным поставщикам. Ими стали компании, которые поставляют интерьеры ведущим авиапроизводителям мира. Для отечественных проектов они выполняли функцию интегратора, то есть проектировали и поставляли весь интерьер «под ключ». В 2022 году в рамках санкционной кампании зарубежные поставщики отказались продолжить сотрудничество.

Компания «Яковлев» оказалась перед непростым выбором. Начальник научно-исследовательского отделения интерьеров филиала «Региональные самолеты» Филипп Скрипальщиков отмечает: «Отечественного поставщика полного комплекта интерьера не было, и нам пришлось взять функцию интегратора на себя. За достаточно короткий срок для SJ-100 было разработано 15 взаимоувязанных технических заданий, выполнение которых позволяло полностью решить проблему импортозамещения».

 Импортозамещенный салон SJ‑100
Импортозамещенный салон SJ‑100

«Головная боль» «головника»

Сложность работы «головника» в конкретных российских условиях трудно преувеличить. Работа зарубежных интеграторов сводилась к объединению в единый комплекс уже существующих элементов интерьера, несколько адаптированных к конструкции «Суперджета» и МС-21.

«Нам, – отмечает Генар Шувалов, начальник отдела интерьера, пассажирского и бытового оборудования компании «Яковлев», – пришлось задать разработку новым исполнителям новых для них изделий, заранее тщательно продумав их сопряжение на воздушном судне. С одной стороны, требовалось уложиться в жесткие нормы авиационной безопасности, а, с другой, учесть технологические возможности потенциальных производителей, которые на сегодняшний день пока ниже, чем у зарубежных грандов интерьерной отрасли. И все это предстояло сделать в крайне сжатые сроки».

Разработанные техзадания были объединены в блоки, и стартовал поиск отечественных исполнителей. Многие из них нашлись в узком сегменте vip-интерьеров. Именно здесь в последние годы реализованы удачные проекты, в которых выполнение актуальных требований авиационной безопасности сочеталось с современными решениями в области дизайна.

Важным решением стала максимальная унификация решений, применяемых в SJ-100 и МС-21. Соответственно, у двух этих проектов по ключевым позициям одни и те же поставщики.

От монументов до света

Блок под условным наименованием «пластик», включавший панели салона и монументы, взяла на себя казанская компания «Авиационные интерьеры», в состав которой помимо местных предприятий вошли специализированные фирмы из московского региона и Воронежа. Кстати, монументы на языке интерьерщиков – это объемные конструкции салона: кухни, туалеты, гардеробы. Также эта компания разрабатывает для МС-21 кресла бизнес-класса.

Три кухни SJ-100. Сделано в России
Три кухни SJ-100. Сделано в России

Заказ на кресла эконом-класса для SJ-100 и МС-21 получила компания «Аэрокосмические системы» из многопрофильной корпорации «Промтех». Она же поставляет для импортозамещенных «Суперджетов» и МС-21 водо-вакуумную систему, а для SJ-100 – еще и освещение салона.

Поставщиком пассажирской кислородной системы стал проверенный «Респиратор» из Орехово-Зуево.

На мировом уровне

Техзадания на отечественные интерьеры SJ-100 и МС-21 были выданы в 2022 году. А уже в декабре 2024-го первый комплект панелей салона установили на опытный «Суперджет». В августе 2025-го Казань подготовила к отправке в Комсомольск-на-Амуре полный комплект интерьера для самолета с номером 97005 – второй серийной машины.

В июне 2025 года продукция компании «Авиационные интерьеры» прошла примерку на опытном МС-21 с заводским номером 0013. Генар Шувалов отметил высокое качество исполнения и добавил, что ряд комплектующих оказались проще в установке, чем иностранные аналоги.

В целом новые интерьеры казанского производства получились не хуже импортных. Пассажиры, как говорит Филипп Скрипальщиков, отличий не заметят. По его словам, задача полной совместимости не ставилась, поскольку в конструкции фюзеляжа SJ-100 есть некоторые отличия от предшественника. В то же время, принципы крепления и сборки сохранены, что позволяет в дальнейшем заняться переносом новой конструкции на летающий парк SSJ-100.

Отметим, что оснащением самолетов интерьерами нельзя откладывать. Дело в том, что все новые компоненты внутреннего убранства должны пройти испытания (в том числе – летные) на этапе сертификации. Дело не только в проверке самих интерьеров. Без них нельзя провести сертификационные испытания некоторых других самолетных систем, например, системы кондиционирования.

Пока не все технические проблемы, связанные с импортозамещением интерьеров, решены. Квалификационные испытания ряда компонентов продолжаются. Но то, что уже сделано и испытано, показывает, что интерьеры не должны стать тормозом при серийном производстве новых пассажирских лайнеров.

Текст: Сергей Сокут (ПАО "Яковлев"), Владислав Фатихов (фото)