Даже перед смертью она попросила… румяна. «Не торопитесь, отец, - сказала она священнику, который причастил ее и направился к двери. – Мы уйдем вместе». Из последних сил маркиза тронула пуховкой щеки – ей было важно до самого конца оставаться (или хотя бы чувствовать себя) блистательной...
История любви Людовика XV и маркизы де Помпадур – французского короля и легендарной фаворитки – феноменальна. Дама далеко не голубых кровей фактически правила Францией в течение 20 лет! Ее считали богиней любви и провозглашали королевой красоты – хотя от природы она не обладала ни страстным темпераментом, ни (если верить объективным современникам) сногсшибательными внешними данными. Все титулы она снискала благодаря своему влиянию на короля – но оно уже было ее личной заслугой.
Были ли у Помпадур свои секреты красоты, обольщения и сохранения молодости? Несомненно! Вот что сохранилось в истории.
«Назойливое внимание юной особы»: карьера мадам Помпадур
Жанна-Антуанетта Пуассон, она же - дама Норман д'Этиоль, она же - герцогиня де Менар и, наконец, мадам де Помпадур родилась в 1721 году. Ее отцом числился проворовавшийся финансист. Из-за проблем с законом он сбежал за границу, и девочку растил приемный родитель, Ле Норман де Турнэм. Этот господин дал Жанне не только образование и наследство, но и выдал ее замуж – за собственного племянника Шарля д’Этиоля.
Под венец девушка пошла в 19 лет. Шарль был без ума от своей юной жены, но та смотрела выше: ей хотелось жить во дворце! На это, по мнению Жанны, она имела полное право. Ведь еще в раннем детстве парижская гадалка напророчила ей, что она станет избранницей короля!
Медленно, но верно Жанна-Антуанетта прокладывала путь в Версаль – этому способствовали деньги и положение не слишком-то любимого мужа. Однажды она узнала, что король и его свита охотятся в Сенарском лесу – и принялась «случайно» выбираться туда на прогулки.
Там девушка действительно попалась на глаза Людовику XV… и не произвела на него особого впечатления – тот лишь слегка придержал коня, встретив молодую даму на тропинке. Зато впечатлилась тогдашняя возлюбленная короля, герцогиня де Шатору. «Избавьте его величество от назойливого внимания юной особы», - такой приказ отдала фаворитка, и Сенарский лес для Жанны был закрыт.
Через три года Шатору скончалась из-за пневмонии. Место рядом с королем было свободно, и мадам д'Этиоль воспользовалась всеми возможными шансами. Она узнала, что Людовик тоскует по Шатору и скучает в обществе законной королевы, Марии Лещинской. Никаких проблем – амбициозно настроенная девушка поклялась избавить монарха и от тоски, и от скуки.
Женщина разработала и воплотила целый план по завоеванию королевского сердца. Пункт первый: появилась на балу-маскараде в интригующем костюме Дианы-охотницы, уронила перед Людовиком надушенный платочек и скрылась в толпе. Пункт второй: позволила заинтригованному мужчине вычислить себя под маской и приняла приглашение поужинать. Пункт третий: покинула дворец и сам Париж на следующее утро, оставив короля в недоумении и беспокойстве. И, наконец, четвертый: устроила для него спектакль!
Вскоре после «исчезновения» Жанна пробралась в королевские покои и с рыданиями упала на ковер – она клялась королю в любви, одновременно изображая ужас от своей измены мужу… Людовик был покорен: от его скуки не осталось и следа!
Приемы в неглиже: влияние мадам Помпадур
Жанна-Антуанетта д'Этиоль стала фавориткой в 1745 году. Почти сразу король пожаловал ей титул маркизы и поместье Помпадур в области Лимузен – так во Франции появилась мадам Помпадур, имя которой было связано почти со всеми трендами тех лет.
Возможно, эта женщина и не отличалась знатным происхождением, зато ей было не занимать ума, остроумия, а главного - тонкого вкуса. Даже сегодня нам известны сумочка «помпадур» и одноименная прическа - взбитый надо лбом и закинутый назад чуб. Также до нас дошли цвет «розовый Помпадур», бокалы для шампанского «помпадур» (они, по легенде, повторяют форму груди фаворитки), каблуки «помпадур» и посвященную ей форму огранки бриллиантов – «маркиза». А в ту эпоху произведением искусства становилось все, что Жанна держала в руках. Любая одобренная ею вещь – посуда, мебель, предмет одежды - называлась «а-ля Помпадур».
Она была законодательницей мод: каждый свой туалет маркиза составляла сама, и он неизменно отличался пышностью и экстравагантностью. Помпадур никогда не гналась за модой – наоборот, приспосабливала любую моду к своей индивидуальности.
Так, однажды Жанна появилась на приеме в очаровательно небрежном платье собственного изобретения. Оно идеально подчёркивало линии её фигуры (сейчас его назвали бы «голым платьем») и, честно говоря, было больше похоже на утренний пеньюар. Шок, ажиотаж – но вскоре после этого все стали носить дезабилье а-ля Помпадур.
Женщина тех лет не могла претендовать на шик, если её одежда, мебель, туалетные принадлежности, веера, экипажи и прочее были не в стиле Помпадур. Все стремились разговаривать так же, как она; вести дела, ездить верхом и устраивать приемы по ее лекалам.
Кстати, о приемах: на них маркиза не просто вела светские беседы – она давала советы министрам, назначала на высокие дипломатические посты и рассылала королевскую корреспонденцию из своего будуара. При этом Помпадур не переставала примерять новые туалеты и украшения, приводить в порядок волосы и менять неглиже. Она могла появляться в нескольких образах в течение одного вечера.
«Ничего особенного» или «редкая красавица»: внешность мадам Помпадур
Да, но как она при этом выглядела? Мы знаем, что фаворитка Людовика XV была маленького роста – именно поэтому она ввела в моду высокие каблуки и взбитые прически. Что же до всего остального, то современники описывают ее внешность по-разному.
«Редкая красавица с прекрасным цветом лица, пышными каштановыми волосами, совершенной формы носом и ртом, буквально созданным для поцелуев», - с восхищением пишет один из них.
«Блондинка со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами», - скептически отзывается другой.
Одно можно сказать наверняка: маркиза выжала максимум из того, что ей подарила природа. Она с гордостью демонстрировала и обыгрывала все плюсы своей внешности, искусно маскируя минусы. Известно, что у Помпадур были плечи и руки великолепной формы (им завидовала даже королева, Мария Лещинская). Именно поэтому мадам носила открытые наряды! Также она при любой возможности подчеркивала другие свои «козыри» - изящную шею, очаровательные маленькие ступни, стройные ноги.
Особое внимание маркиза уделяла заботе о коже: фарфорово-белой, но с теплым подтоном и нежным румянцем. Эта красота запечатлена на знаменитых портретах кисти Франсуа Буше. В молодости женщина старалась не злоупотреблять пудрой, зато регулярно делала маски для лица. Вот лишь некоторые из ее фирменных рецептов, которые дошли до наших дней:
- Взбитые сливки и лимонный сок – эта смесь наносилась на лицо на полчаса. После умывания мадам Помпадур протирала лицо… снова лимонным соком, а затем смазывала кожу оливковым маслом: вместо лосьона и крема!
- Свежевыжатый морковный сок, смешанный с чайной ложкой меда. Им Помпадур протирала лицо по утрам и вечерам – для поддержания здорового румянца.
- Кубики льда из родниковой воды и лимонного сока (или травяного отвара) – освежающее средство, аналог современных патчей под глаза.
- Цельный лимон, натертый на терке, и настоянный на коньяке в течение суток. В него добавляли взбитый яичный белок, после чего получившуюся смесь держали на лице в течение 15 минут. Эта омолаживающая и отбеливающая маска для лица считалась одной из самых эффективных.
- Свежая говяжья вырезка – по некоторым данным, мадам делала себе маски из крупных кусков парного мяса. Такой «компресс» якобы способствовал регенерации, разглаживанию морщин и улучшению цвета лица.
Но секретная «кухня» Помпадур включала не только самодельную чудо-косметику. Не будучи от природы темпераментной женщиной, она разжигала в себе (и в Людовике) страсть с помощью блюд-афродизиаков. Маркизе и ее царственному возлюбленному регулярно подавали горячий шоколад, трюфели и белую голландскую спаржу с пряностями.
«Меня вы запомните»: закат мадам Помпадур
Увы, ничто не длится вечно. С годами страсть короля к Жанне-Антуанетте все же угасла – но тогда маркиза взяла под контроль его интерес к другим женщинам. Она сама стала отбирать и вербовать любовниц для монарха (одновременно надеясь, что ни одна из них не задержится надолго и не станет значить для Людовика слишком много).
После 30 Помпадур стала злоупотреблять пудрой и румянами. Современники вспоминают, что «в тридцать пять лет ее цвет лица, некогда столь ослепительный, стал бледным и увядшим. Очаровательная фигура, нежные изгибы груди и плеч опали и стали угловатыми, и ей приходилось прибегать к сильнейшей косметике, чтобы скрыть морщины и недостатки, которыми преждевременная старость изуродовала её лицо».
До самой смерти маркиза не расставалась с пудреницей. Но, даже утратив красоту и свежесть, она продолжала обладать чем-то бесконечно более важным: непобедимой личностью и уверенностью в собственном авторитете.
Где бы она ни появлялась, весь ее внешний вид и манера держаться словно кричали: «Посмотрите на меня! Вот она, я! Меня вы запомните!». И действительно – урожденной Жанне-Антуанетте Пуассон удалось то, что удавалось единицам фавориток и куртизанок: в полной мере проявить свой ум, влияние и власть.
P.S. Маркиза скончалась от туберкулеза в 42 года. Людовик внешне спокойно принял печальное известие, но вскоре уединился у себя в покоях и поведал своему доктору: «Лишь я один могу понять, что только что потерял…».