📗 У нас в библиотеке, читальном зале книжных памятников, хранится редкое издание этой пьесы, в составе XIV тома полного собрания сочинений Л. Н. Толстого , изданного спустя три года после смерти великого писателя - в 1913 году.
Лев Толстой создал произведение, в котором граница между жизнью и искусством оказалась настолько тонкой, что её почти невозможно разглядеть.
📕Сюжет пьесы:
Главный герой - Фёдор Протасов ведёт разгульный образ жизни, чем мучает супругу Лизу. Протасов хочет дать ей возможность выйти замуж за друга детства, поэтому инсценирует самоубийство. Но через год ложь раскрывается. Чтобы предотвратить неминуемую каторгу, Протасов стреляет себе в сердце.
За литературной канвой скрывается подлинная история, полная отчаяния, рискованных решений и горьких последствий. История, которая началась на льду Москвы‑реки и потрясла современников не меньше, чем сама пьеса.
В 1881 году юная Екатерина Павловна Симон вышла замуж за Николая Самуиловича Гимера. Брак казался удачной сделкой: семья жениха была обеспеченной, а сама Екатерина после смерти отца осталась без средств к существованию. Но идиллию разрушила страсть Николая к алкоголю. Он быстро потерял работу, опустился на социальное дно, и Екатерина, забрав маленького сына, ушла к матери. Чтобы выжить, она бралась за любую работу — в том числе переписывала рукописи Льва Толстого. Позже выучилась на акушерку и устроилась в деревню Щёлково при фабрике. Там она встретила Степана Ивановича Чистова — человека, с которым захотела связать судьбу.
Однако путь к новому счастью оказался перекрыт: российское брачное законодательство конца XIX века почти не оставляло шансов на развод. Расторгнуть союз можно было лишь по строгим основаниям — прелюбодеяние, неспособность к браку, уголовное наказание или безвестное отсутствие одного из супругов. Екатерина разыскала мужа в ночлежке и попыталась добиться развода, взяв на себя все расходы. Но духовная консистория отказала: доказательств «оскорбления святости брака» оказалось недостаточно.
Тогда отчаявшаяся женщина решилась на отчаянный шаг — инсценировать самоубийство мужа. Николай написал прощальное письмо, в котором сообщал, что, отчаявшись исправить свою жизнь, решил утопиться. Письмо Екатерина передала полиции. Вскоре на льду Москвы‑реки нашли одежду с паспортом Николая, а затем из воды извлекли труп, который приняли за его тело. В январе 1896 года Екатерина вышла замуж за Степана Чистова.
Казалось, кошмар закончился. Но «покойный» Николай, живший в Санкт‑Петербурге, совершил роковую ошибку: обратился за новым паспортом. Полиция запросила место выдачи документа и выяснила, что он приобщён к делу о самоубийстве. «Живой труп» был арестован и препровождён в Москву. 8 декабря 1897 года Московская судебная палата рассмотрела дело супругов Гимер. Приговор был чудовищный. По обвинению в преступлении (жены - в двоебрачии, мужа - в пособничестве), предусмотренном 1554 ст. Уложения о наказаниях, оба подлежали лишению всех особенных прав и преимуществ и ссылке на житье в Енисейскую губернию на 12 лет. Новый брак Екатерины Павловны был признан недействительным.
На помощь пришёл сенатор А. Ф. Кони. Благодаря его ходатайству приговор пересмотрели: вместо ссылки Екатерину Павловну приговорили к году тюремного заключения. Она отбывала наказание, работая фельдшерицей в тюремной больнице, и уже через три месяца, 9 декабря 1898 года, была освобождена по состоянию здоровья. Оказавшись на свободе, она наконец поселилась с сыном и Степаном Чистовым в Щёлково.
📌Именно эта история привлекла внимание Льва Толстого. Подробности уголовного дела сообщил автору председатель Московского окружного суда Н.В. Давыдов. К тому же Толстого был лично знаком с Е. Гимер и её семьёй. В 1897 году, во время судебного процесса, он начал набрасывать черновой вариант пьесы. В 1900 году вернулся к сюжету, и в прессе появилась информация о готовящейся пьесе под рабочим названием «Труп». Тогда к писателю обратился сам Николай Гимер с просьбой о материальной помощи. Толстой взял с него слово бросить пить и устроил его письмоводителем в Московский окружной суд, где тот проработал до своей смерти в 1903 году.
А вот Екатерине Павловне, только оправившейся от тягот и унижения, публикация пьесы грозила новым скандалом. И тогда к Толстому обратился ее сын Николай Николаевич Гимер (Суханов). Сын от имени матери просил не опубликовывать драму.
Писатель пообещал и сдержал слово — «Живой труп» вышел в свет только после его смерти. Однако публикация и последующая премьера в Московском художественном театре в сентябре 1911 года (режиссёры — К. С. Станиславский и В. И. Немирович‑Данченко) вновь всколыхнули интерес к давнему делу. Уже немолодые Екатерина Павловна и Степан Иванович, жившие в провинциальном городке, оказались в центре внимания публики, были вновь "выведены на позорище"...
Реальная жизнь прототипов "Живого трупа" оказалась, по словам Льва Толстого, "гораздо интереснее, чем отражение ее в литературе" И гораздо трагичней. А. Ф. Кони вспоминал: «Это был яркий случай противоречия между правдой житейской, человеческой — и правдой формальной и отвлечённой».
📽 Пьеса не раз экранизировалась — фильмы по её мотивам выходили в 1911, 1916, 1929, 1930, 1937, 1952, 1965, 1984 и 1987 годах.
#ЛевТолстой #ЖивойТруп #русскаялитература #история #драма#НБАЛТГУ