Пастораль. (буколическая, пастушеская поэзия) с античных времён, следующий период в XVI - XVIII веке, далее в середине XXвека
Жанр, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
французская аристократия, уставшая от вычурного этикета и роскоши, начала создавать вокруг себя романтизированные деревни. Мари-Антуанетта, например, возвела Хэмлет в Версале — символическую деревенскую деревню, где она и её окружение могли на время забыть о придворной жизни и почувствовать себя частью сельского мира.
В Англии аналогичное движение приняло форму кантри-стиля, обогатившего пастораль более тёплыми и практичными элементами. Этот стиль, более суровый, стал популярным благодаря представлениям о стойкости и простоте английской деревенской жизни. Жакеты, клетчатые ткани, грубая шерсть и кожаная обувь стали неотъемлемыми элементами кантри, подчёркивая прочность и основательность.
Готика. XI – XVI века
изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство. Готика — венец Средневековья, это яркие краски, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония камня, света и стекла.
Соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, романо-кельтских художественных ремёсел.
Идея остроты конструкций проходит через весь готический стиль — плавные линии пересекаются резкими и чёткими. Витражи, фрески, портреты. В литературе со второй половины XVIII век в предромантизме. Это «чёрный» роман с элементами ужаса, мистики, сверхъестественного, загробного мира.
Барокко. XVII - начало XVIII веков.
Характеризуется склонностью к драматическому, преувеличенному движению и сложным, легко различимым деталям, стремясь вызвать ощущение драмы, напряжения, изобилия и величия — отход от духа сюрреализма. Искусство и архитектура барокко часто отличаются сложными орнаментами, динамичными композициями и ощущением театральности, отражающими силу и влияние католической церкви и аристократии в этот период. Стиль барокко также отличался увлечением светом и тенью, известным как светотени, которое добавляло глубину и драматизм картинам и скульптурам. Архи, колонны, факелы, клубящаяся ткань и золотые нимбы были повсеместными мотивами. Скульптуры мускулистых фигур в измученных позах воплощают эмоции барокко. Художники Караваджо с библейскими темами, Рембрандт «Возвращение блудного сына», Рубенс «Снисхождение с креста».
Рококо. Начало XVIII века
Его отличает богатый орнамент и изящный, тонкий стиль с замысловатыми завитками, цветочными мотивами и причудливыми изображениями животных. Искусство рококо отражает роскошь и утончённость европейской аристократии XVIII века, вызывая чувство элегантности и роскоши благодаря тщательно продуманному дизайну и игривым композициям. Художники периода рококо часто наполняли свои работы чувством прихоти и фантазии, создавая визуально чарующую среду, переносящую зрителей в мир красоты и роскоши. Темы любви, отдыха и природы, аристократичность.
Отличие от барокко – лёгкость, элегантность, воздушность. Франсуа Буше.
Классицизм. XVII – начало XIX века
Принципы, заложенные в стилях, теориях или философии различных форм искусства Древней Греции и Рима, сосредоточены на традиционной эстетике, подчёркивая элегантность и симметрию. Стиль, который подчёркивает порядок, ясность и сдержанность, часто опираясь на принципы баланса и пропорций, взятые из древнегреческого и римского искусства. Укоренённый в убеждении, что искусство должно стремиться к универсальности и вневременности, классицизм отказывается от мимолётных тенденций своего времени в пользу непреходящих принципов красоты и гармонии. Идеализированные формы, сбалансированная композиция, ясность и точность, мифологические темы
Сентиментализм. вторая половина XVIII века
Реакция на рационализм классицизма. Культ человеческого сердца, чувств, простоты и естественности, а также особое внимание к внутреннему миру человека и живой любовью к природе.
Романтизм. конец XVIII – первая половина XIX века
Ставит во главу угла эмоции, индивидуальность и конфликт человека с реальностью. Он характеризуется двоемирием (реальный мир против идеального), культом сильной личности, изображением бунтующих героев-одиночек, повышенным вниманием к природе и сверхъестественному.
Ампир. Начало XIX века.
в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир – финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам, этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансным фрескам и орнаментам.
отличают резкие, контрастные цвета: ярко-красный, зелёный, синий, белый и обилие позолоты, и, что самое важное, чёткое, контрастное подразделение декора на заполняющие и обрамляющие элементы. На чистом поле поверхности стены, мебели, сосуда, костюма выделяются плотно скомпонованные орнаментальные пояса, как правило, подчёркивающие конструктивные узлы и членения формы.
Обильное использование золота (а также позолоченной бронзы или отполированной латуни, которая имеет сдержанный «золотой» блеск), обилие драпри дорогими тканями (бархат, атлас, парча), цвета — красный, белый, золотой.
В России Николаевский ампир и Сталинский ампир.
Мари Бенуа, Жак Луи Давид.
Неоклассицизм. Вторая половина XVIII века.
Упор на простоту, ясность и равновесие композиции;
Использование классических мотивов и сюжетов, таких как мифологические фигуры и исторические события. Внимание к деталям и точность исполнения. Отказ от предшествующего ему вычурного и декоративного стиля рококо;
Жак-Луи Давид, Антонио Канова и Жана-Огюста-Доминика Ингр
Импрессионизм. в 1860-х годах
Импрессионисты стремились передать субъективное визуальное впечатление от момента и сцены, а не создавать реалистичные и правдоподобные изображения. Они писали картины спонтанно на открытом воздухе, экспериментируя с яркими цветами, чёткими мазками, необычными ракурсами и обрезкой. Фокусировались на эффектах света и стремились воспроизвести его с помощью быстрых, несмешанных мазков чистого цвета, который не смешивался на палитре. Их картины, похожие на эскизы, мерцали и казались пронизанными светом.
импрессионисты делали акцент на объективных научных наблюдениях, а не на символизме или морализме, чтобы запечатлеть эфемерную красоту природы.
Хотя они выставлялись вместе, у каждого художника был свой особый стиль и темы, которые они исследовали. Моне стремился передать эфемерный свет и цвет, часто рисуя одну и ту же сцену несколько раз в разных условиях. Ренуар фокусировался на рассеянном свете, проникающем сквозь листву, и ярко освещённых парижских развлечениях. Морисо с нежностью изображала женщин и детей в домашней жизни. Дега наблюдал за балетом и скачками, запечатлевая мимолётные моменты в необычных, асимметричных композициях. Писсарро и Сислей передавали атмосферу и свет пейзажей, используя лихорадочную работу кистью
Реализм. Середина XIX века
Это стиль искусства, изображающий мир реалистично, правдиво и объективно. Реалистическое движение возникло в середине XIX века как реакция на преувеличенную эмоциональность и драматизм романтического движения. Художники-реалисты стремились изобразить свои объекты в неидеализированном виде, показывая несовершенство и обыденность повседневной жизни. Натурализм и беспристрастность.
Гюстав Курбе, Иван Репин
Символизм. конец XIX века
символисты стремились изобразить не физическую реальность, а скорее психологические истины, идеалы и субъективные эмоции. Символические фигуры, мотивы, метафоры и аллегории передавали частные смыслы и были более тонкими, чем прямое изображение. Символизм впервые возник в поэзии, а затем распространился в изобразительном искусстве. Вместо точного реализма символистские работы представляют собой мечтательные композиции, использующие мифические аллюзии, эзотерические метафоры и субъективные цветовые палитры, чтобы вызвать личные эмоции и идеи. Повторяющиеся мотивы, такие как птицы, зеркала, луна, маски и цветы, представляют собой поэтические символы, открытые для интерпретации. Фигуры сливаются с окружающей средой с помощью мягкой кисти, которая скрывает контуры и формы. Среди крупнейших художников-символистов были Гюстав Моро, Одилон Редон, Пьер Пювис де Шаванн и Эдвард Мунк
Авангардизм. Середина XIX века.
Является одной из самых интересных категорий искусства, обозначая новаторские или экспериментальные идеи, творения или коллективных людей, стоящих за ними. Обычно это ассоциируется с расширением границ в культурной, политической и художественной сферах. Часто шокирующее, отступающее от мейнстрима. Включает в себя множество движений (реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и более мелкие течения, такие как дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и другие).
Пуантилизм (дивизионизм) или неоимпрессионизм. Конец XIX века
Основано Жоржем Сератом и названо французским искусствоведом Феликсом Фенеоном в 1886 году. Крошечные точки цвета соединяются вместе, создавая яркую сцену, акцент на цвете и свете. Мишель Эжен, Огден Руд.
Наив или Примитив. Конец XIX - начало XX века
Художники-наивы часто изображают повседневные сцены, пейзажи и людей в плоском и декоративном стиле, используя яркие и смелые цвета.
Упрощённые формы и очертания, яркие, смелые цвета, отсутствие перспективы и глубины, детское качество, плоский, двухмерный вид.
Фовизм (дикие звери). Начало XX века
Характеризуется использованием смелых, ярких цветов и экспрессивной кисти. Художники-фовисты использовали цвета, которые часто не встречались в природе, и наносили их смелыми, немодулированными мазками. Они также экспериментировали с необычными цветовыми сочетаниями, создавая неожиданные контрасты и гармонии. Они часто наносили краску прямо из тюбика, не смешивая ее предварительно, чтобы создать ощущение спонтанности и энергии.
Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк
Ар-нуво. с 1890 по 1910 год
Декоративный стиль, процветавший в Европе и США, также известен как Югендстиль в Германии и Сесессионстиль в Австрии. Общей чертой был отход от академических традиций в погоне за новаторскими стилями, выражающими новые, современные чувства. Характеристики: асимметрия, изгибающиеся линии, стилизованные природные формы, новые технологии – железо, бетон и стекло, внимание к деталям, интегрированный дизайн. Анри де Тулуз-Лотрек – изображения ночной жизни Парижа. Чёрно-белые эротические рисунку Обри Бирдслея.
Абстракционизм. Начало XX века.
Направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Василий Кандинский, Пабло Пикассо.
Прецизионизм. начало XX века в США
Прецизионизм возник в начале XX века как реакция на быструю индустриализацию и урбанизацию Америки. Их вдохновляли чистые линии и геометрические формы заводов, мостов и небоскребов, а также машины и технологии, которые приводили их в движение. Они часто использовали ограниченную цветовую палитру, отдавая предпочтение холодным и нейтральным тонам. Индустриальные и городские сюжеты
Лучизм. 1910-е годы
Живописное направление в русском искусстве 1910-х гг. Придумали этот стиль М. Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова.
Лучизм это абстрактное искусство, основанное на вмещение световых спектров и светопередачи.
Экспрессионизм. С1905 по 1920 год
Выражает внутренние эмоции и субъективный опыт, а не объективную реальность. Художники стремились вызвать у зрителей сильный эмоциональный отклик, искажая реальность, преувеличивая цвета, формы и очертания и используя смелые, жестикуляционные мазки. Часто использовали цвета, которые не соответствовали жизни, а скорее отражали их эмоциональное состояние.
Винсент Ван Гог, Василий Кандинский, Эдвард Мунк
Кубизм. С 1907 года
Возглавляемое Пабло Пикассо и Жоржем Браком, делало акцент на абстракции и деконструкции форм на их основные геометрические компоненты. Кубизм стремился изображать предметы с разных сторон одновременно, бросая вызов условностям перспективы и глубины. Разбивал объекты на фрагментированные геометрические плоскости и грани. Такая фрагментация позволяет художникам изображать несколько точек зрения на предмет одновременно. Кубизм можно разделить на две основные фазы: аналитический кубизм, характеризующийся фрагментарными формами и монохроматическими цветовыми схемами, и синтетический кубизм, в котором появляются элементы коллажа и более яркие цвета.
Футуризм. Возник в 1909 году
Под руководством Филиппо Томмазо Маринетти написан Манифест футуризма. Стиль искусства, который воспевает современный мир технологий, скорости и индустриализации. Для него характерно использование смелых цветов, динамичных линий и абстрактных форм, создающих ощущение движения и энергии. Художники-футуристы стремились передать суть современного мира и его стремительные перемены.
Идея запечатлеть суть современного мира и его стремительные перемены. Они считали, что искусство должно быть выражением настоящего момента, и стремились создавать произведения, отражающие постоянно развивающуюся природу современной жизни. Этот акцент на текущем моменте и будущем был отходом от традиционных художественных норм, которые часто обращались к прошлому за вдохновением. Воспевание красоты машин, мощи технологий и азарта скорости.
Уметро Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра
Имажинизм. 1913 – 1927
Имажинисты отвергали сентиментальность и дискурсивность. Прямота изложения, экономия языка и готовность экспериментировать с нетрадиционными формами стиха; имажисты использовали свободный стих. Зародившись в Англии, расцвёл в СССР. В литературном объединении русских поэтов Серебряного века, существовавшем в 1918—1925 годы. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф.
Конструктивизм. С 1915 года
Отвергает идею искусства ради искусства. Он подчёркивал использование промышленных материалов и техник для создания произведений искусства, которые служили бы полезной цели и способствовали построению нового социалистического общества.
Характеризуется геометрической абстракцией, смелыми цветами и акцентом на функциональность, искусство конструктивизма является визуально ярким и концептуально строгим. Художники использовали промышленные материалы, такие как металл, стекло и пластик, применяя такие техники, как сварка, коллаж и ассамбляж для создания динамичных композиций. Центральное место в эстетике конструктивизма занимает принцип "строительства", когда произведения искусства задумываются как структурные элементы в рамках более крупной архитектурной или социальной структуры.
Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий.
Дадаизм. 1915
Звание Отец дадаизма часто приписывают художнику румынского происхождения Тристану Тцара. Одной из определяющих характеристик дадаизма является отказ от разума и логики в пользу хаоса и случайности. Абсурдность, антиискусство, коллаж и монтаж, ирония и пародия, провокация, экспериментализм. Концепция Readymade – обычные предметы переделывались в произведения искусства, стирая различия между искусством и повседневной жизнью.
Заумь. 1910 – 1930
Полный или частичный отказ от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Подразделяется на фонетическую, синтаксическую и морфологическую.
Впервые в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса» четверостишье-заумь
«Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.»
В России Велимир Хлебников, Даниил Хармс, Казимир Малевич
Супрематизм. 1915 год
Придуман русским художником Казимиром Малевичем в 1915 году. Характеризуется использованием геометрических форм и чистого цвета для создания нового визуального языка, выходящего за рамки реальности. Смысл супрематизма заключается в его отказе от традиционных форм искусства и принятии абстрактных форм и чистого цвета. Движение стремилось создать новый визуальный язык, выходящий за рамки реальности и позволяющий художникам выразить чистые эмоции и духовность. На супрематизм оказали сильное влияние идеи русского мистицизма и духовности,
Пуризм. 1918
Это течение было создано французским художником Амеде Озенфаном и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году с написанием ими художественного манифеста «После кубизма». Идеальной пропорцией в пуризме рассматривается золотое сечение и отвергается декоративность и манерность. Повышенная требовательность к сохранению классической эстетики, изначальной чистоты, строгости стиля, приверженности канонам в языке, искусстве
Сюрреализм. 1924
Основанный в Париже в 1924 году поэтом Андре Бретоном, был художественным и литературным движением, которое сохранялось во время Второй мировой войны.
Художники-сюрреалисты использовали различные техники, такие как автоматизм и коллаж, для создания сновидческих и фантастических образов, которые бросали вызов логике и разуму. Сюрреализм опирался на такие элементы, как сны, сексуальность, случай и безумие, чтобы обойти художественные нормы и буржуазную чувствительность. Мечтательные и фантастические образы. Сочетание неожиданных или несочетаемых элементов.
Андре Бретон, Макс Эрнест, Сальвадор Дали
Ар-деко. 1920-1930 годы
Гламур ревущих 20-х. Этот стиль известен своим акцентом на роскошь, изысканность, гламур и современность, отражая оптимизм и энергию межвоенного периода. Здания в стиле ар-деко часто имеют обтекаемые фасады, сложные декоративные детали и использование таких материалов, как хром, стекло и полированный камень. Жирные контуры обрамляют области несмешанных ярких цветов. Фигуры представляют собой стилизованные силуэты, вдохновлённые примитивным искусством. Удлинённые формы и симметричные композиции создают динамизм. Типичны следующие характеристики: геометрические формы, обтекаемые формы, люксовые материалы, смелые цвета, декоративные мотивы, симметрия и повторение, гламур и экзотика, эстетика машинного века.
Тамара де Лемпицка
Мизерабилизм. После 1940-х
направление изобразительного искусства, зародившееся во Франции после 1940-х годов. В рамках данного направления, на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, с подчёркиванием трагической обречённости, «покинутости» человека в мире. Основоположником мизерабилизма считается Франсис Грюбер.
Концептуализм. 1960-х годы
Придуманное в 1967 году художником Солом Левиттом, это движение бросает вызов традиционному понятию искусства, утверждая, что сама идея, независимо от ее визуальной реализации, имеет равную художественную ценность с любым завершённым продуктом.
Концептуальное искусство характеризуется акцентом на идеи и концепции, а не на традиционные эстетические соображения. Вместо того чтобы сосредоточиться на создании визуально привлекательных объектов, художники-концептуалисты ставят во главу угла исследование философских, социальных или политических концепций через свои работы. Ключевые характеристики включают использование языка, текста и документации как неотъемлемых компонентов произведения искусства, часто представленных в виде письменных высказываний, фотографий или диаграмм.
Кроме того, концептуальное искусство часто включает в себя сотрудничество, перформанс или участие аудитории, что еще больше расширяет определение того, что представляет собой художественный опыт.
Минимализм. в 1960-х годах
Философия минимализма гласит: "Меньше - значит больше", то есть художники стремятся донести свою мысль, используя как можно меньше элементов. Минималистское искусство исключает украшения и детали, чтобы выделить основные линии, формы и массы. В работах, как правило, используются базовые геометрические формы, монохромная палитра и промышленные светильники, например, флуоресцентные лампы.
Чистые прямоугольные призмы служат примером минималистской скульптуры. На холстах изображены повторяющиеся узоры или одиночные цветные формы. Разбирая на составляющие само искусство, минимализм провоцирует осознание форм, масштабов, текстур и пространства. Простые геометрические формы и очертания. Ограниченная цветовая палитра, часто монохроматическая.
Дэн Флавин, Роберт Моррис
Оп-арт. 1950-е и 1960-е года
Стиль визуального искусства, который использует геометрические формы, линии и цветовые контрасты для создания оптических иллюзий, которые кажутся движущимися, вибрирующими или мерцающими.
Поп арт. 1950-е и 1960-е года
Объединил британских и американских художников, черпавших вдохновение из популярных образов и продуктов коммерческой культуры, в отличие от элитарной сферы изобразительного искусства. Основное внимание уделялось освещению обыденных или китчевых аспектов повседневной жизни с помощью таких средств, как механически воспроизведённая шёлкография, огромные копии и мягкие скульптуры.
Энди Уорхол, Клаес Ольденбург
Китч. Середина XX века
Массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. Синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.
Один из распространённых видов сувенира — реплика с архитектурного или скульптурного объекта — как правило, приобретается не ради воспроизведения дома семи чудес света в миниатюре, а из-за желания сохранить испытанные эмоции. Китч можно назвать материализацией эстетического впечатления.
Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна