Илья смотрел на экран своего телефона и ощущал легкую тревогу. Сообщение было от его троюродного брата, Дениса.
Не простое "привет, как дела", а именное, структурированное приглашение: "Дорогие Илья и Ольга! Приглашаем вас разделить с нами радость нашего десятилетнего юбилея! 15 июня, ресторан "Уют", 18:00. Будем вас ждать!"
Илья мысленно перенесся назад, на их свадьбу. Шумное застолье, сияющий Денис и его молодая жена, Светлана, тогда еще худая и угловатая девушка с горящими глазами.
— Ольга! — крикнул он в сторону кухни. — Глянь на это.
Ольга вышла, вытирая руки о полотенце. Ее лицо, обычно спокойное, озарилось улыбкой.
— О, Денис со Светой юбилей справляют! Десять лет — это серьезно. Надо будет подумать о подарке.
— Да, конечно, — Илья протянул ей телефон. — Но посмотри на дату. Это как раз в тот уик-энд, когда к нам приезжают мои родители.
— Точно. Твоя мама звонила вчера, подтвердила, что билеты у них на руках. Пятница-воскресенье. Получается, юбилей как раз на середину их визита, — вздохнула женщина.
Илья кивнул. Его мать, Галина Петровна, была женщиной с сильным характером и очень болезненно воспринимала любое, даже случайное, исключение ее из семейных планов.
— Знаешь, — осторожно начала Ольга, как будто читая его мысли. — Может, мы их с собой возьмем? Твои родители же Дениса знают, родня все-таки. Им, наверное, будет приятно повидать его снова, поздравить.
— Ты серьезно? Свозить мою маму, которая считает, что все современные рестораны — это обдираловка, и отца, который засыпает в девять вечера, на юбилей к троюродному брату? В ресторан, вечером? Это же не семейный обед на даче. И потом, Денис пригласил только нас вдвоем, — Илья скептически хмыкнул.
— Но они же родня! — возразила Ольга. — Пусть и не самая близкая. Денис не будет против, я уверена. Он же душа-человек. А твоя мама обидится, если мы уедем на весь вечер и оставим их одних. Ты же знаешь, как она это воспримет: "Мы приехали, а вы нас на порог не пускаете, по своим делам разбежались", — добавила она, передразнив свекровь.
Это был железный аргумент. Галина Петровна владела искусством создания чувства вины в совершенстве.
Мысль о трех часах упреков и холодного молчания после праздника заставляла Илью содрогнуться.
— Ладно, — сдался он. — Сначала спрошу у мамы, пойдут ли они, а потом позвоню Денису, по-братски объясню ситуацию. Думаю, он поймет.
Галина Петровна, услышав про юбилей Дениса и Светланы, обрадовалась и воодушевилась.
Поговорив с ней, Илья набрал номер троюродного брата, лелея в душе слабую надежду, что Денис будет не против. Мужчина ответил на его звонок почти сразу же.
— Братан! Получил приглашение? Отлично! Ждем-ждем! Света прямо замучила меня, чтобы все было по высшему разряду.
— Получил, получил, — улыбнулся Илья. — Поздравляю вас, серьезная дата. Мы с Олей обязательно будем.
Помолчав, он перешел к сути.
— Денис, тут к тебе маленький вопрос, можно сказать, семейный. У меня как раз в эти дни родители приезжают. Помнишь же их?
— Ну как же, конечно! — откликнулся Денис. — Твоя мама такая… энергичная.
— Вот именно, — вздохнул Илья. — Они узнали про ваш юбилей и просто загорелись желанием поздравить вас лично. Говорят, помнят вашу свадьбу, хотят увидеть, как вы выросли за эти годы. Мы не можем их оставить одних, и Оля предложила… если вы не против, взять их с собой? Мы не задержимся долго, поздравим, посидим чуток и уедем.
На другом конце провода воцарилась неловкая пауза.
— Илья… — Денис заговорил медленнее, тщательно подбирая слова. — Ты же понимаешь, у нас все строго по брони. Ресторан… мы считали места. Столики рассчитаны на определенное количество гостей. Плюс меню, там все по списку...
— Я понимаю, — поспешно сказал Илья. — Но, может, можно как-то решить? Может, им просто стулья дополнительные поставить в конце стола? Они не будут есть много, папа на диете, мама вегетарианка, они так, посидят, за компанию…
— Илюх, это же не домашние посиделки, — голос Дениса потерял часть своей радушности. — Это юбилей в ресторане. У нас своя программа, тамада, конкурсы. Твоим родителям, я уверен, будет неинтересно. Да и Света… она так тщательно все планировала, чтоб было все по-семейному...
— Я знаю, но моя мама уже настроилась, — Илья почувствовал, как начинает краснеть. — Если мы скажем нет, это будет целая драма. Она не поймет и скажет, что ее не пускают на семейное торжество. Ты же ее знаешь.
— Знаю, — в голосе Дениса послышалась усталость. — Но это создает нам неудобства, ты понимаешь? Мы не готовились к такому количеству гостей. И потом, твои родители… они ведь люди старой закалки. А у нас будет современная музыка, шумно, весело. Они же с ума сойдут.
— Денис, они всего на час, максимум на два! — стал настаивать Илья, чувствуя, как разговор заходит в тупик, и вместе с тем злясь на себя, на Дениса и на всю эту ситуацию. — Помоги мне, как брат. Я же не могу им отказать!
— А я, по-твоему, что должен делать? — в голосе Дениса впервые прозвучало раздражение. — Я должен сейчас звонить в ресторан, униженно просить добавить два места, пересчитывать бюджет, потому что твоя мама вдруг решила, что ей срочно нужно на наш юбилей? Извини, но это наш праздник! И только мы решаем, кого приглашать! А ты теперь меня в неловкое положение ставишь!
Илья закусил губу. Он посмотрел на Ольгу, которая, уловив напряжение в его голосе и взгляде, подошла ближе.
— Я не ставлю, а прошу, как родственник, — Илья попытался смягчить тон.
— Нет, Илья, это не просьба, а ультиматум, — холодно парировал Денис. — Или я вас всех принимаю, или никого! Я все правильно понимаю?
— Никто так не говорит! — взорвался Илья. — Я просто объясняю ситуацию! Ладно, я все понял. Твой праздник, твои правила. Передавай Свете привет.
Он резко положил трубку. В ушах звенело от собственной несдержанности и от несправедливых слов Дениса.
— Что? Что он сказал? — спросила Ольга.
— Сказал, что я ставлю ему ультиматум и создаю неудобства! Что это его праздник и он решает! А я что должен сделать? Сказать своей матери, что ее там не ждут?!
— Может, и не стоило вообще об этом говорить...
Вечер был безнадежно испорчен. Внезапно зазвонил телефон Ольги. Она посмотрела на экран.
— Светлана.
— Бери, — мрачно кивнул Илья.
— Света, привет, — сказала Ольга, включив громкую связь.
— Оленька, здравствуй, — голос Светланы звучал устало. — Я… я знаю, что Денис только что разговаривал с Ильей. И знаю, чем это закончилось.
— Закончилось это взаимными обидами, — с горечью вставил Илья.
— Я знаю, Илья, извини. Денис сейчас как на иголках. Он вообще-то не конфликтный, но он так этого юбилея ждал, так хотел, чтобы все было идеально… А тут такой стресс в последний момент...
— Мы понимаем, — сказала Ольга. — Но у нас, знаешь ли, тоже стресс. Илья просто попытался найти выход из ситуации.
— Выход, который создает проблему нам, — мягко, но твердо возразила Светлана. — Вы представьте нашу сторону: у нас все расписано по минутам, оплачено, согласовано. Мы пригласили самых близких друзей и родных, которых мы сами хотели видеть. А тут вдруг появляются люди, которых мы не звали. Это неловко для всех. Для нас, для других гостей, и, поверь мне, для самих твоих родителей, Илья. Им будет некомфортно в незнакомой компании.
— Моей маме будет некомфортно от того, что ее не позвали, — пробормотал Илья, но уже без прежнего жара. Логика Светланы была неумолимой.
— Я знаю Галину Петровну, — продолжала невестка. — Она придет, увидит, что места ей не подготовили, что она здесь лишняя, и ей будет еще хуже. Поверь. Лучше уж маленькая обида сейчас, чем большое унижение для нее в ресторане.
Илья молчал. Он смотрел в стол, и до него постепенно начинало доходить, что, желая избежать одной неприятности, создал другую, гораздо более серьезную.
— Что же нам теперь делать? — спросила Ольга. — Илья уже сказал родителям, что, возможно, пойдем все вместе. Они обрадовались.
— Поговори с ними, Илья, — попросила Светлана. — Объясни честно. Скажи, что вас пригласили вдвоем, что ресторан не может принять больше людей. Придумайте им какую-нибудь прекрасную программу на этот вечер. Отправьте в театр, в хороший кинотеатр. Купите им билеты заранее. Подарите им этот вечер, и они почувствуют себя особенными.
— Я попробую, — с облегчением выдохнул Илья. — Прости, что влезли в ваши планы со своими проблемами.
— Ничего страшного, мы все понимаем, — Светлана улыбнулась, это было слышно по голосу.
Они попрощались, и Илья откинулся на спинку стула.
— Ну что? — спросила Ольга. — Будем спасать ситуацию?
— Будем, — Илья решительно кивнул. — Звоню маме.
Разговор с Галиной Петровной был непростым. Сначала последовали обиженные вздохи, фразы вроде "ну конечно, мы там лишние", "ничего, мы тут как-нибудь сами".
Но когда Илья, следуя плану Светланы, рассказал, что купил для них билеты в оперу (он соврал, но был готов купить хоть в космос), свекровь еще сильнее возмутилась.
— Купить нас решили? Не выйдет! Если вы поедете на этот юбилей, где нас ни за кого не считают, мы сдадим билеты и не приедем! Никогда больше!
— Мама, это же шантаж... — устало вздохнул мужчина. — зачем все усложнять? Нас не будет только один вечер...
— Нам все равно! — Галина Петровна. — Я все сказала! Решай, кто тебе дороже: этот предатель или мы! — добавила она с обидой и бросила трубку.
Максим пару минут смотрел на свой телефон, а потом, с растерянным видом, повернулся к жене.
— Что делать, ума не приложу? — пожал плечами мужчина. — Наверное, нужно отказаться от поездки на юбилей. Только сейчас позвоню Денису, — он сжал телефон в руке.
— Ты сам-то чего хочешь? — остановила его своим вопросом Ольга.
— Да я не знаю... вроде бы и брата давно не видел, но родители... они же раньше с нами договорились... Наверное, я откажусь от юбилея, — Максим набрал номер троюродного брата и несколько минут пытался ему объяснить причину, по которой он с женой не приедет.
— Как вас не будет? О чем ты раньше думал? Отменить ничего нельзя уже! — завопил в трубку Денис. — Возвращай десятку, раз не приедете!
— Какую десятку? Ты чего? До субботы еще времени куча, — возмутился в ответ мужчина.
— Если не приедете, то будете должны нам десятку! — снова проговорил брат.
Максим ничего не ответил. Он увидел истинное лицо Дениса и больше не хотел иметь с ним ничего общего.
На юбилей супруги не поехали, предпочтя провести время со свекрами, которые были этим очень довольны.
Однако в воскресенье от Дениса все равно пришло сообщение, в котором он требовал вернуть десятку.
Максим проигнорировал его требование и внес троюродного брата в черный список.