Найти в Дзене

Пентатоника и мелизмы: почему именно она даёт голосу свободу

Юлия Кантонистова - музыкант, вокалистка, продюсер, педагог по вокалу, MMus (London) Когда мы слышим слово «мелизм», кажется, что речь идёт о чём-то виртуозном, технически сложном, доступном только избранным вокалистам. Но если разобрать мелизмы с точки зрения реальной музыкальной структуры, становится ясно: основа большинства красивых вокальных «рисунков» — это простая пентатоника. Пентатоническая сетка лежит в основе огромного количества мелизмов в современной музыке, soul, pop и R&B. Без неё невозможно выстроить подвижную фразу, создать красивый орнамент или свободно импровизировать. Об этом я подробно говорю в видео к статье — там я показываю, как звучит пентатоника, как она работает в голосе и как мелизмы буквально собираются из её звеньев. Что такое пентатоника и почему она строится так легко Пентатоника в ля-миноре — это всего пять ступеней из гаммы:
1 3 4 5 7 - в миноре Мы исключаем вторую и шестую ступени, и в результате остаётся структура, которая звучит мягко, устой
Оглавление
Юлия Кантонистова - музыкант, вокалистка, продюсер, педагог по вокалу, MMus (London)
Юлия Кантонистова - музыкант, вокалистка, продюсер, педагог по вокалу, MMus (London)

Когда мы слышим слово «мелизм», кажется, что речь идёт о чём-то виртуозном, технически сложном, доступном только избранным вокалистам. Но если разобрать мелизмы с точки зрения реальной музыкальной структуры, становится ясно: основа большинства красивых вокальных «рисунков» — это простая пентатоника.

Пентатоническая сетка лежит в основе огромного количества мелизмов в современной музыке, soul, pop и R&B. Без неё невозможно выстроить подвижную фразу, создать красивый орнамент или свободно импровизировать.

Об этом я подробно говорю в видео к статье — там я показываю, как звучит пентатоника, как она работает в голосе и как мелизмы буквально собираются из её звеньев.

Что такое пентатоника и почему она строится так легко

Пентатоника в ля-миноре — это всего пять ступеней из гаммы:

1 3 4 5 7 - в миноре

Мы исключаем вторую и шестую ступени, и в результате остаётся структура, которая звучит мягко, устойчиво и одновременно даёт огромное пространство для движения.

🔗 Если представить пентатонику как цепочку, то каждая нота в ней — это отдельное звено. Одно чуть длиннее, другое короче, третье плотнее. И именно эта разница создаёт разнообразие мелизмов, даже если нот всего пять.

Почему мелизмы строятся именно на пентатонике

Когда вокалист поёт мелизм или как их называют в англоязычном вокальном мире riffs and runs, — он не «угадывает» звуки.

Он опирается на внутреннюю сетку — на мышечную и слуховую память о расстояниях между нотами. И чаще всего эти расстояния — это интервалы пентатоники.

Мелизмы строятся на:

— возвратах,
— спусках,
— подъёмах,
— маленьких лупах,
— ритмических смещениях,
— характерных повторениях внутри пентатонической схемы и тд.

Это всё пентатонические движения.

Без них мелизмы начинают «проваливаться», звучать случайно или неуклюже.

Если в голосовом аппарате нет мышечного ощущения терции и тона — мелизма нет. Если есть — он появляется.

Мышечная память: главный секрет мелизмов

Самое важное — мелизмы не возникают от знания или от "просто отпусти себя".

Только от пошаговой тренировки и
телесного понимания:

— как звучит малая терция,
— как чувствуется расстояние,
— как голос проходит по двум-трём ступеням подряд,
— как мышцы реагируют на маленькие скачки.

Мышечная память — это не образное выражение. Это реальный навык голосовых складок и микродвижений внутри гортани.

Поэтому невозможно просто «посмотреть видео и спеть как Уитни Хьюстон». Но можно, если идти шаг за шагом — повторять, слушать, ощущать, а потом снова повторять.

Где ещё живёт пентатоника (кроме мелизмов)

Это удивительно, но пентатоника встречается буквально везде:

— в современных мелодиях,
— в вокальных украшениях,
— в импровизации,
— в движении по одному звуку вверх или вниз
— в переходах между фразами,
— в красивых спусках на конце строки.

Если вы когда-то чувствовали, что мелодия звучит «прямолинейно», это почти наверняка говорит о том, что пентатоническая сетка не встроена в слух и тело вокалиста.

Когда она встроена — появляется свобода: можно легко изменить рисунок, можно варьировать ритм, можно менять тембр на отдельных нотах, можно делать микроподвижности, которые создают стиль.

И это именно то, что отличает профессиональный вокал от любительского.

Импровизация и работа с мелодией

Пентатоника превращается в инструмент для:

  • изменения фразы,
  • создания собственного варианта мелодии,
  • ритмических вариаций,
  • оттенков тембра,
  • мягкого вибрато,
  • переходов между нотами.

Она помогает выйти из тупика в тот момент, когда вы держите одну ноту и не знаете, что сделать дальше.

Как только вы находите пентатонику — тембровые, ритмические и прочие вариации становятся обоснованными. Вы уже не думаете куда вам петь, вы работаете со звуком понимая что у вас есть ровный поток нот.

Почему пентатонику нужно тренировать каждый день

Пентатоника не появляется от знания. Мы это уже много раз проходили с моими учениками и никогда не получается просто спеть сразу, даже если очень хочется. Ни мелизмы ни саму пентатонику.

Она появляется от повторения. Это как увидеть красивую картину — можно восторгаться, но написать её без тренировки невозможно.

Точно так же невозможно петь:

— мелизмы,
— гибкие линии
— импровизацию,
— украшения,

если пентатоника не встроена в слух и мышечную память.

Однако встроить ее не так уж и сложно. Здесь нужна ежедневная пошаговая тренировка для вашего слуха и мышц. Буквально как спортзал - логически выстроеннный, музыкальный и понятный. Прыгать выше головы не нужно, а вот пошагово привыкая к простым фрагментам и усложняя только постепенно, а не сразу — может каждый обчный человек. И это мы делаем и смоими учениками и на моих обучающих курсах-тренажерах по которым можно заниматься самостоятельно.

Поэтому я создала специальную систему курсов, которые позволяют тренировать это каждый день — спокойно, в удобном темпе, без перегруза.

Как мои курсы помогают встроить пентатонику в голос

Это 2 части курса, каждая с теоретической частью и подробными объяснениями что мы делаем и зачем и как это будет развивать музыкальность, теория самой пентатоники и конечно инструкции - как заниматься. И самая главное - это упражнения, которые вы можете выполнять ежедневно вместе со мной по видео, уделяя внимание тому, что нужно именно вам.

К каждому курсу я также сделала дополнительные упражнения для тренировки, которые пользуются большой популярностью. Ведь всегда здорово иметь впетый навык - и это удобно делать по упражнениям.

🟥 Курс «Пентатоника. Базовый»
🟥🔉 Дополнительные аудио упражнения к курсу “Пентатоника. Базовый”
🟪 Курс «Пентатоника. 2 часть»
🟪🔉 Дополнительные аудио упражнения к курсу “Пентатоника. 2 часть”

Все курсы — это система.

Они работают как музыкальный спортзал: шаг за шагом вы тренируете движение, ощущение и свободу.

🟧 Все обучающие курсы
здесь
🟨 Отзывы о курсах
здесь
Задать вопросы по курсам и обучению можно
мне.

И будем рады вам в нашем 🟦 телеграм-канале о музыке и вокале.

Желаю музыкальной свободы и лёгкости каждой ноте.
Пусть музыка работает на вас!

Юлия Кантонистова

Пение
3339 интересуются