Есть редкие моменты, когда музыка раскрывается иначе — не как фиксированная мелодия, не как придуманные кем-то аккорды, а как огромный, живой слой звука. В нём слышны вибрации, обертоны, дыхание нот. И это не фантазии, а очень точное физическое ощущение. Именно его мы редко замечаем, потому что привыкли слушать музыку как фон, а не как структуру.
В видео к этой статье я показываю один из таких моментов: я держу педаль на пианино, и вы слышите все ноты одновременно, без пауз, без отдельных атак, как единый звуковой слой, почти как дыхание инструмента.
Это и есть текстура звука — то, что делает музыку объёмной.
Что происходит, когда мы слышим все звуки сразу
Когда педаль остаётся нажатой и каждая нота продолжается сверх своей обычной длины, рождается звуковая «слоистость».
Затухает одно — появляется другое.
Ноты накладываются друг на друга, вибрации переплетаются, и возникает объём, который невозможно услышать в изолированных звуках.
Внутри этого объёма слышны обертоны, тени звуков, хвосты аккордов, микровибрации, дыхание интервалов.
Если послушать внимательно, можно заметить, что звук дажеко «не один».
Он состоит из оттенков. У каждого аккорда свой хвост, своё послевкусие. И когда вы слышите эти хвосты — вы начинаете понимать музыку иначе.
Почему важно слушать музыку не как фон
Мы привыкли воспринимать музыку как нечто «целое»: мелодия, гармония, ритм.
Но внутри неё есть гораздо больше.
Часто именно способность услышать разницу между двумя интервалами — между большой терцией и квинтой, между чистой квинтой и уменьшённой — определяет, насколько глубоко вы понимаете музыку. Это влияет на всё:
— на то, как вы поёте,
— как интонируете,
— что чувствуете в аккорде,
— как сочиняете,
— как работает ваша музыкальная интуиция.
Музыкантом невозможно быть без вслушивания. А вслушивание — это навык, не врождённый дар.
Текстуры интервалов: почему они такие разные
Например, для меня:
квинта звучит как уверенность и ясность,
большая терция — как свет и сияние,
уменьшенная квинта — как напряжение и плотность,
кварта — как яркое пространство и энергия,
малая терция — как мягкое «провисание» внутри гармонии и спокойствие.
Если слушать не «нотами», а текстурой, становится ясно, что каждый интервал — это не только расстояние, но и состояние. У него есть собственная краска, чувство, направление.
Почему это важно вокалистам, продюсерам и тем, кто пишет музыку
Понимание текстур в музыке: вокале, сочинении, исполнении на любом инструменте, продюсировании, звукорежиссуре — это база. Такле понимание особо необходимо
— для красивого и чистого интонирования,
— для работы с вокальными приемами и вживления их в трек,
— для естественной импровизации и фантазии,
— для построения мелодии и ее логичности в контексте,
— для грамотного и интересного продакшена разумеется.
Если вы слышите не только ноту, но и её «окружение», вы поёте свободнее - потому что знаете контекст.
Это тот уровень музыкальности, который редко объясняют — его обычно приходится «догонять» годами. Но этому можно научиться системно.
Как развить способность слышать текстуру звука
Этот навык невозможно выучить только знанием. Будучи человеком практикующим педагогику уже давно, я могу сказать что знание не равно умению.
Просто знать что есть вот такие-то интервалы никак не поможет развить музыкальность. Она развивается только через погружение и фокусированное слушание — по-иному, чем в традиционном сольфеджио. Нужна тренировка слуха с фокусом внимания.
Поэтому я создала специальную серию аудиокурсов «Послушай».
🟦 Аудио-курс «Послушай! Базовый»
🟩 Аудио-курс «Послушай! 2 часть»
🟨 Аудио-курс «Послушай! 3 часть»
Подробнее о курсах здесь, здесь и здесь.
Отзывы о курсах тут.
Это не просто упражнения по нотам (хотя они и тоже важны), а обучение слуху через наслаждение звуком.
В этом курсе мы:
- Слушаем интервалы как текстуры и учимся их принимать, воспринимать и знать в лицо по звуку, а не просто как-то "запомнить".
- Различаем оттенки звучаний в самом тонком виде; я играю вам на качественном рояле и использую семплы высокого уровня - которые позволяют вам слышать настоящие обертона от струн инструмента.
- Чувствуем вибрации; и я объясняю и подсвечиваю вам ЧТО именно вы должны услышать и почувствовать.
- Учимся распознавать аккорды по ощущению, зная теоретически что они из себя представляют в том числе. Я даю вам точную теорию.
- Погружаемся в звук как в устойчивую структуру. Именно погружаемся. Иначе открыть это умение не получится. Но оно открывается, причем у всех.
Это работает как осознанная и точная музыкальная медитация, которая формирует глубинное понимание музыки конкретно по каждому интервалу — то, которое невозможно получить через теорию.
Заниматься по курсу можно в любое удобное время, шаг за шагом вместе со мной. В курсе все очень подробно объясняется и мы идем по этому пути вместе.
Я не знаю, делал ли кто-то подобное, я не встречала.
И мне хотелось всегда создать что-то такое, через что я прошла сама пробами и ошибками и поняла, увидела эту красоту которая структурна и естественна — как наш мир. И это понимание помогает мне не только петь и писать музыку, но и обучать, слышать лучше моих учеников и помогать приобретать музыкальные навыки всем, кто любит музыку, но испытывает трудности в начале пути.
Все можно слышать иначе
Когда я впервые сама начала слышать интервалы как краски, это изменило всё — и моё пение, и продакшн, и способность понимать музыку не только умом, но и интуицией. Что повлекло за собой неиссякаемое вдохновение и бесконечное количество вариаций для творчества.
Я искренне желаю каждому начать слышать музыку «изнутри» — как слои, как движение воздуха, как волшебное пространство.
Желаю вам глубоких музыкальных ощущений!
Юлия Кантонистова
🟥🟧🟨 Обучающие курсы вокала
🟦 Телеграм-канал о музыке и вокале