Найти в Дзене

Как Зухри по приказу Абдул-Малика изменил место хаджа

Зухри, которого во время правления Абдуль-Малика по его приказу взяли во дворец и который прожил свою жизнь здесь, сохранил свое положение при дворе не только в его эпоху, но и в правление Валида б. Абдуль-Малика, Язида б. Абдуль-Малика, Хишама б. Абдуль-Малика и Умара б. Абдуль-Азиза. Во время правления Абдуль-Малика в его продолжавшейся борьбе за халифат с Абдуллахом ибн Зубайром он встал на сторону Абдуль-Малика и пошел на страшное преступление, чтобы облегчить его положение. Зухри с помощью выдуманного им хадиса, добавил в список новые места, где можно совершать хадж, и таким образом воспрепятствовал людям посещать Мекку, которая была под властью Абдуллаха ибн Зубайра. Он убедил людей совершать паломничество в Палестину, которая была под контролем Абдуль-Малика. Хадис, который он придумал по этому поводу, содержится в «Истории» Якуби и звучит следующим образом: «Пророк (С) повелел следующее: «Для посещения трех мечетей отправляйтесь в дорогу: Масджид аль-Харам (в Мекке), моя мече

Как Зухри по приказу Абдул-Малика изменил место хаджа
Как Зухри по приказу Абдул-Малика изменил место хаджа

Зухри, которого во время правления Абдуль-Малика по его приказу взяли во дворец и который прожил свою жизнь здесь, сохранил свое положение при дворе не только в его эпоху, но и в правление Валида б. Абдуль-Малика, Язида б. Абдуль-Малика, Хишама б. Абдуль-Малика и Умара б. Абдуль-Азиза.

Во время правления Абдуль-Малика в его продолжавшейся борьбе за халифат с Абдуллахом ибн Зубайром он встал на сторону Абдуль-Малика и пошел на страшное преступление, чтобы облегчить его положение. Зухри с помощью выдуманного им хадиса, добавил в список новые места, где можно совершать хадж, и таким образом воспрепятствовал людям посещать Мекку, которая была под властью Абдуллаха ибн Зубайра. Он убедил людей совершать паломничество в Палестину, которая была под контролем Абдуль-Малика.

Хадис, который он придумал по этому поводу, содержится в «Истории» Якуби и звучит следующим образом:

«Пророк (С) повелел следующее: «Для посещения трех мечетей отправляйтесь в дорогу: Масджид аль-Харам (в Мекке), моя мечеть (Масджид ан-Наби в Медине) и мечеть Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса для вас имеет то же значение, что и Масджид аль-Харам»[1].

Если обратить внимание, то согласно этому лживому хадису, нет необходимости посещать Мекку для выполнения обязанности хаджа, путешествие в мечеть аль-Акса принесет такое же вознаграждение.

Достоверный же хадис выглядит так:

«Для посещения трех мечетей отправляйтесь в дорогу: Масджид аль-Харам (в Мекке), моя мечеть (Масджид ан-Наби в Медине) и мечеть Аль-Акса»[2].

В результате этого хадиса, выдуманного для того, чтобы подданные Абдуль-Малика не отправлялись в Мекку, подконтрольную Абдуллаху б. Зубайру, Абдуль-Малик обратился к своему народу, которого он не пускал в Мекку:

«Ибн Шихаб Зухри передает, что Пророк (С) сказал: «Подвяжите дорожные сумки только для трех мечетей: для Масджид аль-Харам, для моей мечети и мечети Аль-Акса. Масджид аль-Акса для вас подобна Масджид аль-Харам».» И камень, на который Посланник Аллаха ступил в ночь Мираджа, подобен камню Каабы».

По приказу Абдуль-Малика над тем камнем был построен купол, с него свисали завесы, были назначены слуги и были созданы условия, чтобы люди его обходили. Эта традиция продолжалась на протяжении всего Омейядского правления.”[3]

[1] Тарих-и Якуби, Ибн Вазих, т. 3, с. 8

[2] Сунан Абу Давуд, с. 216, Сунан Насаи, т. 2, с. 37-38

[3] Ибн Вазих, т. 3, с. 8

Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского ученого современности профессора Хайдара Баша "Имам Зейн аль-Абидин ас-Саджад (мир ему)". Перевод с турецкого: Арслана Кули.