Найти в Дзене
Азбука изящества

Российский кинематограф – всё. Да здравствует российский кинематограф!

Ты прекрасно знаешь, что я не отношу себя к поклонницам современного российского кино… Тем не менее, с завидным постоянством, можно сказать – фанатично, продолжаю искать жемчужину на дне тихого мутного пруда. Не теряю надежды, так сказать😅 И на этот раз, представь себе, мои поиски, кажется, увенчались успехом🥳 Мы с мамой побывали на «Авиаторе» Егора Михалкова-Кончаловского. И, по-моему, это как раз тот случай, когда экранизация ничуть не уступает роману, и даже является отдельным видом искусства. (Хотя, признаюсь только тебе, подруга😉. «Авиатора» я начала читать уже после просмотра фильма). Экранизировать Водолазкина, вообще, задача не из лёгких. Его романы существуют не столько в фабуле, сколько в дыхании языка, в философских суждениях, читаемых между строк. Перед нами – эдакий современный Достоевский! Кстати, Водолазкин – доктор филологических наук, что многое объясняет. Обожаю его роман-житие «Лавр». Потрясающее произведение! Если ещё не читали – от души рекомендую. Тем

Ты прекрасно знаешь, что я не отношу себя к поклонницам современного российского кино…

Тем не менее, с завидным постоянством, можно сказать – фанатично, продолжаю искать жемчужину на дне тихого мутного пруда.

Не теряю надежды, так сказать😅

И на этот раз, представь себе, мои поиски, кажется, увенчались успехом🥳

Мы с мамой побывали на «Авиаторе» Егора Михалкова-Кончаловского.

А это уже после просмотра пьём кофий в кафе. Традиции неизменны☕️Фото автора
А это уже после просмотра пьём кофий в кафе. Традиции неизменны☕️Фото автора

И, по-моему, это как раз тот случай, когда экранизация ничуть не уступает роману, и даже является отдельным видом искусства.

(Хотя, признаюсь только тебе, подруга😉. «Авиатора» я начала читать уже после просмотра фильма).

Сходила на «Авиатора». Теперь читаю роман. Фильмом осталась довольна! Фото автора
Сходила на «Авиатора». Теперь читаю роман. Фильмом осталась довольна! Фото автора

Экранизировать Водолазкина, вообще, задача не из лёгких.

Его романы существуют не столько в фабуле, сколько в дыхании языка, в философских суждениях, читаемых между строк.

Перед нами – эдакий современный Достоевский! Кстати, Водолазкин – доктор филологических наук, что многое объясняет.

Обожаю его роман-житие «Лавр». Потрясающее произведение!

Если ещё не читали – от души рекомендую.

-3

Тем интереснее наблюдать, как Егор Михалков-Кончаловский интерпретирует «Авиатора».

Он явно не пытается пересказать книгу, а создаёт собственное произведение, уважительно опираясь на первоисточник, но позволяя себе смелые перестановки.

Самая заметная из них — смена драматического центра.

В романе главным героем является Платонов: петербургский интеллигент, прошедший Соловецкий лагерь, переживший криозаморозку и неожиданно оказавшийся в постсоветской реальности. Его личный опыт — стержень повествования.

В фильме же этот стержень смещён: на первый план выходит нейрофизиолог, профессор молекулярной биологии, доктор Гейгер — человек, который Платонова (его роль великолепно сыграл Александр Горбатов) буквально возвращает к жизни.

Это Платонов. Кадр из фильма. Фото из свободных источников
Это Платонов. Кадр из фильма. Фото из свободных источников

В книге Гейгер — персонаж служебный, почти функциональный. Он «подающий мячи», сопровождающий, наблюдающий.

В кино же всё иначе. И это изменение, что характерно, продиктовано не только художественной логикой, но и кастингом.

Роль Гейгера исполняет Константин Хабенский, а всё, за что берётся этот актёр, приобретает глубину, объём и эмоциональный вес.

Хабенский в роли Гейгера. Фото из свободных источников
Хабенский в роли Гейгера. Фото из свободных источников

И эта трансформация, перераспределение ролей, в данном случае сработали.

Гейгер стал не просто героем второго плана, а полноценным трагическим героем, вовлечённым не только в научную, но и в личную, мелодраматическую линию.

Перед ним встаёт сложнейший выбор: высшая цель, карьера или земные отношения?

Что же выберет наш герой? Спойлерить я не буду☺️

Скажу лишь, что чувственная линия добавила фильму динамики и сделала историю более кинематографичной, избавив его от литературной статичности, которая на экране смотрелась бы тяжеловесно.

Платонов же (вернемся к нему) остаётся важным, но уже не единственным центром притяжения.

С Гейгером у них возникает любопытный дуэт: два героя, два соперника, только один смотрит в прошлое, другой — в настоящее и будущее.

Это решение добавляет эмоционального накала.

Кстати, в фильме есть и любовная линия, и даже классический треугольник (куда ж без него?😅)

Кадр из фильма. Фото из свободных источников
Кадр из фильма. Фото из свободных источников

Интриги, тайны, измены, предательство… Много с чем сталкиваются наши герои на протяжении века в фильме и нескольких часов – на экране.

Но главной темой сюжета (на мой взгляд) становится всё-таки покаяние.

Хочу отметить ещё одну сильную сторону картины – это кастинг.

Егор Михалков-Кончаловский подобрал актёров так тонко, словно ювелир драгоценные камни: каждый герой идеально попадает в тональность фильма.

Настя (актриса Дарья Кукарских). Фото из свободных источников
Настя (актриса Дарья Кукарских). Фото из свободных источников

Настю, жену и коллегу Гейгера в фильме, психолога и нейрофизиолога, исполняет Дарья Кукарских.

(Отмечу, что в книге эта героиня не имеет отношения к Гейгеру).

Александр Горбатов создал в картине убедительный образ Платонова, в котором есть и интеллигентность, и внутренняя надломленность.

Евгений Стычкин, как всегда, точный, живой, настоящий. Играет здесь на тонком нерве.

В фильме его фигура (Желткова) – одна из ключевых.

Желтков (Стычкин). Фото из свободных источников
Желтков (Стычкин). Фото из свободных источников

А Хабенский, действительно, — центр тяжести всего фильма.

Его Гейгер многослоен, человечен и почти физически ощутим в своём внутреннем раздвоении.

Отдельно хочу сказать про потрясающее музыкальное сопровождение картины. Макс Фадеев постарался!

Визуальный мир «Авиатора» заслуживает отдельного разговора.

Декорации, костюмы, фактуры — все детали так тщательно продуманы, что зритель верит в этот мир безоговорочно.

Кино не пытается кричать визуальными эффектами, оно просто красиво и честно в своей эпохе.

Пару слов о режиссёре картины – Егоре Михалкове-Кончаловском.

Недавно я прошлась по Наде Михалковой, назвав её режиссеркой.

Ну не понравилась мне её работа. Категорически. Имею право на своё мнение.

Меня за это захейтили в комментариях. Но я и сейчас сказала бы то же самое. На Наде природа отдохнула.

Так вот, Егор Михалков-Кончаловский — совсем другое дело. Он тоже наследник мощных кинематографических традиций. Его отец, Андрон Кончаловский. И высокую семейную планку Егор ничуть не уронил.

При этом он идёт своим творческим путём, не по стопам отца. И «Авиатор» как раз тот фильм, в котором это особенно заметно.

Хочу сказать, что Егор помог вернуть мне веру в российское кино.

-9

После «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина (2024 г) мне показалось, что такие фильмы — редкая удача теперь.

Однако «Авиатор» уверенно встал для меня в один ряд с «Мастером и Маргаритой»: зрелый, красивый, честный, наполненный смыслом.

Это кино, которое не просто смотришь — его переживаешь. И остаёшься благодарным за то, что в нашей кинематографической реальности всё ещё рождаются такие картины🥹

Если мой отзыв вам понравился, не жалейте лайка.

А если хотите больше знать о моей повседневной жизни, подписывайтесь на мой ТГ-канал. Это абсолютно бесплатно☺️

Ваша Яна ВЕЛЬМИ