Ты прекрасно знаешь, что я не отношу себя к поклонницам современного российского кино…
Тем не менее, с завидным постоянством, можно сказать – фанатично, продолжаю искать жемчужину на дне тихого мутного пруда.
Не теряю надежды, так сказать😅
И на этот раз, представь себе, мои поиски, кажется, увенчались успехом🥳
Мы с мамой побывали на «Авиаторе» Егора Михалкова-Кончаловского.
И, по-моему, это как раз тот случай, когда экранизация ничуть не уступает роману, и даже является отдельным видом искусства.
(Хотя, признаюсь только тебе, подруга😉. «Авиатора» я начала читать уже после просмотра фильма).
Экранизировать Водолазкина, вообще, задача не из лёгких.
Его романы существуют не столько в фабуле, сколько в дыхании языка, в философских суждениях, читаемых между строк.
Перед нами – эдакий современный Достоевский! Кстати, Водолазкин – доктор филологических наук, что многое объясняет.
Обожаю его роман-житие «Лавр». Потрясающее произведение!
Если ещё не читали – от души рекомендую.
Тем интереснее наблюдать, как Егор Михалков-Кончаловский интерпретирует «Авиатора».
Он явно не пытается пересказать книгу, а создаёт собственное произведение, уважительно опираясь на первоисточник, но позволяя себе смелые перестановки.
Самая заметная из них — смена драматического центра.
В романе главным героем является Платонов: петербургский интеллигент, прошедший Соловецкий лагерь, переживший криозаморозку и неожиданно оказавшийся в постсоветской реальности. Его личный опыт — стержень повествования.
В фильме же этот стержень смещён: на первый план выходит нейрофизиолог, профессор молекулярной биологии, доктор Гейгер — человек, который Платонова (его роль великолепно сыграл Александр Горбатов) буквально возвращает к жизни.
В книге Гейгер — персонаж служебный, почти функциональный. Он «подающий мячи», сопровождающий, наблюдающий.
В кино же всё иначе. И это изменение, что характерно, продиктовано не только художественной логикой, но и кастингом.
Роль Гейгера исполняет Константин Хабенский, а всё, за что берётся этот актёр, приобретает глубину, объём и эмоциональный вес.
И эта трансформация, перераспределение ролей, в данном случае сработали.
Гейгер стал не просто героем второго плана, а полноценным трагическим героем, вовлечённым не только в научную, но и в личную, мелодраматическую линию.
Перед ним встаёт сложнейший выбор: высшая цель, карьера или земные отношения?
Что же выберет наш герой? Спойлерить я не буду☺️
Скажу лишь, что чувственная линия добавила фильму динамики и сделала историю более кинематографичной, избавив его от литературной статичности, которая на экране смотрелась бы тяжеловесно.
Платонов же (вернемся к нему) остаётся важным, но уже не единственным центром притяжения.
С Гейгером у них возникает любопытный дуэт: два героя, два соперника, только один смотрит в прошлое, другой — в настоящее и будущее.
Это решение добавляет эмоционального накала.
Кстати, в фильме есть и любовная линия, и даже классический треугольник (куда ж без него?😅)
Интриги, тайны, измены, предательство… Много с чем сталкиваются наши герои на протяжении века в фильме и нескольких часов – на экране.
Но главной темой сюжета (на мой взгляд) становится всё-таки покаяние.
Хочу отметить ещё одну сильную сторону картины – это кастинг.
Егор Михалков-Кончаловский подобрал актёров так тонко, словно ювелир драгоценные камни: каждый герой идеально попадает в тональность фильма.
Настю, жену и коллегу Гейгера в фильме, психолога и нейрофизиолога, исполняет Дарья Кукарских.
(Отмечу, что в книге эта героиня не имеет отношения к Гейгеру).
Александр Горбатов создал в картине убедительный образ Платонова, в котором есть и интеллигентность, и внутренняя надломленность.
Евгений Стычкин, как всегда, точный, живой, настоящий. Играет здесь на тонком нерве.
В фильме его фигура (Желткова) – одна из ключевых.
А Хабенский, действительно, — центр тяжести всего фильма.
Его Гейгер многослоен, человечен и почти физически ощутим в своём внутреннем раздвоении.
Отдельно хочу сказать про потрясающее музыкальное сопровождение картины. Макс Фадеев постарался!
Визуальный мир «Авиатора» заслуживает отдельного разговора.
Декорации, костюмы, фактуры — все детали так тщательно продуманы, что зритель верит в этот мир безоговорочно.
Кино не пытается кричать визуальными эффектами, оно просто красиво и честно в своей эпохе.
Пару слов о режиссёре картины – Егоре Михалкове-Кончаловском.
Недавно я прошлась по Наде Михалковой, назвав её режиссеркой.
Ну не понравилась мне её работа. Категорически. Имею право на своё мнение.
Меня за это захейтили в комментариях. Но я и сейчас сказала бы то же самое. На Наде природа отдохнула.
Так вот, Егор Михалков-Кончаловский — совсем другое дело. Он тоже наследник мощных кинематографических традиций. Его отец, Андрон Кончаловский. И высокую семейную планку Егор ничуть не уронил.
При этом он идёт своим творческим путём, не по стопам отца. И «Авиатор» как раз тот фильм, в котором это особенно заметно.
Хочу сказать, что Егор помог вернуть мне веру в российское кино.
После «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина (2024 г) мне показалось, что такие фильмы — редкая удача теперь.
Однако «Авиатор» уверенно встал для меня в один ряд с «Мастером и Маргаритой»: зрелый, красивый, честный, наполненный смыслом.
Это кино, которое не просто смотришь — его переживаешь. И остаёшься благодарным за то, что в нашей кинематографической реальности всё ещё рождаются такие картины🥹
Если мой отзыв вам понравился, не жалейте лайка.
А если хотите больше знать о моей повседневной жизни, подписывайтесь на мой ТГ-канал. Это абсолютно бесплатно☺️
Ваша Яна ВЕЛЬМИ