Всем доброго времени суток, с вами Неоновый Герой. Девяностые - знаковое время для нашей страны и всех республик бывшего СССР. Страшные политические и экономические кризисы, разгул бандитизма и организованной преступности, переход от "прекрасного советского будущего" к суровым, капиталистическим реалиям настоящего и так далее... Многим тяжело вспоминать эти времена, но те, кто во времена девяностых были детьми(как, собственно, и автор этого канала), до сих пор с теплотой вспоминает эти дни, ровно как и культурные феномены девяностых: дешёвые сладости, 16-битные консоли и VHS кассеты. Хотя, и у детей девяностых были свои страшилки: вспомнить только логотип телекомпании "ВИD" или рассказы о крысах, величиной с кошку или о странных незнакомцах, которые по вечерам уводят детей со двора к себе в логово. Ребята из российской студии Troikaz воплотили все эти детские и ностальгические страхи в своей недавно вышедшей графической новелле с элементами хоррора. О ней сегодня и пойдёт речь. Итак. что же такое No, I'm not a Human, и почему вы обязаны в неё поиграть, особенно если вы дитя девяностых. Ответ - ниже.
Итак, точный год в игре не говорится, однако антураж и некоторые элементы говорят о конце 90-ых, начала нулевых. Экологи предупреждали, но никто не послушал - многочисленные вспышки на солнце вызвали невероятно сильную жару, настолько сильную, что днём выходить на улицу стало смертельно опасно: можно заживо сгореть от солнечной радиации. По телевизору показывают "Лебединое озеро"(а живущие в девяностые знают, что это означает), началась повальная анархия и разгул преступности. да и весь мир катится к чертям. Главный герой - житель стоящего поодаль от остальных дома,разумеется без имени(как и у всех в этой игре). Проснувшись в первый день катастрофы, он обнаруживает на кухне своего соседа, который рассказывает, что помимо аномальной жары на улицах появились странные существа, почти неотличимые от людей. Их называют Гости, и ясно только то, что они убивают и питаются простыми людьми, однако никогда не нападают в открытую.Главное, о чём говорит сосед: главному герою ни в коем случае нельзя оставаться одному дома. По округе бродит серийный убийца, ничуть не скрывающий, что он - Гость, и он только и ждёт, чтобы придти к вам, извиняюсь за тавтологию, в гости, если вы - один. И, конечно же, ничего хорошего от этого нам не светит.
Наступает ночь, и Сосед уходит. Раздаётся стук в дверь. Периодически на пороге дома появляются незнакомцы, которые просят впустить и приютить их, спасая от жуткого мира снаружи вашего дома. Только от игрока зависит, кого именно он впустит, так как большинство из незнакомцев(а их всего в игре 56 различных личностей) не внушают доверия своим внешним видом. Тут есть и неестественно длинный мужчина, парень с зашитым ртом, девушка с искривлённым позвоночником, странного вида сектант, вещающий о конце света, жутко обожжённый пожарный и многие-многие другие. Изначально вы не знаете ничего о своих новых постояльцах, однако, впоследствии, они могут рассказать вам свои истории. Рано или поздно вы впустите Гостя, а поутру вы узнаете, что кого-то убили. Насколько я понял, по одиночке Гости не представляют опасности, но если их двое, то начинается своеобразная игра в "Мафию": каждую ночь они убивают мирного жителя. Впрочем, по телевизору регулярно рассказывают признаки Гостя, которые выявил при их исследовании Комитет по Чрезвычайным Ситуациям(сокращённо КЧС). Тут и идеально белые зубы, и красные глаза, и грязь под ногтями, и грибок на подмышках... Узнав об этих признаках, днём мы можем проверять наших постояльцев на предмет, являются ли они Гостями или нет. А выявив тот или иной признак, у героя всегда наготове "вертикалка", которой он может решить судьбу постояльца. Стоит ли говорить, что вы можете ошибиться, поскольку признаки Гостя вполне неоднозначны: у людей красные глаза бывают от постоянных слёз и недосыпа, а грибок - следствие пренебрежения гигиеной. Так что, вы вполне можете пристрелить и невинного человека. И это может привести к определённому финалу(а всего концовок 10).
Даже если мы будем различать Гостей и простых людей, и пришельцы не смогут убивать наших постояльцев, дом главного героя вместит определённое число людей. Некоторое время спустя на пороге нашего дома появляются люди в противогазах, которые как раз и являются КЧС. Они будут регулярно забирать по одному или два человека у вас для, как они выражаются, проверки, и, понятно, что этих людей мы больше в нашем доме не увидим. А иногда случается ещё более странное событие: Кошмар - когда герой в приступе ярости убивает всех своих сожителей, и остаётся один, а как уже было написано выше, оставаться одному нельзя на ночь(особенно когда ночью нас навещает тот Бледный полуголый мужчина). В игре есть ещё множество механик и различных событий: например, появление лысого мужчины, который даёт вам советы, и, похоже, ломает "четвёртую стену", есть лидер некоего культа, который просит приютить у вас трёх его людей, есть Линчеватель - мужик, который ходит с венгерским Калашниковым и охотиться на гостей, и в один прекрасный момент может и в вас заподозрить Гостя(играя в первый раз я его проверку не прошёл, и получил одну из плохих концовок, где главный герой и Линчеватель убивают друг друга через дверь). А есть соблазнительная рыжая девушка, с которой герой закрутит роман, а через пару дней мы увидим, что у неё вырос живот (что, собственно, откроет путь ещё к одной концовке). Есть курьерская доставка, через которую мы можем заказывать предметы для дальнейшего выживания, есть телефон, по которому мы можем звонить как в КЧС и доставку, так и просто болтать с родными наших сожителей или с незнакомцами в местном аналоге Тиндера. Собственно, всё это хорошо играет на атмосферу, однако, далеко не все эти фишки практически отражаются на построении сюжета No, I'm not a Human.
И ещё немного стоит коснуться атмосферы. Разработчикам весьма точно удалось добиться эффекта полного погружения в игру. Именно такие ощущения в детстве мы и испытывали, когда смотрели в дверной глазок, будучи дома одни. Тогда даже сосед по лестничной клетке, постучавший по ошибке в нашу дверь, выглядел для нас жутким. Но если игрок решился всё же впустить их и проникнулся историей бородатого лесничего, который сумел спастить от Бледного Гостя, или послушать бредни безумной гадалки, что здешний воздух пропитан смертью, то потом, поутру, если от них остаются лишь мусорные мешки, или их забирает КЧС, игрок испытывает огорчение, будто бы узнал, что умер знакомый. Плюс совсем точечные отсылки, вроде рекламы, пародирующий некоторые культурные феномены, пару гостей в виде известных личностей(например, Пророка Санбоя или курьера, похожего на иноагента Варламова), ну и общий вайб от несколько думерского звукового сопровождения и пейзажей, которых до сих пор можно встретить в любом российском городе. И конечно же, куча разных моментов, во многом напоминающий фольклор девяностых, вроде "Пиковой дамы"(чем вам не легенда, что нельзя Бледному гостю отвечать, что вы дома одни) или восставших из могил мертвецов, а также людей в химзащите и сектантах, сжигающих себя заживо. Что из этого правда, а что вымысел - решать вам. Вот и вам, уважаемые, история из моего детства. В девяностые я жил в маленьком городе, и по местному телевидению, иногда по вечерам, показывали фотографии найденных трупов и просили сообщить в милицию, если случайно их узнают. Вообразите себе весь мой ужас и шок от созерцания перекошенных мёртвых лиц? Вот и вы мне можете не верить, что такое было возможно, и тем не менее, это правда! Создатели No, I'm not a Human как раз и достигли этого Post mortem эффекта. использовав в создании персонажей некоторые пугающие фотографии из Интернета. А ещё в одной из концовок, можно увидеть отсылку на польский ютуб-сериал "Страна Грибов". что в свою очередь, тоже можно назвать интернет-фольклором.
Конечно, так как No, I'm not a Human не была как следует доработана и вышла в стадии раннего релиза, игра не лишена недостатков. Бич многих подобных графических новелл в том, что на определённые концовки не получится выйти без прочтения гайдов, несмотря на реиграбельность. А репитативное прохождение сюжета по n-омму разу малость приедается. Плюс, как я отметил выше, некоторые механики сделаны просто так, и не всегда понимаешь, для чего нужен тот или иной предмет. Тем не менее, неплохая сюжетная подоплёка No, I'm not a Human даёт возможность для создания фанфиков или спин-оффов по игре. Стоит ли приобщиться к игре и поиграть в неё? Определённо стоит, особенно если вы жили в девяностых и до сих пор вспоминаете пугающие истории оттуда. Да, и если вы не верите в фотографии мёртвых людей по телеку, напишите в комментариях о своих жутких историях, которые вы сами пережили в девяностые, и в которые поверить сейчас будет сложно!