Данная повесть – самое, пожалуй, мистическое и загадочное произведение писателя. Ее интерпретировали неоднократно и с разных ракурсов. Но добрались ли до главного?
Первое, о чем следует сказать – данный текст имеет сверхчетко выстроенную структуру, его можно сравнить с кристаллической решеткой, и случайных слов там примерно ни одного. Для анализа произведений такого рода следует применять, в первую очередь, методы интертекстуального и мотивного анализа.
Коли речь зашла про интертексты, то в «Пиковой даме», в первую очередь, бросаются в глаза отсылки к Данте и Гете. А значит, будет мрачно. Что касается мотива, то это повторяющийся элемент текста, несущий определенный смысловой заряд, – об этом можно почитать, в частности, у М. Гаспарова. В данной повести мотивная структура плотнейшая, можно сказать, лабиринт отражений – и выход из этого лабиринта проще, чем кажется. Как и сложнее. Выявляемые цепочки мотивов не только покажут скрытый от поверхностного взгляда смысловой рисунок, но и помогут разгадать значение пресловутых трех карт. Да, там есть, что разгадывать.
С них и начнем. Зайдем, так сказать, с козырей.
1. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ
Ай, молодой-красивый, позолоти ручку, всю правду расскажу – что было, что будет, чем сердце успокоится! Ну или наоборот, поплохеет с ним. Тут уж на всех не угодишь.
«Карты-картишки
Брошены веером…»
«Дорога дальняя, казенный дом…» (А вот здесь не шучу – достаточно вспомнить германновский финал).
Итак, что известно о картах? Во-первых, их три. Точнее, четыре, но дама пик семантически идентична тузу, так что они в одной связке. Во-вторых, расклад неизменен – карты всякий раз одни и те же, сколько бы ни упоминались. Тут можно было бы сказать, что пиковая дама выскакивает лишь в конце, но нет, с нее всё начинается – достаточно посмотреть на обложку. И вспомнить первый эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга». При этом карты не только всё время те же, но и располагаются в жесткой последовательности. Более того – маркируют временные отрезки и/или этапы: требовалось ставить строго одну карту в сутки. Про временные отрезки – это надо запомнить.
Помимо того, доподлинно известно, что это за карты – тройка-семерка-туз либо тройка-семерка-дама, и появление в финале пиковой дамы не было такой уж неожиданностью – выше отмечалось про название и эпиграф. Кстати, эпиграф. Какую информацию следует почерпнуть из него? Во-первых, данная карта несет определенный смысл, ее можно истолковать. А значит, остальные карты из расклада – тоже. Во-вторых, значение пиковой дамы негативное – тайная недоброжелательность, оно же скрытое пожелание зла (отметим факт скрытости, затаенности). Кто бы это мог быть? И почему свои злобные интенции вынужден скрывать?.. И наконец, в-третьих, автор указал ключ для толкования – новейшую гадательную книгу. Что это за книга? Я знаю, но не скажу. Ну ладно, скажу, но попозже.
Что до расклада в целом, то Пушкин раскрывает карты (сорри за слегка дурацкий каламбур, хотя, пожалуй, это и не каламбур вовсе) в предпоследней, шестой главе. Почему я назвала ее предпоследней? Потому что последней является та, что зовется Заключением (об этом будет отдельный разговор). В повести сказано: «Тройка, семерка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: “Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная”. У него спрашивали: “который час”, он отвечал: “без пяти минут семерка”. Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».
Итак, что же карты говорят? Во-первых, надо смотреть на масти. В повести упоминаются только две: пики и теперь вот черви. Такая избирательность не случайна – об этом будет ниже. Пока же можно отметить, что, следуя принципу силлогизма, тут надо говорить и о даме червей в довесок (или в противовес) к даме пик. Во-вторых, значение данных карт. Ассоциативные цепочки (которые якобы – якобы – полубред Германна) накладываются одна на другую, образуя семантическую спектральность, и трактовать расклад можно с разных ракурсов – не в противоречие, а в усиление смыслов. Третьим слоем сюда накладывается пиковая дама с тайной недоброжелательностью.
Но обо всем по порядку.
TO BE CONTINUED