Найти в Дзене

Почему люди врут? 3 неочевидные причины, о которых вы не догадывались

Когда мы сталкиваемся с ложью, первое, что приходит в голову — корысть. Он хочет получить выгоду! Она хочет избежать наказания! Но если бы всё было так просто, мир состоял бы сплошь из махинаторов и святых. На самом деле, причины, по которым умные и хорошие люди говорят неправду, часто гораздо сложнее и... человечнее. Давайте посмотрим правде в глаза: все мы иногда приукрашиваем, умалчиваем или говорим то, что от нас ждут. И вот почему. 1. Чтобы быть «своим»: язык принадлежности Это, пожалуй, самая мощная социальная причина. Ложь — это часто не про обман, а про идентичность. С её помощью мы показываем: «Я ваш, я разделяю ваши ценности, я — часть стаи». Пример из жизни, который поймут все мамы:
Вы приходите на детскую площадку, где все мамы восторгаются новым развивающим центром. Вы считаете его сомнительным, но вслух говорите: «Да, очень перспективное заведение!». Вы не лжете о фактах, вы поддерживаете групповой настрой, чтобы не стать изгоем. Пример из мира взрослых:
Новый сотрудник

Когда мы сталкиваемся с ложью, первое, что приходит в голову — корысть. Он хочет получить выгоду! Она хочет избежать наказания! Но если бы всё было так просто, мир состоял бы сплошь из махинаторов и святых. На самом деле, причины, по которым умные и хорошие люди говорят неправду, часто гораздо сложнее и... человечнее.

Давайте посмотрим правде в глаза: все мы иногда приукрашиваем, умалчиваем или говорим то, что от нас ждут. И вот почему.

1. Чтобы быть «своим»: язык принадлежности

Это, пожалуй, самая мощная социальная причина. Ложь — это часто не про обман, а про идентичность. С её помощью мы показываем: «Я ваш, я разделяю ваши ценности, я — часть стаи».

Пример из жизни, который поймут все мамы:
Вы приходите на детскую площадку, где все мамы восторгаются новым развивающим центром. Вы считаете его сомнительным, но вслух говорите: «Да, очень перспективное заведение!». Вы не лжете о фактах, вы поддерживаете групповой настрой, чтобы не стать изгоем.

Пример из мира взрослых:
Новый сотрудник в компании слышит, как все коллеги дружно осуждают начальника. Даже если руководитель ему симпатичен, он скорее всего промолчит или кивнет. Потому что цена правды в этот момент — это выпадение из коллектива, а цена лжи — чувство принадлежности.

Даже комплимент подруге о её неудачной стрижке — это часто не ложь, а «социальный клей», который поддерживает вашу связь. Вы выбираете не правду о волосах, а правду о вашей дружбе.

2. Привычка: когда все вокруг плывут по течению

Человек — социальное существо. Мы как рыбы в воде: мы принимаем правила той среды, в которой находимся. И если вокруг все немного привирают, рано или поздно вы начнете делать то же самое. Просто чтобы выжить.

Яркие примеры:

· Резюме. Все знают, что «знание языка на уровне Advanced» на деле может оказаться «читаю со словарем». Но если так делают все конкуренты, то честный «Intermediate» просто не заметят.

· Знакомства в сети. Фото десятилетней давности, «случайная» опечатка в возрасте, «увлечение горными лыжами» при двух занятиях в жизни. Когда это делает большинство, честный профиль кажется скучным и проигрышным.

В такой атмосфере честность начинает ощущаться как слабость или даже глупость. Сложно быть святым, когда все вокруг — немножко грешники.

3. Потребность во внимании: эффект «громкого крика»

Представьте, что вы на шумной вечеринке. Чтобы вас услышал друг, вам приходится говорить громче. Теперь представьте, что эта вечеринка — это социальные сети, политика или даже ваш офис. Чтобы тебя заметили, нужно «кричать» громче других.

Этот феномен называется Эффект Ломбарда. И он заставляет всех повышать «громкость» своего вранья.

Как это выглядит на практике:

· В соцсетях: Спокойный, взвешенный пост получит 3 лайка. А гневный, сенсационный, с громким заголовком — 300 репостов. Что вы выберете, если хотите внимания?

· В СМИ: Новость о том, что депутат проголосовал за скучный закон, никому не интересна. А новость о том, что он «устроил Скандал на Заседании!» — собирает клики.

· В быту: Скромный рассказ о поездке на дачу не произведет впечатления. А история о том, как вы «чудом избежали столкновения с кабаном», сделает вас душой компании.

Ложь здесь — это способ прорваться через информационный шум и получить свою порцию социального одобрения.

Что со всем этим делать?

Понимание этих причин помогает не осуждать людей (и себя!) с порога, а посмотреть на ситуацию с сочувствием и мудростью.

· Когда сталкиваетесь с ложью, спросите себя: «Человек хочет мне навредить? Или он просто хочет быть принятым, не отставать от других или чтобы его наконец заметили?»

· Когда ловите себя на желании приукрасить, спросите: «Какую свою потребность я пытаюсь удовлетворить этой ложью? Признания? Принадлежности? Безопасности?»

Бороться с глобальной ложью бесполезно. Но можно начать с себя. Создавайте вокруг себя такое пространство — в семье, среди друзей, — где можно быть слабым, ошибаться и говорить невыгодную правду. Где ценят не громкость крика, а тихую силу искренности.

Именно в таких «островках честности» рождается настоящее доверие.

А вам какая из причин кажется самой главной в вашей жизни? Бывало, что вы лгали не ради выгоды, а «по привычке» или чтобы быть своей? Поделитесь, если не страшно!