Найти в Дзене

Волковский партизан - сын старосты Иван Иванович Прибуда. Воспоминания о Гражданской войне в Сочинском округе....

Один из волковцев Предлагаю прочитать воспоминания участника Волковского партизанского отряда во время Гражданской войны - И.И. Прибуды. Записаны в 1957 г Н. Верниковско. В рукописном виде хранятся в МКУ "Архив г. Сочи". Никогда не были опубликованы! "Я всматриваюсь в обветренное, заросшее седой бородой лицо старика, в его выцветшие голубые глаза, ищу в нем общее с тем молодцеватым, бравым солдатом, который глядит на меня с пожелтевшей от времени фотографии. Общее, несомненно есть. Это и улыбка, и что-то волевое в уголках рта. Как у старого, так и у молодого. Двинулся я, да в дороге и заболел. Добрался все же до своего селения Третья Рота, а там и совсем свалился. Долго, почти полгода пролежал больным. Как-то собрались мы в доме Парфена Балонкина (в рукописи указано: "БОлонкина") , брата нашего будущего командира Викентия Антоновича, и давай судить-рядить: что делать? Был среди нас Алексей Светляк, хорошей памяти человек. Досталось от него кое-кому из малодушных, что по призыву хотел
Сочи, митинг 1 мая 1917 г Сочинский городской архив, ФДК
Сочи, митинг 1 мая 1917 г Сочинский городской архив, ФДК

Один из волковцев

Предлагаю прочитать воспоминания участника Волковского партизанского отряда во время Гражданской войны - И.И. Прибуды. Записаны в 1957 г Н. Верниковско. В рукописном виде хранятся в МКУ "Архив г. Сочи". Никогда не были опубликованы!

"Я всматриваюсь в обветренное, заросшее седой бородой лицо старика, в его выцветшие голубые глаза, ищу в нем общее с тем молодцеватым, бравым солдатом, который глядит на меня с пожелтевшей от времени фотографии. Общее, несомненно есть. Это и улыбка, и что-то волевое в уголках рта. Как у старого, так и у молодого.

  • Не похож? - спрашивает Иван Иванович Прибуда, хитро прищурясь.
  • Сколько же Вам лет тогда было? - спрашиваю старого партизана
  • Двадцать лет. Самым свежим пушечным мясом был послан на войну. Совсем еще теленком был. Правда, - не долго это продолжалось. Всем и всему верил, начальство и царя почитал, дисциплину соблюдал, воевал честно. Как попробовал турецкого фронта, да поближе узнал, что за штука эта война, так и стало мне понятно, что не за свои, а за чужие интересы страдаем, да гибнем. И когда обозначился развал армии, решил и я, что пора домой подаваться.

Двинулся я, да в дороге и заболел. Добрался все же до своего селения Третья Рота, а там и совсем свалился. Долго, почти полгода пролежал больным.

  • А когда же вы, Иван Иванович в партизанский отряд вступили?
  • Это уже в 1919 г, когда пришёл к нам Деникин и объявил мобилизацию пяти возрастов. Вот тогда и завязалось у нас партизанское ядро. Было это так.

Как-то собрались мы в доме Парфена Балонкина (в рукописи указано: "БОлонкина") , брата нашего будущего командира Викентия Антоновича, и давай судить-рядить: что делать? Был среди нас Алексей Светляк, хорошей памяти человек. Досталось от него кое-кому из малодушных, что по призыву хотели было в деникинскую армию идти. Допёк он их своими разъяснениями, уговорами и насмешками, да ещё при всём народе. Ну и остались те ребята дома, а потом и в партизаны пошли. Так вот, на этом собрании и решили организовать штаб Волковского партизанского отряда. Выбрали в состав штаба Алексея Светляка, Ткаченко (имени не помню), и еще бывшего прапорщика царской армии, нашего земляка ...Закичного. Образованные и знающие военное дело нам нужны были.

  • А что за человек был этот Закичный (фамилия написана неразборчиво)
  • Могу сказать только, что волк волком и сдохнет. Был он из бедной семьи, за время войны выслужился в прапорщики, почувствовал себя "их благородием" и пошел от нас в сторонку к "благородным", к белым. Стали мы вскоре что-то чужое, да не ладное замечать за ним, да нескоро раскусили. Вот как рассказывали, однажды целый вечер он что-то писал дома и жену даже в комнату не пускал. А жена его была простой, неграмотной крестьянкой и много помогала нам, партизанам. Тут случилось, что кто-то вызвал господина прапорщика из дома. Второпях он сунул бумаги за икону и выбежал во двор. А жена его через полуоткрытую дверь всё же заметила, куда он сунул бумагу, выхватила её из-за иконы, да и бежать с ней к Светляку. Пользуясь тем, что муж ушел куда-то...."

Продолжение следует....